Вы тут

Криминал с петлей на шее


Дорого обошлась браконьерам попытка обеспечить себя мясом при помощи петель-самоловов.

В тот день лесник Национального парка «Беловежская пуща» двигался вдоль реки к лесу в поисках оленьих рогов. В лесничестве существует план по сдаче таких «ветвей», и работник решил осмотреть хорошо знакомые места, где олени могли их оставить. Проходя мимо холма, на котором среди лесопосадки находится ферма, он неожиданно наткнулся на мертвую самку благородного оленя. Почему умерло животное, вопрос не стоял: шею оленихи стягивала петля-самолов из металлического троса с приклепанными гайками. Конец троса был надежно прикреплен к соседнему дереву. О факте жестокого истребления зверя лесник уведомил егеря. Тот уточнил координаты местонахождения туши, оперативно приехал, осмотрел ее и переадресовал сообщение в службу охраны пущи.

В надежде задержать браконьеров с поличным было принято решение устроить засаду. Четверо сотрудников оперативно-егерской группы замаскировались в лесопосадке и принялись караулить петлевиков. В томительном ожидании прошли сутки, но за оленихой никто не пришел. Разве что на нее случайно вышел тракторист соседней фермы Семен Фролов, который, судя по его реакции, не на шутку перепугался и от греха подальше спешно ретировался.

Осознав, что теперь утечка информации неизбежна и дальнейшее наблюдение бессмысленно, защитники пущи вызвали на место происшествия следственно-оперативную группу. Следователь, оперативники и эксперт произвели осмотр задушенной оленихи и окрестной территории и обнаружили поблизости от места ее гибели еще одну петлю-самолов из аналогичного троса, а также сигаретный окурок.

По факту браконьерства было возбуждено уголовное дело. С целью получения значимой информации правоохранители допросили работников фермы. В результате зацепились за показания сторожей. Оказалось, за сутки до обнаружения оленихи они видели на ферме двух закадычных дружков с криминальным прошлым – 55-летнего Александра Звонарева и 32-летнего Владислава Журавлева. Парочка приходила забирать вещи уволившейся подружки Владислава. Кроме того, работающий на ферме тракторист Фролов рассказывал, что обнаружил в лесопосадке угодившую в ловушку из троса олениху. При этом озвучил свои подозрения насчет того, чьих рук это дело. Мол, ранее он видел недалеко от западни Звонарева и Журавлева и при встрече высказал им свое недовольство подобной дикой охотой. Укорил тем, что сами свободой рискуют и попутно других подставляют. Как-никак, рядом ферма, и ее работники могут стать заложниками ситуации. Подозрения падут еще и на невинных.

Вызванный на допрос свидетель Фролов полностью подтвердил озвученную сторожами информацию. При этом добавил, что за день до обнаружения оленихи он видел вечером маячивших в том районе дружков с пустым мешком в руках. Относительно своих подозрений Семен пояснил, что в день снятия егерями устроенной засады указанный «дуэт» двигался в сторону места преступления. Столкнувшись нос к носу с дружками, Фролов испугался, что в злодействе могут заподозрить его самого или коллег. Именно поэтому высказал он Журавлеву и Звонареву свое негодование. При этом по их поведению понял, что не ошибся: истребленная олениха – дело их рук.

Такие действия сторожа вкупе с тем, что он же рассказал о произошедшем всей округе, объяснили сыщикам причину отказа браконьеров забирать добычу. Те однозначно догадались о возможной засаде и ретировались.

Неопровержимые доказательства

Изучать личности подозреваемых правоохранителям не потребовалось. О том, что эти типы из себя представляют, они были прекрасно осведомлены. Журавлев и Звонарев проживают метрах в семистах от места преступления, являются соседями, характеризуются крайне отрицательно, не работают и довольствуются случайными заработками. Попутно промышляют похищением чужого добра, а каждый раздобытый рубль спускают на спиртное. В 2016 году они проходили соучастниками по уголовному делу о покушении на кражу. Влезли в хату, где накануне гуляла свадьба. Планировали вынести добро, но не удержались от соблазна устроить себе праздник жизни. Наелись и напились до такой степени, что потеряли ориентацию во времени и пространстве. В результате хозяева застали их прямо на месте преступления и сдали в милицию. Но, как показали дальнейшие события, состоявшийся суд не избавил их от соблазна жить за чужой счет. В 2017 году дружки снова пошли на «дело»: украли у сельчанина газонокосилку и сбыли ее за бесценок. В итоге младший получил полгода ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа (так называемой «домашней химии»). Ну, а его старший товарищ – два месяца ареста и штраф в размере 350 рублей, который, естественно, не выплатил. К слову, в биографии последнего есть еще одна судимость за угрозу убийством, свидетельствующая о склонности к агрессии и способности физически истреблять не только животных, но и людей.

