Вы тут

Экспертиза на добросовестность


Заграничный товар попадет в продажу только после лабораторных испытаний.

С конца августа белорусские импортеры учатся работать по новым правилам. Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза, которую ввели постановлением №666, обязывает поставщиков пищевых продуктов, косметики, детской одежды и игрушек проверять свои партии в лабораториях. Все это для того, чтобы защитить потребителя от некачественного и небезопасного товара. Нестандарта на прилавках хватает: 80 процентов зарубежной продукции не соответствует требованиям. В каких условиях оказались импортеры и поможет ли новая мера снизить количество брака на отечественном рынке?

6-34

Неготовность к сертификации

Предприниматели сразу же прозвали постановление №666 дьявольским: и из-за зловещего номера, и из-за жестких условий, которые документ установил в отношении импортеров. Одна из основных претензий — то, что новый закон приняли без согласования с бизнес-ассоциациями, хотя такое требование прописано в Директиве Президента №4. Поставщики также опасаются, что ввезенный товар будет залеживаться на складах (на те же токсикологические испытания может уйти около трех недель), а значит, придется задерживать выплаты по кредитам, взятым на приобретение партии. Это, плюс затраты на саму экспертизу, только увеличит стоимость заграничной продукции, что попадает на белорусские прилавки. Прогнозируется и временный дефицит импорта. Республиканская конфедерация предпринимательства уже сейчас говорит о том, что с момента принятия постановления количество ввозимых товаров уменьшилось в четыре раза. К тому же, уверяет бизнес, нет оснований принимать дополнительные меры защиты отечественного рынка, ведь законодательство Евразийского экономического союза уже об этом позаботилось, введя технические регламенты.

Договор о ЕАЭС на самом деле предполагает декларирование и сертификацию продукции.

Но, по словам заместителя министра здравоохранения, главного государственного санитарного врача Беларуси Игоря ГАЕВСКОГО, некоторые предприниматели игнорируют требования проводить испытания ввозимого товара и декларируют его, как сами посчитают нужным.

«То, что во время контрольных мероприятий выявляется огромное количество несоответствия, подтверждает это», — отметил чиновник. Сомнительный товар замечают не только надзорные органы, но и сами покупатели. Когда под уже знакомым и, казалось бы, проверенным брендом продается совсем не тот продукт, ни с чем остается и потребитель, и торговая сеть, доверие к которой падает.

К тому же экспертиза не является чем-то необычным. Эта процедура предусмотрена законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 2012 года и проводилась в добровольном порядке. Так, с начала этого года санслужба выдала почти 1,3 тысячи заключений. А в 2014-м обязательная санитарно-гигиеническая экспертиза начала действовать в отношении импортного алкоголя.

— Раньше использовался такой метод подкрепления безопасности товаров, как государственная гигиеническая регистрация, — комментирует Игорь Гаевский. — С образованием Единого экономического пространства начали разрабатываться технические регламенты. Мы посчитали, что все будет нормально, если введем сертификацию, которая выдается на пять лет, а может быть, и навсегда. В качестве примера приводился европейский опыт: на Западе такие технологии являются достаточно успешными и эффективными. Но, чтобы система заработала у нас, к этому должно быть готово общество и субъекты хозяйствования.

Сокращенные схемы

Опасения поставщиков по поводу высокой стоимости экспертизы в итоге не оправдались. До трех миллионов рублей за лабораторные исследования (в случае, если не требуется проверять партию по токсикологическим показателям, эта сумма будет значительно меньше, например, испытания пищевой продукции обойдутся до 500 тысяч) плюс около 300 тысяч за выдачу заключения — не настолько большие затраты для импортеров, которые ввозят товара на тысячи долларов.

Если одновременно проводится экспертиза однотипной зарубежной продукции, то полную стоимость процедуры нужно будет оплатить только за первое наименование. Все остальные позиции — по 10-процентной ставке.

Более того, поставщики, которые закупаются у одного производителя, чтобы сэкономить, могут объединиться, провести лабораторные испытания только раз и размножить протокол на всех.

По мнению Минздрава, не должно быть и «заморозки» товаров. Случаи рассматриваются индивидуально, возможны сокращенные схемы. Большинство поставщиков уже через 2-4 дня имеет на руках заключение. Для экспертизы принимаются протоколы, выданные не только центрами в системе Министерства здравоохранения, но и другими аккредитованными лабораториями (главное, чтобы срок действия документа не превышал года со дня его оформления). Импортерам, у которых есть эти протоколы, не надо проводить дополнительные исследования, чтобы получить заключение.

6-31

В лаборатории Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья тестируют пищевые продукты.

 

Отсев тех, кто работает не по правилам

Новое постановление призвано не только защитить потребителей от некачественной продукции, но и приучить предпринимателей к законопослушности. Так, для добросовестных импортеров предусмотрены определенные льготы. Те же поставщики бытовой техники, которые уже успели себя зарекомендовать с лучшей стороны, могут пользоваться протоколами испытаний на протяжении трех лет (льгота действует, если не изменялись параметры продукции, влияющие на гигиеническую безопасность, и требования в техрегламентах). Претензий к качеству данной категории продукции известных марок очень мало, а значит, на последующие партии импортеры будут получать заключения без дополнительных лабораторных исследований. С одной оговоркой: как только будет выявлено несоответствие ввезенных товаров требованиям санитарно-гигиенического законодательства, проверять станут каждую партию.

По мнению некоторых экспертов, еще одна причина введения постановления — желание государства поддержать своих производителей. Насколько в этом вопросе поможет новая процедура, сказать однозначно сложно. С одной стороны, только административными методами ситуацию не изменишь. А вот обратный результат, когда качество товаров на прилавках ухудшится, получить запросто. Отечественные предприятия, заручившись мощной поддержкой государства, могут расценить ее как повод расслабиться. Ведь если на рынке нет конкурентов, то продукцию удастся сбыть в любом случае, независимо от ее качества. С другой стороны, оставлять рынок на произвол судьбы и поставщиков — тоже не вариант. Невозможна нормальная конкуренция с корпорациями-гигантами. В условиях абсолютной открытости рынка они просто вытеснят наши товары, и отдельные предприятия будут вынуждены свернуть производство: сбыта нет, а значит, и прибыли неоткуда взяться. Для самих белорусов, которые, может, и предпочитают импортную продукцию отечественной, негативные последствия тоже есть. Убыточные фабрики и заводы начнут сокращать персонал, что в итоге может обернуться тысячами безработных. Поэтому государству надо умело находить баланс между открытостью рынка и его ограничением.

Как долго будет действовать обязательная экспертиза, пока неизвестно. Минздрав уверяет, что эту меру впоследствии пересмотрят. Возможно, жесткие, пускай и временные, условия заставят поставщиков внимательнее относиться к ввозимой продукции и отсеют часть недобросовестных импортеров, которые, желая навариться на разнице в цене, пытаются продать потребителю сомнительный товар.

Наталия ЛУБНЕВСКАЯ

lubneuskaya@zvіazda.by

Фото Надежды Бужан

Выбар рэдакцыі

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.

Моладзь

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.

Грамадства

24 красавіка пачаў работу УНС у новым статусе

24 красавіка пачаў работу УНС у новым статусе

Амаль тысяча дзвесце чалавек сабраліся, каб вырашаць найважнейшыя пытанні развіцця краіны. 

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.