Вы тут

Откуда в Беларуси фьорды и озера?


Ледниковый период – этап геологической истории Земли, в течение которого климат менялся в сторону похолодания. Холодные отрезки времени (ледниковые эпохи) чередовались с периодами, когда устанавливался относительно более теплый климат (межстадиалы, межледниковья).

Последний ледниковый период в Европе и Северной Америке начался около 2,6 млн лет назад. В истории планеты он известен как четвертичный период или квартер. Иногда его называют антропоген, от греческого слова «антропос», что означает «человек», ведь именно в это время на Земле происходило становление человека.

Антропоген принято делить на две неравные части. Первая очень длительная – плейстоцен – это и есть собственно ледниковый период; вторая очень короткая – голоцен, этап, который начался всего 10 тыс. лет назад и продолжается по сей день. В плейстоцене из высоких в умеренные широты северного полушария проникали ледниковые покровы. Ледники несли с собой огромную массу раздробленного материала, который при таянии льда аккумулировался в виде морен и других ледниковых отложений, создавая неповторимый ландшафт. По оценкам различных специалистов, на территории Беларуси ледники появлялись от пяти до восьми раз. Резкие климатические изменения приводили к образованию четко обособленных природных зон или поясов, границы которых были подвижными и зависели от продвижения к югу или отступления ледников, поэтому территория современной Беларуси не раз на время становилась Арктикой.

Жители ледникового периода

Важно отметить, что ледниковый период, начавшийся по геологическим меркам сравнительно недавно, продолжается и в настоящее время. Сейчас мы переживаем один из его очередных этапов – голоценовый, связанный с потеплением крупного ранга (межледниковьем). При этом большая часть, приблизительно 2/3 голоценового этапа, включая его оптимум, уже позади. Остальная 1/3 часть в абсолютном летоисчислении составит около 5000 лет. В течение этого времени природа будет находиться на пути к очередному оледенению. Однако нельзя считать, что сразу же после перехода от межледниковья к очередному оледенению на территорию Беларуси начнет наступать ледниковый покров. Вовсе нет. По аналогии с предыдущим (поозерским) циклом оледенение начнется относительно небольшим, но устойчивым похолоданием.

Средняя температура самого теплого летнего месяца составит около 13-15°С, что будут соответствовать развитию зоны березовых и сосновых лесов. Природа следующего оледенения, подобно раннепоозерскому, будет претерпевать относительные похолодания (стадиалы) и потепления (ранга межстадиалов). Потепления до уровня межледникового климата не ожидаются. Стадиально-межстадиальный отрезок времени начала нового оледенения будет сохраняться очень длительное время (30-40 тыс. лет) и завершится более крупным похолоданием с распространением многолетней мерзлоты.

Происходящие на наших глазах изменения климата являются естественными феноменами, имеющими влияние на нашу повседневную жизнь. Фактическое начало крупного изменения климата определить нелегко из-за частой смены относительно небольших потеплений и похолоданий. Но и эти небольшие изменения, наблюдаемые в последние годы, вызывают озабоченность у специалистов.

Климатическая система весьма сложна: она зависит от различных явлений, происходящих в атмосфере, океанах, криосфере (ледниках и вечной мерзлоте), литосфере (земной коре) и биосфере. Можно сказать, что климат Земли определяется взаимодействием земной поверхности с атмосферой, прежде всего в качестве реакции на регулярные изменения в интенсивности солнечного излучения. Изменения климата происходят во многих циклах, продолжающихся от десятилетий до миллионов лет. Более длинные циклы в изменении климата вызваны внеземными факторами, короткие – региональными и местными факторами. На эти циклы воздействуют другие природные явления, которые не всегда можно объяснить.

О крупных циклах климата

Количество солнечной радиации, достигающей земной поверхности, изменяется за последние несколько миллионов лет закономерно вследствие циклического изменения земной орбиты (так называемый эффект Миланковича). Согласно этому эффекту одно из самых крупных климатических изменений происходит приблизительно каждые 100 000±20 000 лет. В четвертичном периоде такое изменение климата соответствовало ледниковой эпохе или отдельному оледенению. Последствия крупных изменений климата в прошлом записаны в отложениях и органических остатках. Подобного рода записи расшифровываются на основе различных экологических показателей и методов определения абсолютного возраста. Научные исследования четвертичных отложений, проведенные на территории нашей страны, подтверждают существование стотысячного эффекта Миланковича и свидетельствуют о том, что он представляет собой основной сценарий развития материковых оледенений четвертичного периода. 

Рельеф Беларуси

Современный рельеф Беларуси мы получили в наследие от ледникового периода. Он сформировался, в основном, под влиянием деятельности ледников и талых вод. Платообразные равнины и все возвышенности в нашей стране возникли от нагромождения огромных масс ледниковых и водно-ледниковых отложений. Основные черты рельефа Беларуси сформировались в ходе надвига предпоследнего (припятского или днепровского) и последнего (поозерского) материковых льдов. 

