Вы тут

Алмазы родом... из космоса

Говоря о природных богатствах Беларуси, чаще всего вспоминают лишь леса, озера, а о полезных ископаемых большинство знает немного. Тем не менее, наша страна может по праву гордиться 30 видами минерального сырья (калийные и каменные соли, нефть, торф, бурый уголь, горючие сланцы и др.). Среди них – одни из самых удивительных белорусских ископаемых – алмазы космического происхождения в Логойске.

Космические гости

Ежегодно около 20 тыс. тонн метеоритного вещества соприкасается с нашей планетой. В основном это “космическая пыль” (криокониты, размеры которых не превышают и миллиметра). Редко до поверхности Земли долетают более крупные болиды (яркие метеоры) диаметром до 10 и более метров. Один из наиболее известных, упавших на территорию нашей страны, – Брагинский метеорит (первая находка его осколка датируется 1807 годом). Наибольший обломок метеорита “Брагин”, хранившийся в Геологическом музее Национальной академии наук в Минске, был уничтожен немецко-фашистскими оккупантами во время ВОВ.

Известны местонахождения метеоритов в Беловежской пуще, в районе г. Ружаны Брестской области, под г. Столином (метеорит “Жмени”), в Быховском районе Могилевской области (метеорит “Черный Бор”) и другие.

Метеорит Брагин

След упавшего на Землю крупного метеорита, болида, астероида и созданная при этом кольцевая структура называется в науке “астроблемой” (от греч. “астрон” – “звезда” и “блема” – “рана”), а горная порода в местах его падения – “импактитами” (от англ. “импакт” – “удар, толчок”). В момент соударения в горных породах мишени происходит образование высокобарных минералов: графита, ударно-метаморфизованного кварца, микросферул железа, никелевой шпинели и магнетита, сплавов никеля с железом, алмазов и др. Породы мишени – импактиты – содержат промышленные концентрации платиноидов, золота, хрома, никеля и кобальта.

В фаменских солях Припятского прогиба в магнитных фракциях обнаружены микроскопические (от 0,03 до 0,4 мм) магнитные шарики, представленные магнетитом и камаситом, предположительно космического происхождения. В различных участках крупных астроблем встречаются обширные тектитовые поля, синхронность которых по отношению к удаленным от них астроблемам доказана. Следовательно, наличие тектитов и высокобарных минералов можно рассматривать в качестве критерия поиска для обнаружения импактных алмазов.

Уникальная коллекция

Импактные алмазы начали основательно исследовать лишь в последние десятилетия. Они представляют собой параморфозы по графиту и реже по другим видам высокоуглеродистого вещества, заключенного в горных породах мишени. Общие особенности импактных алмазов (поликристалличность, полифазность, текстурированность агрегатов, высокая дефектность кристаллов и т.д.) обусловлены их образованием в специфических динамических условиях.

Импактные алмазы имеют своеобразный внешний облик и целый ряд характерных физических свойств, нередко позволяющих визуально отличать их от алмазов другого генезиса. Визуальная диагностика проверяется при необходимости инструментальными методами с использованием типоморфных особенностей импактных алмазов. Вот почему коллекция кабинета геологии БрГУ им. А.С. Пушкина, по существу, является рабочим инструментом для геологов-поисковиков, минералогов и геммологов, географов и геоморфологов, краеведов и любителей природы, которые занимаются изучением минеральных богатств своего края.

Импактные алмазы можно рассмотреть только под микроскопом

Коллекция включает в себя основные разновидности импактных алмазов, выделенных по наиболее характерным внешним признакам – кристалломорфологии, окраске, размерности, дефектности кристаллов и т.д. Все алмазы сгруппированы в десять препаратов закрытого типа. В коллекции – 70 образцов с преобладающим размером крупности зерен алмазов от -0,5 мм до +0,2 мм. В двух препаратах представлен концентрат тонких (до -0,1 мм) алмазов светлых и темных тонов.

Являясь параморфозами, импактные алмазы с точки зрения кристалломорфологии наследуют форму графита или другого углеродистого вещества горных пород мишени. Их характерная форма – гексагон (шестиугольный паракристалл). Широко представлены и неправильные индивиды, не имеющие определенной геометрической формы, а также своеобразные древовидные, игольчатые, чечевицеобразные, слюдоподобные, изогнутые, округлые и таблитчатые зерна, их сростки и агрегатные срастания: плоские, сахаровидные, удлиненные, коксовидные, параллельно-ориентированные и незакономерно сросшиеся и реже двойниковые формы.

Окраска алмазов – желтая, желто-коричневая, розовая, серая, черная, реже белая и бесцветная. Узор поверхности кристаллов может быть двух видов – унаследованный (штриховка, гофрировка, микрогребни, планарные элементы), а также вторично-коррозионный (трещины, ямки, каналы, микрокаверны и т.п.). Плотность импактных алмазов составляет 3,20-3,50 г/см3, что несколько ниже плотности алмазов из кимберлитовых трубок (3,50-3,55 г/см3), как ниже у них и нижний порог преобладающей размерности зерен (-0,5 мм) против (+0,5 мм) у традиционных алмазов.

Импактным алмазам свойственен следующий состав минераловспутников: графит, коэсит, спишовит, лонсдейлит, кварц, импактное стекло и другие минералы с признаками ударного метаморфизма. У традиционных алмазов – это пироп, пикроильменит, хромдиопсид, хромшпинелиды, магнетит, гематит, графит, чаонит и другие.

Если кто-то из любознательных краеведов, учителей географии со своими учениками или профессиональных геологов, а также минералогов попытается обнаружить импактные алмазы в районе Логойского кратера, то нужно иметь в виду, что видимые элементы Логойской астроблемы частично разрушены четвертичными ледниками, и материал горных пород, содержащих импактные алмазы, мог быть перемещен в южные широты.

Альберт БОГДАСАРОВ, профессор,

действительный член Белорусского географического общества

Звездная рана земли

Крупные метеориты – болиды и астероиды – соударялись с Землей на протяжении всей ее истории. Около 42 млн лет тому назад один из них врезался в Землю в 12 км северо-западнее современного белорусского города Логойска, образовав при этом кратерную кольцевую структуру диаметром около 15 км. По расчетам ученых, размер этого “космического гостя” был в поперечнике 700 м, а его масса составляла около 400 млн тонн. Энергия взрыва метеорита в момент соударения с Землей в 10 тысяч раз превышала мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму в 1945 году.

Логойский кратер был обнаружен геологами в начале 70-х годов прошлого столетия как ярко выраженная кольцевая геофизическая аномалия. В настоящее время он покрыт 200-метровым слоем осадочных горных пород. В самом кратере, глубина которого достигает 500 метров, отмечается большое количество обломков скальных пород, резкий сдвиг и уплотнения осадочных пород мишени, ударных и плавленых стекол и ряда особых минералов, которые возникают при очень высоких температурах и давлениях. Температура взрыва в момент образования Логойской астроблемы достигала более 10000°С. Значительный объем горных пород мишени при этом испарился, возможно, именно в это время здесь и образовались импактные алмазы, уникальная и единственная в Беларуси эталонная коллекция которых хранится в кабинете геологии географического факультета Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина.

Выбар рэдакцыі

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».