Вы тут

Качество образования: что именно?


Вопросы «Чему учить?» и «Как учить?» волнуют сегодня не только белорусских педагогов, но и их российских коллег. Белорусско-российское сотрудничество в образовательной сфере обсуждалось в рамках ІІІ Форума регионов Беларуси и России в Минске.


Как подчеркнул в своем выступлении заместитель министра образования и науки России Вениамин КАГАНОВ, «мы вынуждены постоянно заботиться о конкурентоспособности нашего образования, причем не только высшего».

— Образование — это то, что осталось после того, как все выученное в школе забыто. Всем известно это высказывание Альберта Эйнштейна. Но что остается, когда все выученное забыто? Не знание формул, правил орфографии, семейств растений, а способы деятельности, с помощью которых эти формулы выводились, умение взаимодействовать в парах и группах при освоении правил языка, умение анализировать и обобщать, позволившее объединить разные, на первый взгляд, растения в один класс, одно семейство. Другими словами, в памяти остается не содержание, а сформированные умения, приобретенные компетенции, способы познания мира, как бы пафосно это ни звучало, — уверена начальник управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь Светлана УКЛЕЙКО. — Но тогда и проверять нужно не правильный или неправильный ответ в задаче, а способ ее решения, рациональность подхода, логику рассуждения и т.д. Это ли мы проверяем сегодня в школе? Возможно, следует пересмотреть и формы, и периодичность аттестации, и виды контроля, и нормы оценки, а может быть, разработать абсолютно новую систему оценивания в школе.

«Чтобы повысить качество образования, нужно сначала определиться, что же мы хотим повысить: уровень знаний на выпускных экзаменах, результаты централизованного тестирования, способность самостоятельно мыслить, работать в команде или и то, и другое, и третье?» — подчеркивает Светлана Уклейко. Она предлагает рассмотреть возможность разработки учебных программ по циклу предметов (общественно-гуманитарных, естественно-математических, развивающих и т.д.). Модульный подход позволит максимально учесть и использовать межпредметные связи, которые в настоящее время являются не самым сильным звеном. Но главное — это позволит сопоставить понятийные аппараты каждого учебного предмета, выявить общее и различное как на уровне понятий, так и на уровне формируемых компетенций.

Создание современных учебных планов и программ неизбежно потребует принципиально новой системы подготовки будущих педагогов, а также массовой переподготовки и повышения квалификации учителей.

Директор департамента контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь Владимир ЗДАНОВИЧ сообщил, что в последние годы произошло сближение позиций России и Беларуси по ряду важнейших составляющих системы обеспечения качества образования:

— Вместе с тем проблемное поле, связанное с качеством образования, еще достаточно обширное. Прежде всего нас должно тревожить стремительное распространение на образовательную деятельность рыночных технологий и механизмов. Выскажу субъективное мнение, что в этом во многом кроются корни некоторых проблем в наших системах образования. В том числе и появление на рынке образовательных услуг недобросовестных его участников.

По мнению Владимира Здановича, необходимо совместно разработать согласованные документы, регламентирующие развитие и поддержку неформального образования и устанавливающие контроль в этой сфере. Также, в связи со стремительно развивающимися технологиями дистанционного обучения, в ближайшей перспективе необходимо будет выработать общие требования к обеспечению качества образования при их использовании. Это касается и организации обучения в сетевой форме.

nіkalaeva@zvіazda.by

Фото Марины БЕГУНКОВОЙ

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».