Вы тут

Юрий Брель: «Не нарушить космоса детского рисунка»


В этой художественной студии запрещено говорить «ты некрасиво нарисовал». 


Здесь не пытаются переделать или подправить рисунок ребёнка, не настаивают на том, что трава на картине обязательно должна быть зелёной. Здесь учат смешивать краски, пробовать разные техники рисования, а ещё рассказывают о мире и увлечённо творят.

Что рисуют современные дети? Об этом с «Алесей» поговорил руководитель творческой студии «Синица», художник Юрий БРЕЛЬ.

– Юрий, а вообще, рисовать сегодня – это модно? Современные дети, мне кажется, хотят посещать робототехнику, программирование…

– Рисование вне моды, это занятие для всех увлекательное и интересное. Особенно в детстве. Для ребёнка карандаши или краски – вечно любимая история. Малыши всегда хотят что-то «намалякать», таким образом открывая и присваивая себе окружающий мир. Ведь то, что они нарисовали, теперь принадлежит только им!

– Расскажите, как появилась ваша студия? Давно ли вы работаете с детьми?

– До этого я несколько лет работал преподавателем Минского художественного колледжа им. Глебова, потом вместе с женой Ириной (она тоже художник) мы вели мастер-классы для детей на базе другой школы. И так постепенно пришли к собственной студии.

Наша «Синица» появилась полтора года назад. Когда мы открывались, то позиционировали себя как студия для детей от 3-х лет. Сегодня к нам ходят дети абсолютно разных возрастов. И ребята постарше – те, кто уже готовится к поступлению в художественный колледж или академию. В целом, я очень доволен, что мы работаем как полновозрастная студия. Мы можем отслеживать творческий рост детей, вести действительно серьёзную работу. Например, в прошлом году четыре наших выпускника поступили на художественные специальности. Так как я сам учился и работал в «Глебовке», то хорошо знаю специфику, требования и, естественно, очень рад, если мои воспитанники успешно справляются с экзаменами.

А ещё меня вдохновляет то, что наши студийцы не по-детски серьёзно относятся к творческому процессу. У нас преподаватель не мотивирует на работу – мотивация присутствует в самом ребёнке. Я просто стараюсь ему помочь, организовать его рабочее место и время, рассказать, как можно вести себя с красками, как из 6 цветов замешать 100 оттенков, какие могут быть варианты решения темы. И дети это впитывают. В «Синице» не красят траву зелёной, а дерево коричневым – все учатся находить свой цвет. Главное – поддержать и развить в ребёнке способность самостоятельно и интересно справляться с художественными задачами.

Ева Демидчик, 14 лет. Травяные горы

В садике, да и в школе, учителя порой дорисовывают: мол, я же знаю, как должно быть, как правильно. Вы помогаете своим ученикам?

– Вообще, взрослому очень опасно встревать в работу детей младшего возраста. Зачастую, если ты вносишь какую-то поправку, нарушается внутренний мир детского рисунка. А в этом уже есть вред. То есть, это уже не его работа. Не его космос. Да и не стоит мешать ребёнку творить! Ведь дети порой рисуют так, что профессиональные художники завидуют. Пабло Пикассо говорил: «Я за два года научился рисовать как Рафаэль, и мне понадобилась вся жизнь, чтобы научиться рисовать, как ребёнок». Это очень важные слова. Научиться рисовать несложно, но научиться видеть мир таким, каким его видят дети, – это дорогого стоит.

Дети видят мир неожиданно! Они – проводники. А задача преподавателя – просто не навредить. В этом плане я очень уважаю художника Ришарда Мая, который даёт детям полную творческую свободу. Картины его учеников – это реальный «взрыв» мозга и красок! Как они это делают? Для меня до сих пор это тайна. Гениальные работы у учеников художника Дмитрия Чака, он преподаёт в детской школе искусств в Гомеле. На этих людей я равняюсь.

«Научиться рисовать несложно, но научиться видеть мир таким, каким его видят дети, – это дорогого стоит».

– Работаете ли вы со взрослыми?

– Со «взрослыми-взрослыми» мы работаем в индивидуальном формате. Люди приходят к нам с конкретной задачей – написать картину в подарок родственникам или для себя. Они рассказывают, что хотели бы изобразить, я им помогаю с выбором техники, и через несколько встреч у нас получается готовая работа. Обычно все довольны результатом. Говорят, не ожидали от себя!

– Вообще, шанс стать художником есть в любом возрасте?

– Конечно, есть. История знает немало примеров, когда люди, которые до этого нигде не учились живописи, в зрелом возрасте вдруг становились художниками. Но всё же это – исключительные случаи. Поэтому мы о них и знаем. А вот рисовать для души – это прекрасное занятие в любом возрасте!

Лиза Казённова, 14 лет. Натюрморт с апельсинами

– Записать ребёнка на теннис – это значит купить кроссовки, ракетку и ходить на тренировки. А что значит «отдать ребёнка в рисование»?

– В принципе, я стараюсь не нагружать родителей материальной частью. Более того, наша студия – это по большому счёту не бизнес, а, скорее, идейный проект. Что нужно для начала занятий? Как минимум, купить гуашь, акварель, пастель. Всё остальное – кисти, бумага, планшеты – предоставляет «Синица».

Ну, а главное – родители, которые отдают детей в рисование, должны быть готовы к тому, что, если ребёнок увлечётся, то краски, мольберты, эскизы и наброски будут «захватывать» всё больше и больше пространства в их доме.

– А ваши дети рисуют?

