Вы тут

Молочные реки поменяют направление?


Беларусь по праву можно назвать не только речным и озерным краем, но и молочным. По производству молока мы опережаем все страны ЕАЭС и находимся практически наравне с крупнейшими производителями молочной продукции в мире. Сегодня хозяйства страны вырабатывают 7,2 млн тонн молока в год. К 2020-му планируется выйти на уровень производства в 9,2 млн тонн. В планах белорусской молочной отрасли ежегодно увеличивать объемы продукции на 5-6%. Основным потребителем молочных продуктов является рынок России. И это обстоятельство ставит новые вызовы перед отечественными предприятиями. Согласно плану российской стороны по импортозамещению, к 2020 году они будут нуждаться в значительно меньшем объеме продовольствия Беларуси. Это подталкивает наши молочные компании к ускоренному поиску новых партнеров.


96,6% белорусских поставок приходится на Россию

Белорусская молочная продукция заслуженно пользуется большим спросом благодаря своему высокому качеству. По словам первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида МАРИНИЧА, молоко является основным продуктом, которое производится агропромышленным комплексом Беларуси, и оно постоянно проходит сертификацию, чтобы занять свое место на новых рынках, в том числе и третьих стран. В стране производится 733 кг молока на душу населения. По поставкам масла в 2015 году мы обогнали США и заняли 3-ю позицию среди мировых экспортеров. По экспорту сыра и творога — 5-ю позицию в мире.

Молочный рынок нашей страны находится в состоянии постоянного развития. В 2015 году, по сравнению с 2010-м, объем производства молока увеличился на 23%, цельномолочной продукции — на 29%, масла — на 16% и сыров — на 23%, сухого обезжиренного молока — на 61%.

Пять белорусских предприятий имеют разрешение на поставку продукции в Евросоюз, 17 получили разрешение на поставку в Китай. В настоящий момент идет активная работа по вступлению страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Членство в ней поспособствует расширению географии поставок отечественной продукции. Однако, несмотря на все это, российский рынок все еще остается основным потребителем молочной продукции нашей страны. По итогам 2015 года Беларусь экспортировала приблизительно 60% от всей изготовленной «молочки», из которой доля экспорта в Россию составила 96,6%. В связи с программой импортозамещения, которая заработает в России в 2020 году, в Минсельхозпроде активно прорабатывают заложенный в Директиве № 3 план по диверсификации экспорта. Объемы экспортных поставок должны распределиться между тремя рынками: ЕАЭС, ЕС и странами «дальней дуги» к 2020 году и составить соотношение в 33% каждый.

Несмотря на программу импортозамещения России, исполнительный директор «Союзмолоко» Артем БЕЛОВ прогнозирует, что с учетом нормы потребления, которые существуют в мире, потенциал роста стран рынка ЕАЭС составляет порядка 20-25% в течение 5-10 лет. Он рекомендует белорусским производителям не упускать из внимания данный фактор, и учесть его при диверсификации своих поставок в сторону ЕС и «дальней дуги».

Нелучший год

Как отметил начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей БОГДАНОВ, 2015 год был непростым для молочной отрасли страны. Белорусские предприятия не снижали объемы поставок, но при этом потеряли денежную выручку в размере 1 млрд долларов. Это произошло из-за падения цен на мировом рынке, из-за девальвации российской валюты, а как следствие — снижения покупательской способности населения России. По итогам первого квартала 2016 года статистика показывает рост объема производства молочной продукции, как и объема экспорта. Однако существенного подъема мировых цен на данную продукцию не произошло. Это обостряет конкуренцию и на других рынках, на которых белорусские предприятия также продвигают свою продукцию. Себестоимость молока некоторых стран, например Новой Зеландии, значительно ниже, чем в Беларуси, и с ними тяжело конкурировать в сегменте сырья. В связи с этим Алексей Богданов порекомендовал отечественным производителям избрать стратегию по выпуску и продвижению продукции с более высокой добавленной стоимостью и наибольшей степенью переработки молока. Конкуренция в этих сегментах будет более эффективной. По оценкам первого квартала 2016 года объем производства сыров уже увеличился на 3% по отношению к аналогичному периоду 2015 года.

Почему падают цены?

Во время второго экспортного форума «Беларусь молочная» в Минске, где в зале собралось более 200 делегатов из 20 стран мира, обсуждались вопросы падения мировых цен на молочную продукцию.

Эксперт продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Максим ФАСТЕЕВ отметил, что индекс цен на молочные продукты ФАО снизился на 2,2%, а запасы сливочного масла и сыра в крупных странах-экспортерах продолжили расти. По его информации, основными причинами, которые послужили падению мировых цен на молочную продукцию, являются: сокращение закупок Китая в 2015 году; введение ранее в России эмбарго на продукцию из Евросоюза; значительный рост производства молока в экспортных регионах.

В итоге уровень спроса стал меньше уровня предложения. Однако уже сегодня в ФАО отмечают перспективу роста к 2020 году потребностей в молочной продукции среди стран Латинской Америки, Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, что должно существенно повлиять на рост цен в мире.

Kryzhevіch@zvіazda.by

Фото Надежды Бужан

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».