Вы тут

Как работает пункт пропуска «Козловичи»


Перевозка грузов — одна из важных составляющих белорусской экономики, роль которой еще более возросла, когда западные рубежи Беларуси превратились в границу между двумя крупными интеграционными союзами — Европейским и Евразийским экономическим. «СЕ» поставил задачу исследовать, насколько наша страна использует потенциал, который ей обеспечен самим местом на географической карте.

Дорога из Польши в Россию, а оттуда в Казахстан, Армению и Кыргызстан, лежит через Беларусь. Большинство грузовых автомобилей пересекают границу в пункте пропуска «Козловичи», недалеко от Бреста, — одном из крупнейших грузовых погранпереходов между ЕС и ЕАЭС.


Дорога каждая минута

«Козловичи» специализируются на грузовых автомобильных перевозках. В среднем за сутки тут проходит около 1600 автомобилей, но максимальная пропускная способность — 2000 машин в обоих направлениях. Пункт настолько большой по площади, что одним взглядом его можно окинуть лишь со смотровой площадки. Как только машина въезжает в пункт пропуска, камера фиксирует ее номер. Он сразу же отражается в базе данных пограничной службы, а затем и таможенной. Такая технология считывания и распознавания регистрационных номеров начала функционировать в пункте пропуска с января этого года. Благодаря ей отменена выдача бумажных контрольных талонов. Затем автомобили проходят через радиационные ворота. «У нас, кроме таможенного, осуществляются и другие виды контроля. Что касается радиационного, то он возложен на таможенную службу», — рассказывает Александр ОСИПУК, заместитель начальника таможенного поста «Козловичи».

Затем под специальным навесом проходит пограничный контроль, который работает в плотной связке с таможенниками, особенно там, где дело касается выявления незаконно провозимых товаров. Пограничники проверяют документы, происходит регистрация транспортного средства в зоне таможенного контроля и контроль за перемещением личных вещей водителя. Все остальные операции, связанные с оформлением груза, происходят только в административном здании пункта пропуска. Времени это занимает немного. «У нас есть нормативы, по которым мы должны регистрировать не менее 42 машин в час, иначе очередь будет накапливаться, особенно в выходные дни. Как правило, мы укладываемся в данный норматив», — говорит Александр Осипук.

Рам­па и здание терминала.

Затем машина встает на весы. Все транспортные средства проезжают через них, и информация о весе автоматически передается в бюро, которое находится в здании пункта пропуска. Это делается для того, чтобы определять вес транспортного средства с грузом. Чтобы ускорить процесс прохождения границы, в «Козловичах» строят вторые весы.

Далее — бюро таможни. В таможенный орган предоставляется транзитная декларация как в бумажном, так и в электронном варианте. Если водитель не оформил ее заранее, специалисты «Белтаможсервиса» оказывают платные услуги перевозчикам по ее формированию. Если воспользоваться электронной системой декларирования EPІ, то водитель может миновать окно «Белтаможсервиса» и сразу стать на очередь к сотруднику таможни. Тут же — окна ветеринарного, фитосанитарного контроля, страховых агентов.

В та­мо­жен­ном бю­ро. Здесь ра­бо­та­ет действительно мно­го окон: водители почти не ждут очереди. Все они, кстати, по­хо­же оде­ты: удоб­ная май­ка и шор­ты (иногда шта­ны), на но­гах — кроссовки или слан­цы, а в ру­ках — ко­жа­ная па­пка для бу­маг.

Сквозь рентген

Среднее время, которое водители проводят на границе, — 20 минут. Но если груз требует дополнительного контроля, то времени может понадобиться значительно больше. Например, прохождение фитосанитарного контроля может задержать фуру с грузом на сутки. Поэтому в белорусских «Козловичах» заботятся не только об удобстве прохождения границы, но и о комфорте водителей. В здании терминала есть кафе и магазин (недалеко от бюро). На въезде в таможенную зону — санитарные помещения и душ, оборудована стоянка. По словам водителей, с которыми нам удалось пообщаться, вода в душе прохладная, но не ледяная: мыться можно.