– У нас с Ириной три девочки – Мария, Варвара и Илария. Старшей – 9 лет, средней – 7, а младшей – 5. Они рисуют в своё удовольствие, и пока этого достаточно. Мы не собираемся давить на них авторитетом и ждём, что, когда они подрастут, самостоятельно определятся с дальнейшими предпочтениями. А настраивать их уже сейчас, что «будете художниками, как папа с мамой, и никак иначе», нам не хочется.

– Если вы даёте свободную тему, что сейчас рисуют современные дети?

– Малыши рисуют что-то на вечные темы: деревья, солнышко, бабочки, птички, рыбки. Дети постарше рисуют то, что сейчас для них интересно. Например,  5-7 лет назад подростки рисовали исключительно «аниме». Не поверите, но многие пришли тогда в живопись именно через «аниме». Помните, такие грустные герои с большими глазами? Конечно, в процессе обучения дети слегка удивлялись, что на занятиях всё не так «прикольненько». Тут композиция, обычные объёмы, реальный мир – и никаких больших глазок. Но все как-то справились (с этим вопросом я наяву столкнулся в колледже, когда там преподавал).

Сейчас другая тенденция – сегодня в моде скетчинг. Такие быстрые зарисовки на любые темы в блокноте. Их любят выкладывать в социальных сетях. И эти рисунки ближе к естественным переживаниям жизни. От них проще делать переход к профессиональному обучению.

Ясамин Таркан, 10 лет. Попугай

– Часто ли вы хвалите своих учеников? Некоторые считают, что восторгаться детскими рисунками должны родители, а педагоги – указывать на ошибки…

– Я из тех, кто всё-таки больше хвалит, чем критикует. У нас в «Синице», например, вообще запрещено произносить  что-то типа «ты некрасиво нарисовал». Я объясняю, что «красиво-некрасиво» – это не категории оценки в художественной студии. У нас здесь у всех красиво! Дети, в принципе, держат эту марку. В нашей «Синице» своё особенное пространство и свой отдельный микромир. Здесь не школа и не садик. Тут много интересного и есть какой-то дядя-художник, которого можно называть не Юрий Николаевич, а просто Юра. И хотя мне коллеги-педагоги говорили, что так нельзя, мол, ты потеряешь контроль, но по своему опыту я вижу: если костяк группы работает, то даже хулиганы подтягиваются. Контроль, признаюсь, порой немного теряется, ведь дети начинают воспринимать тебя как друга, как равного, но такой доверительный подход мне всё равно ближе.

– Есть ли у детей, приходящих на ваши занятия, такая мотивация, как стать художником и прославиться, заработать много денег?

– Да, есть. И это нормально, на мой взгляд. Вообще, если родители переживают, что художественная деятельность как-то ущербна и не позволит заработать в будущем, то это зря. Современный художник тоже может неплохо зарабатывать. Дизайн, архитектура, роспись стен, витражи, компьютерная графика, живопись –всё это сейчас актуально, и тенденции в некоторых сферах намечаются неплохие.

Конечно, к профессии ещё нужно прийти. Вырасти, выучиться, наработать опыт. И здесь очень важна родительская поддержка. Особенно парням. Ведь первое время студентам сложно найти подработку, из-за этого многие просто уходят из живописи. Но если ребёнок всё-таки выбирает свою дорогу – стать художником, а родители не поддерживают его выбора, то в будущем между ними может возникнуть настоящая пропасть. К сожалению, я не раз наблюдал такое.

Впрочем, есть и другие примеры. Так, один папа, который водит мальчика к нам на занятия, видя стремление и интерес его ребёнка к живописи, ежемесячно ездит с ним на занятия в студию, работающую при Пушкинском музее в Москве. Вот это я называю настоящей поддержкой!

– Меняются ли дети после ваших занятий? Стоит ли приводить на занятия рисованием ребёнка, который ни минуты не может усидеть на месте?

– Бывает, что к нам приходят дети с очень буйной энергией. Обычно это те, кто целый день сидел дома с бабушкой-дедушкой и кому не разрешалось ни бегать, ни прыгать. И вот приходит ребёнок в студию… Конечно, хочет побаловаться с друзьями, но садится к мольберту – и всю свою нерастраченную мощь выплёскивает на лист. Руки по локоть в краске, на рисунке полный хаос, а в глазах – счастье.

Вообще, рисунок ребёнка – это зеркало, которое со 100-процентной точностью отражает его состояние. Именно поэтому любой психолог по детским рисункам сразу может понять, что происходит в душе маленького художника. При этом  рисование кого-то дисциплинирует, кого-то успокаивает. Например, одному ребёнку не хватает порядка, и ты помогаешь ему добиться этого порядка хотя бы на палитре. Кто-то после наших занятий становится чуть увереннее. Поэтому – да, уроки живописи определённо меняют детей.

– Есть ли у «Синицы» идеи о том, чем заняться на летних каникулах? И какие творческие планы у вас лично?

– Летом при нашей студии будет работать мини-лагерь. Будем осваивать новые темы, что-то узнавать из истории искусств. У нас очень интересно работает керамическая мастерская, собираемся экспериментировать с глазурями. У старших – это активный период подготовки к вступительным экзаменам. Ещё запланированы выездные пленэры в исторические места.

Что касается моих личных планов, то сейчас я увлёкся акварельным портретом. Пока развиваюсь в этом направлении.

Екатерина АПАРИНА

 

Выбар рэдакцыі

Спорт

«Нават праз 40 гадоў сямейнага жыцця рамантыка застаецца...»

«Нават праз 40 гадоў сямейнага жыцця рамантыка застаецца...»

Інтэрв'ю з алімпійскім чэмпіёнам па фехтаванні.