Валерий Полянский в особом представлении не нуждается: советский и российский дирижер, профессор Московской консерватории, народный артист России, известный музыкально-общественный деятель. Первый опыт дирижирования хором получил в 13 лет, после окончания музыкальной школы, а в 22 года уже создал свой камерный хор, который спустя 4 года получил всеобщее признание на международном конкурсе в Италии. А самого Полянского восторженные итальянцы назвали подлинным Караяном хорового дирижирования, обладающим исключительно яркой и гибкой музыкальностью.
На международном фестивале духовной музыки «Магутны Божа» в Могилеве у любителей классической музыки была прекрасная возможность послушать концерт Государственной академической симфонической капеллы России, которой маэстро руководит более 20 лет. Программа его пребывания в Могилеве была расписана по минутам. И, чтобы поговорить с известным дирижером, журналистам пришлось набраться терпения и ловить его в паузах между репетициями и концертами.
— Насколько вам лично близка тема фестиваля? И что в вашем понимании духовная музыка? — поинтересовалась корреспондент «СЕ» у Валерия Полянского.
— Несмотря на то, что родился уже после войны, я всю жизнь занимаюсь церковной музыкой. Вообще духовная музыка — понятие всеобъемлющее, которое включает в себя не только церковную музыку, но и классическую. У того же Чайковского помимо литургии, всенощных бдений и других подобных произведений есть сочинения совсем не церковные. Мы пытаемся петь хороших композиторов, стараемся раскрыть то светлое и мудрое, что несет эта музыка, приучать наших зрителей к прекрасному звучанию, высокому жанру. Духовность — это все то, что помогает нам стать полноценными людьми, любящими тех, кто живет рядом. Мне кажется, что подобные фестивали этому очень способствуют. Жалко, что их мало.
Было время, когда я часто бывал в Беларуси, у меня был свой фестиваль в Полоцке. Туда приезжало много интересных коллективов и исполнителей — Елена Архипова, Геннадий Рождественский, ваш земляк Олег Янченко, хоровая студия «Весна», оркестр из Нидерландов. Помню те незабываемые концерты в Софийском соборе, которые собирали людей со всей Беларуси. Фестиваль проводился в апреле и длился 10 дней. Помню, даже минская филармония обижалась, что все это проходит не в Минске, а в Полоцке. В моем коллективе остались музыканты, которые до сих пор с удовольствием вспоминают этот чистенький городок, гостиницу, доброжелательных людей и публику, которая приходила на эти концерты.
— Вы руководите одновременно хором и оркестром, насчитывающим две сотни человек. Насколько сложно управлять таким огромным коллективом и как добиться того, чтобы он работал, как единый организм?
— Мы много работаем, требования высокие, а условия не всегда такие, какие хотелось бы иметь. Поэтому приходится приспосабливаться. Но мы друг друга любим. Требовательность присутствует, когда я на сцене, а когда заканчивается работа, мы все друзья. В моем понимании дирижер в наше время первый среди равных. Можно добиться большего и более интересного результата, если люди работают с удовольствием. Я сторонник того, чтобы коллектив жил дружно. Вот мы все приехали в Могилев, вместе ехали в автобусе, жили в гостинице, обедали, вместе шли на репетицию, потом на концерт. То есть большую часть суток мы проводили не в семье, а среди своих коллег. Когда люди хорошо относятся друг к другу, они хорошо себя чувствуют. И потом, хорошая музыка лечит не только душу, но и тело. Это научно доказано.
— Ваш хор считается одним из уникальных в России и пользуется огромной популярностью за границей. В чем секрет?
— Хоровое исполнение вообще очень тонкое искусство, тяжелый труд. Чем отличалась старая Россия? Там всегда были профессиональные хоры. В Европе их не было. Российское профессиональное пение до 1917 года было очень сильным и активным, во всех православных соборах имелись свои хоры. И русские композиторы писали на церковные сюжеты. На большие церковные праздники собирались все коллективы, которые были в Москве. После 1917 года все это ушло. Хотя даже при советской власти в России оставались профессиональные хоровые коллективы, что очень важно. До сих пор на Западе профессиональные хоровые коллективы есть только в оперных театрах. А на какие-то большие мероприятия они собирают преимущественно любителей. В Советском Союзе было много любительских хоровых коллективов, сейчас их количество уменьшилось. То, что в наши дни пытаются возродить хоровое пение, это хорошо. Когда люди в коллективе общаются с прекрасным, они становятся совершенно другими.
