Вы тут

Работать на общие интересы


Американский писатель и богослов о белорусском пути развития и о том, чего не знают друг о друге жители США и Беларуси.

С конца ноября этого года в Соединенных Штатах начнет выходить журнал «USA —Belarus Observer», посвященный белорусско-американским отношениям. В первом номере — материалы о Беловежской пуще, дипломатии через спорт, национальной кухне... Основатель журнала — Михаил Моргулис, президент фонда «Духовная дипломатия», давний друг Беларуси. В интервью нашей газете он рассказал об этом проекте, а также поделился, как из-за рубежа видится развитие постсоветских стран и что важно знать о белорусах американцам.

20-10

Америка нуждается в новых друзьях

Журнал будет выходить периодичностью один раз в два месяца. Тираж — 5 тысяч экземпляров.

— Это журнал не для продажи, — рассказывает мне собеседник. — Распространяться будет в посольствах, банках, крупных американских компаниях, университетах, центральных библиотеках — в том числе в Библиотеке Конгресса — крупнейшей в мире. Основная аудитория — политическая и бизнес-элита.

— Журнал должен быть нейтральным, но не слишком критическим, — делится планами Михаил Моргулис.

В конце каждого материала, посвященного Беларуси, будут указаны места, где, к примеру, можно попробовать белорусские блюда или приобрести ту или иную интересную вещь. Уже первый номер открывает интересная идея.

— В статье о Беловежской пуще рассказывается о том, что белорусские зубры — родственники американских бизонов. Мы задумали проект — поменять одного зубра на одного бизона.

Цель журнала — открыть Беларусь для американцев. По мнению Михаила Моргулиса, нужно искать связующие звенья. Все время повторять, что в Беларуси хорошо, не очень результативно: люди помнят об этом три минуты, потом забывают.

— Моя статья «Америка нуждается в новых друзьях» рассказывает о белорусах как надежных партнерах. Есть такая расхожая фраза, ее приписывают Чемберлену: «Меняются наши друзья, но остаются наши интересы». Если же говорить о белорусах, тут можно сказать так: меняются наши интересы, но друзья — остаются. Белорусы верны своим обязательствам и договорам. Мой духовный наставник — Алекс Леонович — был родом из Беларуси, но жил в Америке; он никогда не забывал о своей родине, помогал детским домам...

— Я всегда повторяю, что белорусы — особый народ. Он обладает тем, чем не обладают другие — раздумчивостью, спокойствием и смирением. Я так говорю: жизнь научила вас терпению, а терпение научило вас жить. Этим журналом хочу открыть настоящую Беларусь — не ту, которую критикуют, но и не пропагандную.

Успех — в преодолении трудностей

— После распада Советского Союза каждая из 15 республик выбрала свой путь. Вы побывали во многих странах бывшего СССР. Какой путь развития наиболее успешен, на ваш взгляд?

— Не бывает абсолютно счастливого пути. Мы когда-то, 15 лет назад, говорили об этом с Президентом Беларуси, и он сказал: «Наверняка, наш путь не самый лучший в мире. Возможно, он будет не вполне совершенным. Но это наш путь». А я ему сказал, что у певца Фрэнка Синатры есть такая песня «Thіs іs my way» — «Это мой путь». У каждого человека, у каждой страны есть свой путь. Он говорил мне, что на этом пути Беларусь не станет придатком ни одной большой страны, она будет самостоятельна. Думаю, что в этом случае путь Беларуси был совершенно правильным. Вы остались независимой страной. Да, экономически вы связаны с Россией, но все равно вы независимы. Вы не стали ни частью России, ни частью другой какой-либо страны.

Путь успеха — это не обязательно путь постоянного счастья. Это преодоление трудностей. Не бывает совершенного пути. Россия выбрала путь капитализма, который страшно разделил богатых и бедных. Эта система помогает быть нынешней верхушке при власти. Разрушится система — разрушится власть. В Беларуси тоже есть богатые и бедные, но нет такого деления. Система азиатских стран бывшего СССР оказалась с авторитарным уклоном. Армения развивается по более демократическому пути...

Я считаю, что из всех стран наиболее успешен путь Грузии, которая победила свои вековые традиции, и Беларуси. Я понимаю, что белорусы скромно живут, на них отражается кризис в российской экономике. Тем не менее, при всех потерях страна сохраняет себя, свой статус в мире. Последние события — минские соглашения, где ваш Президент позиционировал Беларусь как страну, которая стремится к миру. И не только на словах — она стала инициатором решения конфликта. Это, кстати, очень близко программам духовной дипломатии: решить проблему при помощи общих духовных ценностей народов, а не только каких-то ценностей геополитических. Вообще, мой девиз: в споре прав тот, кто останавливается первым. Это работает и в политике, и в семейной жизни.

— В этом году на постсоветском пространстве возникло новое интеграционное объединение — Евразийский экономический союз, которое объединило Беларусь, Россию, Казахстан, Армению, Кыргызстан. Есть такое мнение, что ЕАЭС создан в неудачное время...

— С экономической точки зрения у этого объединения есть смысл, логика. Все названные вами страны не настолько мощные, чтобы противостоять экономическому давлению западных стран. Тем не менее социальная составляющая этого проекта сближает народы.

