Вы тут

Промышленность делает первый шаг


В Гродно на заседании Евразийского межправительственного совета был принят документ беспрецедентного в своем роде масштаба — Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС. О том, в чем его суть, на решение каких проблем он нацелен и что даст реализация этого документа, «СЕ» рассказывает член коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Сергей СИДОРСКИЙ.

6-10

Следующая ступень

Таможенный союз позволил существенно сократить барьеры во взаимной торговле государств «тройки» — Беларуси, Казахстана и России. Объем взаимной торговли за 2010—2013 годы увеличился на 37% (с 47,1 до 64,5 млрд долл).

Вместе с тем, как показывает время, потенциал торгового фактора интеграции исчерпаем. Это подтверждает сокращение роста взаимных поставок между нашими странами. Так, объем взаимной торговли в 2014 году составил 58,5 млрд долларов, что на 9% меньше, чем годом ранее.

Стало очевидным, что странам-партнерам необходимо углублять интеграцию, развивать новые механизмы сотрудничества для обеспечения дальнейшего экономического роста.

[caption id="attachment_104099" align="alignnone" width="600"]1 Доля государств-членов ТС и ЕЭП в мировом экспорте и импорте продукции обрабатывающей промышленности в 1995-2013 гг., %[/caption]

Вывод взаимодействия сторон на следующую ступень интеграции состоялся 1 января 2015 года — с момента, когда со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года стал функционировать Евразийский экономический союз.

Одним из важнейших и перспективных механизмов нового этапа интеграции наших стран является промышленное сотрудничество, направленное на проведение согласованной политики в целях ускорения промышленного развития и повышения его устойчивости, роста конкурентоспособности промышленных комплексов государств-участников и их инновационной активности.

Основополагающие принципы и правила взаимодействия государств-участников в области промышленности установлены Договором о ЕАЭС.

Создание основы

Правовым фундаментом для такого сотрудничества станет документ «Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза», утвержденный главами правительств государств-членов 8 сентября 2015 года на заседании Евразийского межправительственного совета в городе Гродно.

Документ разработан на площадке Евразийской экономической комиссии с привлечением экспертов и ведущих ученых-экономистов. В области промышленности документ такого масштаба в интеграционном объединении на постсоветском пространстве подготовлен впервые.

Организация объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО) дала положительную оценку Основным направлениям промышленного сотрудничества стран ЕАЭС и поддержала цели, задачи, направленность и заложенные в документе инструменты и механизмы.

Основные направления будут выполнять базовую роль при формировании сторонами согласованной промышленной политики, для реализации целей которой предусматривается разработка ряда документов следующего этапа, определяющих порядок и формат взаимодействия сторон по ключевым аспектам сотрудничества на наднациональном уровне.

Документ также содержит перечни приоритетных видов экономической деятельности и чувствительных товаров, а также им определен спектр важнейших направлений промышленного сотрудничества. Одно из основных направлений — углубление промышленной кооперации. Сегодня между нашими странами уже созданы и действуют совместные производства.

Справочно: по итогам 2013 года на территории ЕАЭС действовало 10,1 тыс. совместных предприятий с участием партнеров из государств — членов ЕАЭС, из них на территории Республики Беларусь —- 2 840, Республики Казахстан —- 3 299, Российской Федерации —- 3 949 (данные статслужб государств — участников ЕАЭС, ЕЭК).

Объем накопленных взаимных инвестиций по итогам 2013 года в рамках ЕАЭС составил 23,98 млрд. долл.. США, из них поступило в: Республику Армения — 2,21 млрд. долл. США, Республику Беларусь —- 7,93 млрд. долл. США, Республику Казахстан —- 9,33 млрд. долл. США, Кыргызскую Республику —- 1,15 млрд. долл. США, Российскую Федерацию —- 3,36 млрд. долл. США (данные ЕАБР).

