На минувшей неделе Казахстан официально присоединился к Всемирной торговой организации: в Женеве Нурсултан Назарбаев, Президент этой страны, и Роберту Азеведу, гендиректор ВТО, подписали протокол о присоединении Казахстана к данной организации. Это событие повлекло за собой десятки предположений и прогнозов: насколько повлияет членство в ВТО на цены в Казахстане и как присоединение страны к организации, ассоциируемой с глобальным рынком, повлияет на коллег по Евразийскому союзу.
Звучат в том числе и прогнозы, что это — «начало конца» ЕАЭС. Мол, отличие ВТО и Евразийского экономического союза настолько велики, при этом первый настолько благотворно повлияет на экономику Казахстана, что нечего и гадать — через лет пять ЕАЭС никто уже и не вспомнит. Эту немного фантастическую версию (ведь во многом Евразийский союз был идеей именно Нурсултана Назарбаева) аргументируют не чем иным, как резким снижением цен в стране на продукты питания и автомобили после приема Казахстана в ВТО. Как это ни удивительно, многие обыватели там решили с покупкой автомобиля повременить: вдруг к концу года чудо все же произойдет!
Переговоры о вступлении Казахстана в ВТО велись почти 20 лет и завершились 10 июня, 27 июля состоялось подписание протокола о присоединении. Следующим шагом должна стать ратификация документа в Казахстане. Как ожидается, она будет завершена до конца октября. Решение о приеме страны в ВТО вступит в силу автоматически через месяц после того, как организация получит уведомление о ратификации. Таким образом, все формальности будут завершены к новому году и Казахстан станет 162-м членом ВТО.
Напомним, Россия вступила в ВТО в 2012 году, став 156-м членом объединения. Тогда тоже было много ожиданий. Однако по российским договоренностям снижение пошлины на авто произошло не одномоментно, процесс растянулся на 7 лет. Сначала снизили лишь с 30% до 25. Однако простые покупатели так и не смогли сэкономить: были введены новые статьи расходов для водителей, а также обязательный утилизационный сбор. Он не только нивелировал снижение пошлины на 5%, но и в ряде случаев увеличил стоимость автомобилей, поставляемых в страну. То есть после вступления в ВТО цены на авто так и не упали.
Как это ни удивительно, многие обыватели в Казахстане решили с покупкой автомобиля повременить: вдруг к концу года чудо все же произойдет!
В то же время нельзя сказать, что от вступления Казахстана в ВТО людям совсем уж не на что рассчитывать, пусть даже снижение цен на продукты питания будет незначительным. Пример этому — Кыргызстан, а он один из первых на постсоветском пространстве присоединился к ВТО. Именно налоги с экспортных компаний являются основой бюджета этого государства, а значит, основой социальных программ. По оценке экспертов, вступление Казахстана в ВТО — это отличная возможность трансформироваться из регионального лидера в крупнейшего участника глобального экономического процесса.
Что же касается пессимистических прогнозов, что тесное сотрудничество Казахстана с ВТО станет началом конца ЕАЭС, то они, мягко говоря, не обоснованы. Сегодня практически каждое государство в мире входит в несколько экономических альянсов. Евразийский экономический союз является объединением региональным, ВТО — глобальным, уже по этой причине их соперничество будет также неразумно, как и соперничество борцов разной весовой категории. Здесь разумнее говорить о взаимодействии, ведь, как выразился президент торговой Ассоциации Кыргызстана Сергей Пономарев, «ЕАЭС и ВТО — это не диаметральные противоположности, это одно и то же, такая матрешка, когда есть внутренний рынок, рынок ЕАЭС и глобальный рынок».
В то же время присоединение Казахстана к ВТО влечет за собой определенные проблемы для его коллег по ЕАЭС. Главная из них — ввозные пошлины: тарифы в Евразийском объединении выше, чем те, что Казахстан согласовал с другими членами ВТО. Средняя ставка после присоединения составит 6,5% против 10,4% в Евразийском экономическом союзе. Расхождения есть более чем по 3000 позиций, это примерно треть всей номенклатуры. В связи со сложившейся ситуацией возникают риски реэкспорта, что признает и сам Казахстан: импортеры будут стремиться ввезти товары в Казахстан по более низкой ставке, а затем продать в других странах ЕАЭС. При этом тарифы на некоторые товары могут различаться вдвое — так, к примеру, обстоят дела с ввозными пошлинами на металлические трубы.
Чтобы не допустить льготного ввоза товаров третьих стран на территорию ЕАЭС, планируется принятие совместных мер, в частности Казахстан должен будет административно запретить реэкспорт. Однако пока непонятно, как это сделать, если таможенная граница отсутствует.
В то же время есть и иной выход: другие участники Евразийского экономического союза могут снизить пошлины у себя до уровня Казахстана. Аргументируется это полезностью для экономик и наличием возможности договориться о компенсациях такого снижения в виде дополнительных преференций от других партнеров. По этому пути, скорее всего, и пойдут страны объединения, ведь ЕАЭС сам стремится к либерализации режима внешней торговли.
Таким образом, вступление Казахстана в ВТО не несет существенной угрозы для ЕАЭС.
Для справки:
Всемирная торговая организация (ВТО; англ. World Trade Organіzatіon) — международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, ею в юридическом смысле. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Правила ВТО пре-дусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО — имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции (т.е. продукции с большим количеством циклов изготовления — это авто,самолеты, компьютеры, средства связи и т.д.) из развивающихся стран серьезно ограничен.
Среди принципов Всемирной торговой организации наиболее существенны следующие:
1) равные права — все члены ВТО обязаны предоставлять другим участникам организации режим наибольшего благоприятствования в торговле;
2) взаимность — все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными;
3) прозрачность — члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО;
4) защитные клапаны — в некоторых случаях правительство может вводить торговые ограничения; соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.
Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию об условиях труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников конкурентным преимуществом) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, которые утверждали, что такие меры только ухудшат благосостояние работников в связи с сокращением числа рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.
Надежда ЮШКЕВИЧ
Укараняюцца інавацыйныя тэхналогіі ў практыку работы дзіцячых садкоў.
У Мінску завяршыўся фестываль «Еўразія.DOC».
Пытанняў і праблем, якія стаяць перад кіраўніцтвам арганізацыі, нямала.
Цэны на ліквіднае жыллё ў сталіцы выраслі на 5 працэнтаў.