Вы тут

Юрий КОЗЛОВ: «Если раньше писатель был властителем дум, то сегодня оказался в арьергарде общества»


Российский прозаик и главный редактор литературного журнала «Роман-газета» Юрий Козлов стал частым гостем Беларуси и, в частности, ежегодного Дня письменности. Традиционному круглому столу, который проводится во время праздника, это только на руку, потому как опыт и авторитет автора — ценная лепта в обсуждение. Во время Дня письменности в Щучине мы поговорили с писателем, и, к слову, о его особом отношении к Беларуси тоже.

Мужчина_который вернулся

— Много говорится о том, что государство должно или даже обязано поддерживать литературу. А почему, собственно говоря, она не может существовать самостоятельно?

— В настоящее время она как раз и существует совершенно самостоятельно. Государству нет дела до литературы, она отдана на откуп рынку, то есть структурам, ориентированным исключительно на получение прибыли. Они относятся к литературе, как к шоу-бизнесу. Поэтому у читателей на слуху пять-десять фамилий «раскрученных» авторов, а остальные, не вписывающиеся в «рынок» писатели, влачат жалкое существование. То, что прежде называлось литературным процессом, сегодня подменено пиаром и рекламой. Серьезные, талантливые писатели не могут пробиться к массовому читателю, а сам читатель дезориентирован. Если прежде литература развивала и возвышала читателя, то сегодня она его развлекает и отвлекает от главного вопроса: куда движется наше общество, правильной ли дорогой мы идем?

В СССР, из которого все мы вышли, общественное устройство было, конечно, довольно своеобразным, однако оно было ориентировано на социальную справедливость, давало возможность каждому выбрать профессию, развиваться на выбранном поприще. Человек из деревни или маленького города, если обладал определенным талантом, мог стать академиком, выдающимся математиком или директором крупного предприятия. Литература ориентировала человека на достижение высоких целей, а потому рассматривалась как государственное дело. Общество было заинтересованно в том, чтобы каждая отдельная личность развивалась, совершенствовалась в духовном и профессиональном плане. Благодаря такому подходу развивалось и само общество. Когда идея развития, движения вперед была утрачена, началась деградация, застой. Советская система оказалась разрушенной.

Но потом под истерические крики о демократии и «невидимой руке рынка», которая якобы все отрегулирует, у нас восторжествовало самое вульгарное — в духе «Капитала» Маркса — воплощение капитализма. Литература оказалась не нужной. Вместо самореализации и духовных устремлений речь пошла исключительно о деньгах. Людям была предложена новая модель существования: жить ради денег, ради бессмысленного потребления. И народ в первые годы «дикого» капитализма повелся на эту модель. Многие решили, что вместо того, чтобы честно трудиться, выгоднее, например, сделаться бандитом, украсть бюджетные средства или выстроить какую-нибудь криминальную схему для незаконного обогащения.

— А вы думаете, литература может победить общество потребления?

— Существует так называемая теория отражения: все, что человек читает, преломляется в его душе, влияет на его дальнейшую жизнь. Истинная литература всегда в духовном плане возвышенна и позитивна, даже тогда, когда, например, рассказывает о гражданской войне, как в романе «Тихий Дон» Михаила Шолохова, или изображает реальность в духе фантастического реализма, как в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Подобные произведения формируют у читателей гармоничное понимание жизни, ориентируют на высокие нравственные и гражданские ценности.

Нынешняя, завязанная на коммерческий успех, литература ставит перед собой другие задачи — развлечь, ошеломить, изумить. Поэтому на полках книжных магазинов сейчас много эротики, фантастики, антиутопий, изощренных, я даже сказал бы, извращенных в психологическом плане, детективных произведений.

Сами же читатели разделились на людей «потребляющих» и «выживающих». Первые приобретают определенного образца литературу, вторые практически не тратят деньги на книги, хватило бы на хлеб и оплату ЖКХ.

По схожему принципу разделились и писатели. Для одних литература — это обобщение их личного человеческого опыта. Они полагают, что их произведения смогут оказать какое-то влияние на общество только в том случае, если написанное прошло через их душу и личность. Эти писатели не гонятся за славой, работают, не оглядываясь на сиюминутную конъюнктуру. Другие ставят во главу угла коммерческий успех, опираются на иную систему нравственных и творческих координат. Примером могут послужить сотни детективов наших прекрасных женщин.

— Получается, что «настоящая» литература предназначена для узкого круга людей, соответственно, она имеет меньшее влияние на общество?

— Все люди разные, у всех разный уровень жизни, сознания, образования. Но, так или иначе, все грамотны, все, по крайней мере, время от времени, нуждаются в каком-то чтении. При естественном развитии литературного процесса и правильной государственной политике в области культуры для каждой социальной категории обязательно находится своя книга, причем достаточно высокого качества.

Раньше такая система действовала четко. Любители детективов читали Юлиана Семенова. Интеллигенты — Юрия Трифонова. Радетели за народ и национальные традиции — Владимира Солоухина, Дмитрия Балашова, Владимира Чивилихина. Литература, вообще, очень разнообразна, как сама жизнь. Ее также можно сравнить с небоскребом: на каждом этаже свои авторы, свои читатели, своя система взаимоотношений.

Каждый писатель, обобщая свой жизненный опыт, выражает духовное состояние той социальной прослойки, к которой относится. Великий писатель ломает эти перегородки и выражает самоощущение всего народа. Такие произведения входят в сокровищницу мировой литературы. Пушкин, например, не только выразил самоощущение народа, но и явился создателем русского литературного языка, которым мы пользуемся и сегодня.