Вместе с тем кооперационный потенциал используется не на полную мощь. Кооперационные связи должны строиться на системной, долгосрочной программной основе. Поэтому Основные направления предусматривают разработку и реализацию совместных проектов по производству конкурентоcпособной продукции, востребованной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Такие проекты будут нацелены на сокращение импорта и наращивание экспорта промышленной продукции.

Справочно: с 2000-х гг. импорт государств — членов ЕАЭС продукции обрабатывающей промышленности опережающими темпами рос по сравнению с экспортом. Импорт вырос в 10 раз.

Отрицательное сальдо внешней торговли этими товарами увеличилось с 7,5. до 210 млрд. долл. США.Это произошло за счет роста мировых цен на энергоресурсы, валютной выручки от их экспорта, что дало возможности для роста закупок товаров за рубежом.

[caption id="attachment_104098" align="alignnone" width="600"]2 Дефицит торговли государств-членов ТС и ЕЭП продукцией обрабатывающей промышленности и мировая цена на нефть, $ в среднем по трем маркам[/caption]

При этом в некоторых сегментах нашего общего рынка импорт из третьих стран доминирует.

[caption id="attachment_104102" align="alignnone" width="630"]3 Конкурентные позиции национальных производителей на отраслевых сегментах общего рынка ТС и ЕЭП в 2013 году, % на соответствующем сегменте[/caption]

Это химическая продукция (52,1%), машины и оборудование (54,1%), электрооборудование, электронное и оптическое оборудование (55,2%), текстильные и швейные товары (58,9%), фармацевтическая продукция (71,8%), продукция из кожи и обуви (79,6%).

Также следует обратить внимание на то, что взаимные поставки государств — членов ЕАЭС на общем рынке продукции обрабатывающей промышленности составляют всего 4,5%, на сегменте продукции машиностроения —- 3,9%, а по фармацевтической продукции и вовсе 1,5%.

Достижение подобного эффекта ожидается и за счет повышения локализации сборочных производств, созданных на территории ЕАЭС при участии иностранных инвесторов. Целенаправленная работа по замещению узлов и компонентов, поставляемых на такие производства из-за рубежа, качественной продукцией, производимой в союзе, создаст новые кооперационные цепочки, производства и рабочие места.

Совместный выход

Механизмом совместного выхода на рынки третьих стран должны послужить дилерские и сервисные сети, центры сертификации и технической поддержки, сбытовые компании и консорциумы. Евразийские производители аналогичной продукции, объединив свои усилия и опыт, смогут выстраивать согласованную маркетинговую политику на внешних рынках во избежание необоснованной конкуренции на них.

Усилить позиции наших производителей на рынках третьих стран поможет и внедрение прогрессивных финансовых продуктов по сопровождению экспорта, использование международных и региональных технических стандартов и систем менеджмента качества.

Еще один инструмент взаимодействия — Евразийская сеть промышленной кооперации и субконтрактации, основой которой будут национальные сегменты. Эта сеть позволит оптимизировать производственные процессы через размещение одними предприятиями заказов на разработку, производство и сервисное обслуживание у других предприятий.

Создание общей информационной системы поиска и организации заказов позволит бизнесу из разных государств союза подобрать партнера, выстроить более эффективную структуру производства, вовлечь малые и средние предприятия в производственные цепочки крупных производителей, оптимально загрузить производственные мощности.

6-16

Внедрение инноваций

Политика новой индустриализации, объявленная индустриально развитыми странами, подразумевает возвращение производств на свою территорию, развитие высоких технологий и возобновляемых источников энергии. Для государств — членов ЕАЭС эти тенденции означают усиление конкуренции и трудности в наращивании несырьевого экспорта в третьи страны. Чтобы преодолеть этот вызов, необходимо сократить технологическое отставание.

Справочно: Вв государствах-членах ЕАЭС удельный вес высоко технологичного сектора в промышленном производстве составляет 2-4 %, что почти в три раза ниже уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития и ведет к снижению конкурентоспособности их промышленности в целом.

