Вы тут

Итоги постсоветского развития


Кто получил больше?

В 90-е годы страны Прибалтики были своеобразным образцом развития для других государств постсоветского пространства. Сейчас, по мнению обозревателя аналитического портала RuBaltіc.Ru, автора книги «История упадка. Почему у Прибалтики не получилось» Александра Носовича, и Литва, и Латвия пребывает в глубоком кризисе. Участники круглого стола «Перспективы развития Балтийского региона» обсудили, почему государственная политика Беларуси оказалась успешнее, чем у ее северных соседей.

[caption id="attachment_100803" align="alignnone" width="600"]1 Книга «История упад­ка. По­че­му у Прибалтики не получилось».[/caption]

Национальные интересы против национализма

— Думаю, никто не скажет, что точно такую же книгу — «История упадка» — можно написать о Беларуси, — уверен Александр Носович. — Депопуляция населения, деиндустриализация, зависимость во внешней политике от Запада, очевидно, что всего этого здесь нет. По Беларуси это едва ли не более очевидно, чем по всем остальным странам постсоветского пространства.

Как отметил Александр Носович, для прибалтийских стран характерны рекордные темпы депопуляции населения.

— Свидетельство тому — данные Всемирного банка, Еврокомиссии. В то время как в Беларуси население растет, — аргументировал политолог.

Выигрывает Беларусь и в том, что касается экономического развития.

— Когда я остановился в белорусской гостинице, то сразу обратил внимание: в моем гостиничном номере установлен телевизор «Горизонт», который я сначала принял за «Самсунг», — рассказал выступающий. — Это еще одно радикальное отличие от балтийских стран, где нет такой продукции — там гигантские заводские помещения пустуют. Сохранение потенциала экономического развития характерно не только для Беларуси, но и для России, Казахстана, Азербайджана. Беларусь — это успешный пример того, как советскую промышленность удалось сохранить и модернизировать.

Автор книги обратил внимание, что наше государство в своем промышленном развитии пошло по пути, который ранее выбрала Восточная Германия.

— Там не стали разрушать заводы, а провели в них технологическую модернизацию, и сейчас их продукция свободно конкурирует на рынке. Я добавил бы к этому примеру Беларусь. Страна сохранила такую высокотехнологичную и высокоинтеллектуальную отрасль промышленности, как машиностроение. В этой сфере, насколько мне известно, она конкурирует на Западе, экспортируя свою продукцию в ту же Германию. Это еще одна черта, отличающая Беларусь от Прибалтики.

По словам Александра Носовича, в сумме набирается много примеров, показывающих, насколько более продуманной является политика нашей страны в отличие от прибалтийских государств.

— Если взять внешнюю политику, то у белорусского руководства сохраняется приоритет национальных интересов. А вот позиция прибалтийских правительств предательская по отношению к собственным странам. Они все мечтают попасть в Европарламент, устроиться на выгодную должность и после этого себя больше не относят к Литве, Латвии, Эстонии.

2

Время развеять мифы

— Моя точка зрения состоит в том, что прошло четверть века с момента распада Советского Союза, и к этому времени должно уже было произойти некоторое переосмысление итогов развития постсоветских стран, — уверен автор книги. — Потому что до сих пор считалось и в некоторых кругах считается, что эталоном развития после распада СССР были балтийские страны. И, если очень концентрированно выразить идеологию «Восточного партнерства», то Беларусь, Молдавия, Украина, Грузия, Армения должны развиваться, как Прибалтика: стремиться к интеграции с Евросоюзом, НАТО, отказаться от советского наследия, включая промышленное, полностью поменять идеологию... Еще в 90-е годы казалось, что именно так и нужно развиваться, что только прибалты смогли стать настоящими европейцами, перейти на новую ступень развития. Сейчас мы подошли к тому моменту, когда этот миф уже должен быть развенчан. На смену ему даже на уровне общественного сознания должно прийти понимание того, что та модель развития, которую выбрали балтийские страны, неэффективна. Она привела к упадку. Считаю свою книгу предостережением тому, чтобы идти по балтийскому пути развития.

Жесткая линия Евросоюза

Нормунд Гростиньш, латвийский политолог, региональный вице-президент Альянса за европейскую демократию, председатель правления Института будущего Латвии, продолжая разговор, вспомнил, как в свое время в Латвии проводился референдум о вступлении в Евросоюз. Тогда треть избирателей проголосовали против на тех условиях, которые предлагались, а две трети поддержали.

— Если в 1991 году население Латвии составляло 2,7 млн, то сейчас оно — менее двух миллионов, — цитирует латвийский политолог удручающую статистику. — Думаю, очень скоро эта цифра упадет до полутора миллионов.

По словам Нормунда Гростиньша, его страна столкнулась еще с одной проблемой после вступления в Евросоюз.

— В начале двухтысячных народ Латвии лишился нескольких демократических прав, в частности было запрещено конституционно проводить референдум на тему, касающуюся европейской интеграции, — отметил он. — На практике это означает, что в позапрошлом году было три попытки запустить процедуру референдума против перехода на единую европейскую валюту. Однако, поскольку такого права
у нас не было, мы все-таки перешли на евро.

Когда Латвия вступала в Евросоюз, крупные европейские страны очень жестко провели свою линию, оговорили те вещи, которые были выгодны именно им.

После вступления в Европейский союз цены у нас выросли больше чем на 100%.

Отвечая на вопрос, куда исчезли латвийские заводы, политолог из Латвии сказал, что где-то в тех помещениях открыли магазин, где-то ночной клуб, какие-то здания вовсе снесли...

[caption id="attachment_100801" align="alignnone" width="600"]3 Ког­да-то радиоприемники и магнитолы из Прибалтики были брен­дом в СССР.[/caption]

Экономика — прежде всего

Белорусский политолог и ученый Сергей Кизима, выступая на круглом столе, обратил внимание, что, несмотря на кризис, страны Прибалтики остаются для Беларуси важными экономическими партнерами.

— Действительно, с 1995 по 2005 год Латвия потеряла две трети своей промышленности, наша страна пошла иным путем, — констатировал Сергей Кизима.

— Тем не менее у нас есть объединяющие факторы с прибалтийскими странами. Во-первых, это литовские и латвийские порты, во-вторых, инвестиционное сотрудничество с этими странами.

Надежда ЮШКЕВИЧ

yushkevich@zviazda.by

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».