Указанных выше подозрений было более чем достаточно для визита к дружкам. В результате во дворе у Звонарева были обнаружены гайка и фрагменты металлического троса, схожие с теми, из которых были изготовлены ловчие петли. Эксперты заключили, что куски троса отрубались недавно.

Хозяин дома сразу сознался в содеянном и во всех деталях поведал обстоятельства преступления. Идея поставить петли принадлежала Журавлеву, а Звонарев план поддержал. Вместе решили поймать косуль, которые часто появляются за деревней, наведываясь к силосной яме. О том, как вязать петли и где ставить, узнали из просмотренной по телевизору тематической передачи. Среди металлолома отыскали старый металлический трос и расплели его. На наковальне обрубили жилы и приклепали гайки. Всего вышло три петли. Спрятав их в мешок, отправились к лесопосадке у фермы. Осмотрев местность, определили места с наибольшей вероятностью появления животных. Закрепили петли на стволах деревьев. Утром следующего дня проверили силки, но дичь в них не угодила. Переставили петли, но повторно направились их проверять через сутки. По дороге встретили Семена Фролова, узнали об обнаружении им лосихи, предположили возможность засады и потому спешно вернулись. Добычу намеревались пустить в пищу, т.к. средств на пропитание у них нет.

Казалось бы, при таком признании фигуранта и массе вещественных доказательств проблем с его соучастником не будет. Но Журавлев неожиданно «пошел в отказ». Мол, непричастен к браконьерству. Ни в доме у него, ни на придомовой территории улик не обнаружено. Силки не изготавливал, кто их рубил из троса, не знает. Гайка у наковальни соседа осталась после того, как вместе со Звонаревым изготавливал раскладные стульчики для рыбалки. Мимо фермы вместе с Александром ходил к речке, чтобы проверить, не пошла ли на нерест рыба.

На что рассчитывал браконьер, сказать сложно. При доказательствах, которыми располагало следствие, выкручиваться было бесполезно. Но обреченность своего положения Журавлев понял лишь на следующий день. Сначала «поплыл» на очной ставке с дружком-соучастником. Затем его прижали вещественными доказательствами, в том числе выброшенным у силка окурком. Ну, а решающим аргументом стали показания подруги Оксаны, сообщившей следствию, что он не признается в незаконной охоте, так как за загубленного оленя придется слишком много платить. Заявлял ей, что если его вину докажут, один на скамью подсудимых не сядет, потянет за собой дружка Сашку.

Когда один говорит правду, а второй лжет при неопровержимости доказательств вины, рассчитывать на снисхождение в суде не придется. Поэтому осмыслив ситуацию, Владислав вскоре сделал заявление, что готов сотрудничать со следствием и во всем сознаться. Подкрепляя слова делом, и он, и его подельник не только детально рассказали о своих походах и установленных силках, но и показали на месте преступления, как и что они делали. Кроме того, рассказали, где подвесили на дерево третью петлю. К счастью, в нее никто из животных не угодил.

Сурово, но справедливо

Казалось бы, других сюрпризов в деле быть не должно. Однако неожиданное известие пришло от экспертов. При исследовании загубленной браконьерами самки благородного оленя они обнаружили, что внутри нее находился эмбрион примерно шестимесячного возраста. Учитывая это обстоятельство, размер материального ущерба возрос вдвое и составил 13800 рублей. Это известие повергло подельников в шок. Они понимали, что платить придется много, но не представляли, что дикая охота окажется столь дорогим удовольствием.

По итогам расследования Звонареву и Журавлеву была инкриминирована незаконная охота на территории национального парка, повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере. Суд признал их вину полностью доказанной и приговорил Александра к полутора годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, с лишением права заниматься охотой на пять лет и принудительным лечением от алкоголизма. Кроме того, ему предстоит выплатить штраф в размере 100 базовых величин (2300 рублей).

Что касается Владислава, то он проведет за решеткой на три месяца меньше и выплатит штраф в размере 80 базовых величин (1840 рублей). В остальной части приговор идентичен. К тому же, с обоих будет взыскано 690 рублей государственной пошлины.

Да уж, после такого приговора хоть самому в петлю лезь…

Сергей Шершеневич

P.S. Данные всех лиц изменены

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».