Основные направления предусматривают активное взаимодействие государств — членов ЕАЭС по формированию инновационной промышленности и развитию объектов индустриально-инновационной инфраструктуры, таких как технологические платформы и сеть трансфера технологий.

В настоящее время практически завершается работа по семи пилотным евразийским технологическим платформам «Суперкомпьютеры», «Фотоника», «Медицина будущего», «Светодиоды», «Биотехнологии», «Легкая промышленность», «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК». В их рамках сформирован перечень совместных пилотных кооперационных и инфраструктурных проектов, для реализации которых необходимо принятие соответствующего документа.

Справочно: завершается работа над Положением о формировании и функционировании евразийских технологических платформ практически завершается. Принятие этого документа позволит обеспечить четкий пошаговый алгоритм выстраивания взаимовыгодного сотрудничества сторон в инновационной сфере.

Дальнейшей совместной проработке подлежат специальные вопросы правового статуса Евразийских технологических платформ, разделения прав на совместную интеллектуальную собственность и участия в национальных и наднациональных финансовых инструментах поддержки инновационной деятельности.

Разработка и реализация межгосударственных инновационных программ, совместное проведение научно-исследовательских работ позволят объединить ресурсы государств-членов для внедрения в производство современных технологий и освоения конкурентоспособной продукции. Эффективное использование имеющихся в заделах каждой из стран-членов инновационных наработок обеспечит взаимное дополнение научных исследований друг друга для освоения новой продукции, позволит исключить дублирование таких разработок и сократить затраты средств государственных бюджетов на них.

Сеть трансфера технологий — это система для поиска разработчиков технологий и заинтересованных в них предприятий, партнеров для выполнения совместных НИОКР. Она обеспечит более тесное и более широкое сотрудничество разработчиков новых технологий друг с другом и с заинтересованными предприятиями, генерацию предложений по совместным проектам с последующим выстраиванием общих кооперационных производственных цепочек инновационной продукции, трансфер новых идей и современных технологий в отечественное производство из-за рубежа.

Погоня за лидерством

Более глубокое встраивание промышленных комплексов государств — членов ЕАЭС в международное разделение труда и транснациональные корпорации привело к осознанию необходимости создания эффективной структуры по выработке технологических и управленческих решений в сфере машиностроения и их практическому внедрению на промышленных предприятиях союза. Такой структурой должен стать Евразийский инжиниринговый центр — действенный мозговой штаб инновационной модернизации промышленных комплексов государств-членов.

Одна из основных задач центра — внедрение современных технологий мирового уровня в производственные процессы с максимальным использованием внутренних ресурсов станкоинструментальной отрасли государств — членов ЕАЭС. Работа центра будет базироваться на постоянном учете достижений науки, техники, инноваций в сфере промышленного инжиниринга и дизайна.

В современном промышленном производстве скорость проектирования новой продукции возросла, а время освоения новой модели в производстве стремится уменьшиться до нескольких недель, что связано с риском копирования продукции. Одним из основных трендов в мировом проектировании стал переход к модульным конструкциям изделий, что позволяет экономить трудозатраты и сократить время на тестирование и сертификацию.

Для внедрения электронных систем управления процессами производства, применения модульного принципа проектирования, использования быстро переналаживаемых технологических линий предлагается разработать Евразийскую цифровую платформу развития стран ЕАЭС. Это позволит сконцентрировать усилия на наиболее перспективных направлениях инновационного развития и внедрении современных технологий, включая цифровые.

Финансовые инструменты

Привлечение инвестиций и повышение доступности финансовых ресурсов для промышленности будет обеспечиваться путем развития финансовых инструментов. Основными направлениями предусматривается увеличение финансирования совместных проектов и программ в промышленности научно-технического и инновационного характера, в том числе за счет создания общих фондов, а также развития венчурного инвестирования в инновационную сферу.