Краевые или конечно-моренные образования представляют собой комплекс холмов и гряд, возникших у края активного ледника при его небольших подвижках, остановках и при отступании (деградации). В основном это напорные конечные морены с множеством мелких отторженцев более древних пород, гляциодислокациями (нарушениями в залегании отложений), а также сложным соотношением насыпных гряд и холмов. Краевая зона при наступлении и отступании ледникового покрова под влиянием рельефа, по которому он двигался, имела лопастной характер. Край ледника был разбит на отдельные, порой крупные лопасти, в каждой из которых лед двигался в соответствии с местными условиями. Между лопастями и отдельными языками активного льда формировались угловые массивы, которые впоследствии приобретали вид ледниковых возвышенностей. К числу таких массивов относятся Новогрудская, Гродненская, Городокская возвышенности.

Между фронтом ледника и конечно-моренными возвышенными грядами при деградации ледника существовали приледниковые озера, после исчезновения которых образовались низины – Полоцкая, Суражская, Лучосинская и др.

В ледниковом рельефе нашей страны помимо краевых образований присутствуют крупные углубления (переуглубления). В современном рельефе они узнаются с трудом, поскольку почти полностью заполнены осадками. Зато они четко выделяются в погребенном рельефе, особенно когда вдаются в коренные породы. Наши белорусские переуглубления были названы ложбинами ледникового выпахивания и размыва. Механизм образования обеих форм оказался сходным, а внешний вид – разный. Белорусские фьорды, хотя и скрыты от глаз, поскольку заполнены ледниковым материалом, по своим параметрам ничуть не уступают знаменитым норвежским фьордам.

Край голубых озер

Во время резкого потепления в конце поозерского оледенения, точнее в позднеледниковье (13-10 тыс. лет назад), когда начала исчезать многолетняя мерзлота, большую роль играли процессы термокарста (таяния погребенного льда). Именно в это время на территории нашей страны возникли тысячи озер. Быстрое потепление способствовало таянию глыб омертвевшего льда, оставшегося от ледника и находившегося под ледниковыми наносами на той или иной глубине. При таянии погребенных линз льда образовывались впадины – будущие котловины озер. Они быстро заполнялись грунтовыми водами, начавшими функционировать после долгого пребывания в состоянии мерзлоты.

Так образовывались ледниковые озера. Позже, в голоценовое время, к ним присоединилось еще более многочисленная группа озер-стариц, возникшая в пределах речных долин при изменении русел рек.

Береза родом из ледникового периода

Большинство представителей флоры и фауны Беларуси, которые встречаются в нашем окружении, прекрасно себя чувствовали как в условиях ледниковых эпох, так и в межледниковье. В качестве примера можно назвать березу. Это дерево росло в течение всего четвертичного периода. Его остатки находят в отложениях каждой ледниковой и межледниковой эпохи.

Значительная часть видов этого периода была требовательной к климатическим условиям. Теплолюбивые древесные растения – дуб, вяз, липа, граб и другие – встречаются только в теплые (межледниковые) отрезки четвертичного периода. Представители животного мира – мамонт, шерстистый носорог, копытный лемминг – жители лишь ледниковых эпох. Но и в этом правиле есть исключения. Некоторые типичные виды этого периода находят экологическую нишу и в условиях межледниковья. В таком случае их называют реликтами.

К растительным реликтам ледниковых эпох в нашей стране можно отнести карликовую березку, изредка встречающуюся на сфагновых или гипновых болотах. Недавно в самом глубоком белорусском озере Долгое (Глубокский район Витебской области) был обнаружен еще один ледниковый реликт. Речь идет о пресноводном моллюске. Дайверы, обследующие дно, на глубине 23 м отобрали небольшую пробу ила, в котором находилось множество раковин моллюсков. Палеонтологические исследования показали, что среди них преобладают крохотные раковины ранее не известного на территории Беларуси вида. Им оказался ледниковый реликт, не имеющий даже русского названия – Pisidium conventus. Оптимальными условиями существования вида служит температурный режим 4-8°С и большие глубины, поэтому в озерах умеренного пояса эти раковины встречаются редко.

Четвертичные отложения как строительный материал

Четвертичные отложения Беларуси представлены полным набором генетических типов. Здесь в изобилии имеются ледниковые морены, водно-ледниковые пески и глины, лессы, речные, озерные, болотные и другие накопления. Они залегают в сложных, но закономерных взаимоотношениях между собой. Эти отложения определяют плодородие почв, содержат изолированные горизонты подземных вод хорошего качества. Человек издавна живет в этой среде и научился с большой выгодой использовать их как полезное ископаемое, главным образом, как строительный материал. Из песчаных и глинистых отложений проложены дороги, построены здания и сооружения, целые города.

Повсеместное залегание четвертичных отложений с поверхности обусловливает необходимость их инженерно-геологического изучения. Так, лессы от воды сжимаются, а некоторые глины от воды разбухают, увеличиваются в объеме или разжижаются и расползаются. И если на таких глинах стоит дом, они способны его разрушить. Свойства песка также меняются: например, рыхлый песок от вибрации уплотняется. Но если песчинки крупные, прочные, плотно уложены, они способны выдержать тяжелые сооружения. Более надежными инженерно-геологическими свойствами обладают ледниковые морены.

Александр САНЬКО,

заведующий кафедрой инженерной геологии и геофизики географического факультета БГУ,

доктор геолого-минералогических наук

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».