Язык — это душа народа. Пока он развивается, пока в нем рождаются новые слова, образы, понятия, метафоры — народ и государство живы.

Поэтому роль литературы, писателей в жизни общества огромна, хотя и не все это понимают.

В России сегодня, к сожалению, единое литературное пространство разрушается, престиж профессии писателя падает. Если раньше писатель был властителем дум, то сегодня оказался в арьергарде общества. Нужно изменить эту ситуацию, иначе нас ждут печальные времена.

— Из-за засилья массовой литературы образовалась тенденция ухода в иллюзии, абстракции, ухода от реальности. Вы можете обозначить ту литературу, которая является, как и положено, настоящим ответом на окружающую действительность?

— Такая литература, безусловно, существует. Многие талантливые писатели, особенно из российской глубинки, выходят к всероссийскому читателю именно через наш журнал «Роман-газета». К примеру, мы первыми опубликовали роман Захара Прилепина «Патология» о чеченской войне. Только за последние несколько лет на страницах журнала публиковались такие авторы, как Валентин Распутин, Александр Проханов, Сергей Шаргунов, Виктор Пронин, Евгений Шишкин, Георгий Пряхин, Борис Агеев из Курска, Андрей Антипин из Барнаула, Павел Крусанов из Санкт-Петербурга, Михаил Чванов из Уфы, Петр Краснов из Оренбурга. В следующем году мы планируем напечатать новый роман самого популярного российского писателя Юрия Полякова «Любовь в эпоху перемен», прозу Владимира Личутина, Александра Кондрашова, других известных писателей.

«Роман-газета» публикует литераторов и из так называемого зарубежья. Недавно вышел номер с произведениями эмигранта первой волны, сибиряка Георгия Гребенщикова, а скоро выйдет сборник писателя из Ставрополя Ильи Сургучева. Эти литераторы не приняли октябрьскую революцию, но при этом остались патриотами России, пронзительно и с болью описавшими крах империи, гражданскую войну и беды жизни в эмиграции.

Как дань истории литературы, мы только что опубликовали роман Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?». Он не переиздавался почти полвека. Кстати, единственное в СССР книжное издание этого произведения было осуществлено как раз в Беларуси по решению Петра Машерова в начале семидесятых годов. Большая часть тиража так и не дошла до читателя. Кочетов в этом романе исследовал те негативные процессы, которые в итоге привели к распаду Советского Союза. Думаю, напомнить об этом сейчас очень важно.

Есть писатели услышанные, есть неуслышанные, а есть еще те, которых замалчивают. Кочетов как раз и был таким вот неуслышанным и замалчиваемым писателем. Таким же неуслышанным был и Валентин Иванов, чей роман «Желтый металл» о спекуляции золотом в СССР, не переиздававшийся после 1956 года, мы также напечатали в своем журнале.

«Роман-газета» в меру своих возможностей восполняет пробелы. В следующем году мы планируем опубликовать роман Владимира Солоухина «Мать-мачеха» — пронзительное произведение о жизни молодых людей в последние «сталинские» годы, историческое исследование сына Анны Ахматовой, создателя теории этногенеза Льва Гумилева «От Руси к России». Этот труд поможет читателю осмыслить место славянской культуры в мировой истории, разобраться в прошлом и, возможно, будущем славянских народов. А вообще, нет такого хорошего современного русского писателя, который бы не публиковался в «Роман-газете».

— Можете ли вы отметить точки соприкосновения белорусской и русской литератур?

— Я с глубоким уважением отношусь к белорусской литературе. У меня вызывает большую симпатию и то, как государство относится к ее развитию. Мне кажется, находясь внутри белорусской культуры, писатель обязательно соприкасается с русской и благодаря этому синтезу выходит на новые творческие рубежи. Я знаю ваших классиков Янку Купалу, Якуба Коласа, Максима Танка, Петруся Бровку, современных писателей Сергея Трохименка, Елену Попову, Олега Ждана, Валерия Казакова, Алену Браво и других. Я с огромным удовольствием читаю белорусскую поэзию (с прозой мне сложнее), белорусский язык очень красивый, образный, берущий за душу. Среди славянских языков он занимает достойное место.

Я живу в Москве, но у меня есть дом в Псковской области на границе с Беларусью, где я часто смотрю белорусское телевидение и слушаю ваше радио (российское почему-то плохо ловится). Поэтому я в курсе белорусских новостей и воспринимаю их с большим интересом. Возможно, потому я с такой симпатией отношусь к Беларуси и понимаю ваш язык.

Российскому читателю хочется больше знать о жизни современной Беларуси. Наши знания о ней очень поверхностны. На слуху общие выражения вроде «родственный народ», «Союзное государство», беглая информация из СМИ. А литература, которая отражает духовную жизнь белорусов, как мне представляется, пока недоступна российскому читателю.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

katsyalovich@zviazda.by

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Больш за 100 прадпрыемстваў прапанавалі вакансіі ў сталіцы

Больш за 100 прадпрыемстваў прапанавалі вакансіі ў сталіцы

А разам з імі навучанне, сацпакет і нават жыллё.

Эканоміка

Торф, сапрапель і мінеральная вада: якія перспектывы выкарыстання прыродных багаццяў нашай краіны?

Торф, сапрапель і мінеральная вада: якія перспектывы выкарыстання прыродных багаццяў нашай краіны?

Беларусь — адзін з сусветных лідараў у галіне здабычы і глыбокай перапрацоўкі торфу.

Грамадства

Адкрылася турыстычная выстава-кірмаш «Адпачынак-2024»

Адкрылася турыстычная выстава-кірмаш «Адпачынак-2024»

«Мы зацікаўлены, каб да нас прыязджалі».