Ведущая роль в финансировании кооперационных проектов отводится Евразийскому банку развития (ЕАБР). При этом доля таких проектов согласно стратегии банка должна постоянно увеличиваться.

Это могут быть краткосрочные проекты, по которым осуществляется поставка технологического оборудования для реализации инвестиционных проектов, в том числе с использованием лизинговых схем. Но более действенными для достижения поставленных целей станут долгосрочные инвестиционные программы, формирующие устойчивые связи между предприятиями государств — членов ЕАЭС.

Государства — члены ЕАЭС будут ежегодно разрабатывать перечень направлений кооперационного сотрудничества для приоритетного финансирования банком и вынесения его на рассмотрение совета банка. Это позволит увеличить приток инвестиций в создание и развитие объектов промышленной и инновационной инфраструктуры.

Сверка часов

Для устранения барьеров во взаимной торговле промышленными товарами предусмотрен соответствующий ежегодный мониторинг рынка, проводимый Евразийской экономической комиссией. Такая работа будет завершаться подготовкой соответствующего доклада Комиссии с предложениями по дальнейшему устранению барьеров.

Основные направления промышленного сотрудничества затрагивают также такую важную тему, как чувствительные товары. Речь идет о товарах с высоким уровнем конкуренции между производителями из различных государств-членов. Чтобы снизить негативное влияние правительственных решений по таким товарам одних стран союза на чувствительные сектора экономики других стран, Основные направления предусматривают регулярные консультации государств-членов и взаимное информирование о планируемых национальных мерах промышленной политики в отношении таких товаров.

В документе заложены договоренности об определении понятия «совместно произведенной продукции», в том числе в целях применения совместных мер поддержки. Такой подход обеспечит равные конкурентные условия и будет стимулировать развитие промышленной кооперации.

Предусмотрены меры по защите рынка ЕАЭС. Это, прежде всего, касается контрафактной продукции, которая проникает на территорию союза по «серым» каналам и недобросовестно конкурирует с аналогами, выпускаемыми внутренними производителями.

Основные направления промышленного сотрудничества должны учитываться и при проработке вопроса о свободной торговле между государствами — членами ЕАЭС с третьими странами. В таких переговорах предусмотрено участие представителей промышленного блока Комиссии и государств-членов.

Ожидаемый результат

Реализация Основных направлений позволит получить синергетический эффект от совместного развития промышленного производства стран — членов ЕАЭС, а именно — улучшить качественные и количественные показатели развития промышленности. Речь идет об ускорении темпов роста, повышении уровня производительности труда, наращивании объемов кооперационных поставок и взаимной торговли, увеличении доли продукции стран — участниц ЕАЭС на общем рынке, повышении уровня локализации производимой продукции, увеличении удельного веса высокотехнологичных видов деятельности.

Итак, первый шаг сделан.

Принятые премьерами наших государств Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС призваны сделать согласованную промышленную политику государств-членов эффективным фактором экономического роста наших стран.

Теперь дело за странами, чтобы написанное воплотить в жизнь.

Фото БЕЛТА

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Больш за 100 прадпрыемстваў прапанавалі вакансіі ў сталіцы

Больш за 100 прадпрыемстваў прапанавалі вакансіі ў сталіцы

А разам з імі навучанне, сацпакет і нават жыллё.

Эканоміка

Торф, сапрапель і мінеральная вада: якія перспектывы выкарыстання прыродных багаццяў нашай краіны?

Торф, сапрапель і мінеральная вада: якія перспектывы выкарыстання прыродных багаццяў нашай краіны?

Беларусь — адзін з сусветных лідараў у галіне здабычы і глыбокай перапрацоўкі торфу.

Грамадства

Адкрылася турыстычная выстава-кірмаш «Адпачынак-2024»

Адкрылася турыстычная выстава-кірмаш «Адпачынак-2024»

«Мы зацікаўлены, каб да нас прыязджалі».