— В советское время многие композиторы, которые писали духовную музыку, просто были вычеркнуты из истории. Вы занимаетесь возрождением забытых произведений прошлого. Насколько сложно сегодня восстановить то, что было утрачено?
— Необыкновенно интересно открывать что-то новое и показывать людям. При этом испытываешь огромное удовлетворение от того, что исправляешь ту несправедливость, которая была когда-то совершена по отношению к тому или иному автору или сочинению. Такая же история в свое время постигла Первую симфонию Сергея Рахманинова, которая провалилась на премьере. В этом был виноват дирижер, но Рахманинов сжег всю свою партитуру. И только благодаря Александру Гауку и тому, что сохранились оркестровые партии, удалось восстановить это гениальное сочинение. Оно стало предвестником того, что потом произошло с Рахманиновым и что случилось в ХХ веке.
Мы записали все симфонии Александра Гречанинова, замечательного русского композитора, который был забыт в России. Мы записали и исполнили 45 концертов Дмитрия Бортнянского. В свое время это запрещалось делать, потому что музыка была церковной. Кстати, диски записаны в Смоленске в Успенском соборе, настоятелем которого был тогда нынешний патриарх Кирилл. Мы были еще совсем молодые ребята. А он рассказывал нам о соборе, о Смоленске, угощал чаем, был демократичен в общении. Это человек, который любит и понимает музыку. Помню, как мы писали на хорах в соборе, а он сидел в алтарной части и слушал.
— Духовность и семья — понятия неделимые. Какую роль сыграла семья в вашей судьбе?
— Мы жили в не очень большом достатке, в семье было трое сыновей. Отец — инвалид войны, всю жизнь честно работал, несмотря на то, что на протезах ходил. Мама тоже всегда была при деле. Мы с детства знали, что такое заработать на хлеб. Я трудился с ранних лет, поэтому и детей с внуками так воспитываю. Неважно, кто твои родители — ученые, артисты или простые рабочие, важно, какие они внутри, чем живут, чем дышат. Лично у меня есть украинские корни, бабушка и мама из Украины, двоюродная тетка — народная художница Украины Екатерина Белокур. Когда мы в Москве исполняли оперу Прокофьева «Семен Катко» — это о революции, о первой мировой войне на Украине — в качестве декораций использовали ее картины с цветами. Она потрясающе писала цветы. И вот это сочетание войны с той красотой и природой сильно, до боли в сердце, контрастировали.
— Вы признанный человек, вас в России ценят и любят. Но наверняка вас иногда посещала крамольная мысль, что за границей вы могли быть более обласканы?
— В свое время мне предлагали уехать учиться в Австрию, на стажировку к Караяну, были предложения переехать в Рим. Но ради хора я не стал этого делать.
— Несмотря на то, что вас за приверженность к церковной музыке притесняли?
— Отдельные люди предлагали мне не дирижировать Сидельникова, Шнитке, Бортнянского, я 14 лет был вообще не выездной. Но я ничего не потерял. Все неурядицы мне компенсировало то, что я занимался любимым делом. Считаю, что работать в Москве и выступать перед российской, белорусской, украинской публикой лучше, она больше чувствует и понимает эту музыку. Нужно тут пожить, подышать этим воздухом, почитать книги, историю. Одно время очень увлекался историей, мне было страшно интересно. У нас богатейшее культурное наследие. Полоцкие князья, Киевская Русь — все мы дети из одного ковчега.
— Вас не расстраивает то, что на концертах классической музыки больше возрастного зрителя, чем молодого? Может, то, чем вы занимаетесь, в будущем вообще обречено?
— После распада СССР на концерты приходила публика старше 50. А вот сейчас в Москве пошла такая тенденция — очень много молодежи стало ходить на наши концерты. Это студенчество, которое интересуется духовной музыкой. И задача телевидения, которое, на мой взгляд, с этим не справляется, — пропагандировать это. Ведь нельзя любить того, чего не знаешь. Сегодня транслируются вещи, для которых однозначно нужна цензура. А вот прекрасного, к сожалению, не хватает.
Записала Нелли ЗИГУЛЯ. Фото автора
zigulya@zviazda.by
Бюлетэні па выбарах Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь ужо гатовы.
Практыка комплекснага добраўпарадкавання населеных пунктаў на Гомельшчыне дае новае жыццё райцэнтрам рэгіёна.
Зрабіўшы якасць неад’емнай часткай іміджу Беларусі як краіны, займацца ёй неабходна пастаянна і ва ўсіх напрамках.