После распада Советского Союза неожиданно многие страны, входившие в него, начали конфликтовать друг с другом...

Это образование, возможно, действительно, создано не в лучшее время, потому что сейчас идет экономическая война между Западом и Россией, последняя очень много теряет, и это отражается на Беларуси. Основные ее покупатели — Россия, Украина. А на Украине сейчас все распалось. Коррупция там по статистике за последнее время выросла в 4 раза. Украина вышла на первое место в мире по потерям населения — смерти, эмиграция.

Все же, думаю, что это интеграционное объединение может жить. Но, конечно, должна быть достаточно весомая причина, которая все эти страны заставит работать на общие интересы, а не только индивидуальные.

Тут живут надеждой

— Как видится со стороны текущая ситуация в Беларуси?

— Есть такое выражение, не помню, сам это придумал или где-то прочел: деньги не приносят радости, но скучать с ними веселее. То же самое зависит от экономики страны. Но, думаю, кризис преодолеется. Особенно сейчас, когда со страны снимаются санкции. В этом очень помогает наш фонд: 15 лет мы защищаем интересы Беларуси. Мы говорим так: если кому-то не нравятся отдельные люди в этой стране, то это не значит, что надо наказывать весь народ — 10 миллионов человек. Это наш главный постулат.

В Беларуси люди живут с надеждой, она выручала вас всегда. Да, сейчас тяжело. Но это временно. Всегда надо с чем-то сравнивать. Украина заплатила за свободу, которой нет, разрухой, жизнями людей. Люди на Украине абсолютно никому не верят. Там теряется надежда. А когда теряется надежда, то люди становятся отчаянными. Слава Богу, в Беларуси этого нет.

Сейчас снимаются санкции, для белорусов откроется американский рынок. Если улучшатся экономические отношения, улучшится и жизнь в вашей стране. А Украина сейчас живет только на американские деньги.

— В этом году наша страна праздновала 25-летие своей независимости. За это время вы несколько раз бывали у нас — что бросается в глаза иностранцу?

— Очень заметно в Беларуси внимание к созданию инфраструктуры. Когда иностранец смотрит на Минск, его поражает количество новых зданий — начиная от Национальной библиотеки и заканчивая многоквартирными домами. О положении в стране можно сказать по состоянию дорог. В Украине, кроме дороги в аэропорт, больше никакой нормальной дороги нет. Вы поломаете ваш «Порш», «БМВ», когда съедете на проселочную дорогу. Беларусь — я считаю, это заслуга Президента, который понимает, что современная страна должна иметь развитую инфраструктуру, — хорошие дороги, дома, магазины. Все должно соответствовать нуждам человека.

Социальная помощь в Беларуси гораздо лучше, чем в России, Украине, других странах. Как бы ни было трудно госбюджету, государство стремится помочь детям, старикам. У вас есть бесплатная медицинская помощь, социальные группы.

Народ самоосознается. Уход в скандалы, бунты никогда страну не улучшает, а всегда разрушает ее. При любом бунте кто больше всего страдает? Дети и пожилые люди. Беларуси, пережившей столько трагедий, не нужен бунт.

«Скоро появится возможность больше узнавать друг о друге»

— Вы говорили, что в Америке мало знают о Беларуси, но и в Беларуси очень мало знают об Америке. Что белорусам нужно знать о Штатах?

— Что Америка — христианская и во многом фермерская страна. Да, у нас есть города-мегаполисы — Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Лос-Анджелес. Но у нас много маленьких городков. В большинстве своем американцы очень сострадательные люди, желающие помочь другому человеку, очень приветливые, улыбчивые. Есть расхожее выражение Задорнова о том, что это у американцев фальшивые улыбки. Во-первых, неправда, что у всех американцев фальшивые улыбки. Большинство американцев улыбаются искренне. Во-вторых, так я ответил бы Задорнову: для меня фальшивая улыбка лучше, чем искренняя ненависть. Америка — это целый континент. Думаю, у нас скоро появится возможность больше узнавать друг друга.

— А что американцу нужно знать о белорусах?

— Американцы, как я уже сказал, расположены к состраданию. Им нужно узнать душу, мышление белорусов, их верность обязательствам — думаю, это самое главное. Американцу нужно здесь, в Беларуси, хотя бы один раз побывать. Редакция нашего журнала будет стремиться к тому, чтобы человек не только почитал о вашей стране, но чтобы увидел ее и лучше понял...

Справка

Михаил (Майкл) Моргулис — писатель, политолог, богослов, философ, основатель концепции Духовной дипломатии, суть которой — в прекращении конфликтов и противоречий между странами с помощью общих духовных ценностей. Родился в Украине, затем эмигрировал в США. Этот человек считается одним из «разрушителей» железного занавеса. В 1991 году был руководителем делегации лидеров христиан США, которая была официально принята в СССР. Встречался со многими мировыми лидерами стран, главами парламентов. Живет и работает в штате Флорида, США.

Надежда ЮШКЕВИЧ

yushkevich@zviazda.by

Фото Александра ШАБЛЮКА

Выбар рэдакцыі

Спорт

«Нават праз 40 гадоў сямейнага жыцця рамантыка застаецца...»

«Нават праз 40 гадоў сямейнага жыцця рамантыка застаецца...»

Інтэрв'ю з алімпійскім чэмпіёнам па фехтаванні.