При этом, если наименование груза одно и он не подлежит дополнительным видам контроля, то оформление и выпуск товаров может занять около 5 минут. Но контролирующие службы на границе могут потребовать разгрузить автомобиль, досмотреть багаж. Что касается непосредственно таможни, то если груз вызывает подозрения, он проходит дополнительный досмотр в специальном, оснащенном рентгеном инспекционно-досмотровом комплексе.

На эк­ра­не специалиста-аналитика — рент­ге­нов­ское изображение автомобиля.

Внешне здание, в котором расположен комплекс, напоминает обычный ангар. Но внутри — оборудование, позволяющее находить даже самые тщательно спрятанные контрабандные товары. Машину загоняют в ангар, водитель выходит, автомобиль автоматически двигается в сторону сканирующей техники (выглядит она как два контейнера, между которыми — машина), создающей рентгеноскопическое изображение — сканограммы, — которое передается в комнату управления.

После прохождения досмотра на экране появляется изображение автомобиля. По нему специалисты-аналитики определяют, нет ли в авто посторонних предметов. Юрий ДЕРДЮК, начальник отдела проведения операций таможенного контроля Брестской таможни, уверяет, что не всегда главное нарушение — это перемещение запрещенных предметов. «Часто пытаются провезти груз в большем количестве, чем указано, чтобы за этот превышенный объем не платить пошлину. У нас это легко увидеть. Например, если это овощи и фрукты, то они распределены на палетах, которые легко сосчитать по изображению, не разгружая автомобиль», — рассказывает он. В этом году, например, был случай, когда водитель по документам провозил конструкторы «Lego» на 13 грузовых местах, а по факту — на 45.

Здесь, на рам­пе, раз­гру­жа­ют полуприцепы, ко­то­рым предстоит пройти дополнительный контр­оль. Груз перемещают в специальный ам­бар, ко­то­рый запирают от посторонних. Там же обо­ру­до­ван и «зимний» подъезд для разгрузки: с кры­шей и стенами, с обог­ре­вом.

Но все же нарушители встречаются. Например, в пустом полуприцепе прячут в двойном дне блоки сигарет или укладывают их между грузом. На изображении, кстати, человеку необученному увидеть их почти невозможно (проверено на себе). Но если присмотреться, то можно заметить характерные квадраты, которых явно быть не должно. «Однажды был случай, когда водитель вез кирпич. Это мы сначала так думали. А рентген показал, что там внутри — машина. Мужчина еще долго упрашивал нас, чтобы не открывали опломбированный груз. Сетовал, что у него много детей (что на самом деле было правдой). Внутри, кстати, оказался незаконно перевозимый микроавтобус», — говорит Юрий Дердюк. По его словам, таких историй много, и именно благодаря тому, что в 2012 году в пункте пропуска построили стационарный инспекционно-досмотровый комплекс.

Прозрачная граница

После того, как все предписанные виды контроля пройдены, водитель снова проезжает мимо сотрудников пограничной службы, а затем направляется вглубь территории Республики Беларусь.

Между Беларусью и Россией граница открыта, водители предоставляют разрешительные документы, дополнительные досмотры тут — выборочные. Но те, кому приходится проходить фитосанитарный контроль, и тут стоят сутки, а иногда и дольше. Водители получают отметку, что машина прошла границу между Беларусью и Россией, чтобы беспрепятственно передвигаться по территории ЕАЭС. На пограничном посту российский сотрудник проверяет личные документы у водителя и желает счастливого пути.

Вероника ПУСТОВИТ

pustavit@zviazda.by

Брест

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Сёння распачынае работу УНС у новым статусе

Сёння распачынае работу УНС у новым статусе

Амаль тысяча дзвесце чалавек збяруцца, каб вырашаць найважнейшыя пытанні развіцця краіны. 

Навука

Наколькі эфектыўна працуе сістэма інтэлектуальнай уласнасці?

Наколькі эфектыўна працуе сістэма інтэлектуальнай уласнасці?

Расказаў першы намеснік старшыні Дзяржаўнага камітэта па навуцы і тэхналогіях Рэспублікі Беларусь Дзяніс Каржыцкі.

Здароўе

У Нацыянальны каляндар плануюць уключыць новыя прышчэпкі

У Нацыянальны каляндар плануюць уключыць новыя прышчэпкі

Як вакцыны выратоўваюць жыцці і чаго можа каштаваць іх ігнараванне?

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.