Вы тут

Олег Судленков. Самый счастливый пушкинист


Среди увлечений библиофилов в Советском Союзе одним из самых популярных было собирание материалов, связанных с великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным, это все называлось — Пушкиниана.


Яков Бердичевский.

Магия поэта была очень велика, а количество литературы о нем и его творчестве просто беспредельно. Собиралось все — от первых изданий до редких, художественно оформленных книг нашего времени. Целая орда пушкинистов (не побоюсь этого слова) просто наводнила книжный мир громадным количеством литературы, посвященной великому поэту. У собирателей Пушкинианы накапливались книжные завалы, в которых порой прятались просто уникальные издания великого поэта или книги, посвященные изучению его трудов и жизни. Киевлянин Яков Исаакович Бердичевский до своего отъезда в Германию слыл в бывшем Советском Союзе среди коллекционеров легендой. Он собрал уникальную библиотеку, лучшую в Украине коллекцию экслибрисов. У него была подобрана изумительная коллекция графики, изысканная живопись. Но славу ему принесло увлечение Пушкинианой. Известно выражение об удачливом человеке: он родился с серебряной ложечкой во рту. Но если эту пословицу приложить к Я. И. Бердичевскому, то он появился на свет с прижизненным томиком А. С. Пушкина в руках. Итогом его коллекционерской страсти стало создание Государственного музея А. С. Пушкина в Киеве, в основу собрания которого была положена коллекция Я. И. Бердичевского. Музей был открыт в 1999 году (отмечали двухсотлетие со дня рождения поэта), когда собиратель уже несколько лет жил в Германии, и спустя полтора десятка лет после его решения передать собранную им коллекцию родному городу. Когда были выполнены условия дарения, его собрание перешло городу Киеву, и уникальный Музей принял первых посетителей.

А началось все далекой весной 1945 года, когда на киевском базаре ученик 6-го класса Яша Бердичевский случайно купил книгу А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» в первом издании 1820 года, и она послужила основой его будущей коллекции и увлечением всей жизни.

Спустя три года, когда в 1949 году вся страна отмечала 150 лет со дня рождения великого поэта, будучи на школьных каникулах у родственников в Москве, он совершал обходы букинистических магазинов, и однажды ему посчастливилось в букинистическом магазине приобрести «Евгения Онегина» в 6 главах («Евгений Онегин» вначале печатался по главам, по мере их написания в течение 7 лет, лишь в 1833 году роман вышел отдельным изданием). Здесь следует заметить, что человек, который ему уступил книжки, забрал себе первую главу, и лишь спустя много лет Бердичевскому удалось приобрести эту недостающую главу. Коллекция успешно пополнилась, тем более что учиться после окончания школы Бердичевский поехал в Ленинград, где поступил в Ленинградский государственный университет. Город, с которым была связана жизнь Пушкина, еще более укрепил его любовь к поэту. Походы по музеям, букинистическим магазинам, знакомства с библиофилами и коллекционерами привели к тому, что к окончанию университета было собрано немало материалов о прижизненных изданиях Пушкина и поэтов его времени и самих изданий. Изучение эпохи Пушкина и обилие материалов, посвященных поэту, привели коллекции опера к мысли о необходимости сконцентрироваться на собирания альманахов, периодических изданий и летучих листков того времени. И здесь ему опять повезло: он собрал все выпуски альманахов пушкинской поры: «Северные цветы», «Русская талия» и другие. Следует заметить, что первый выпуск «Северных цветов» за 1825 год ему достался, судя по экслибрису, из собрания Варгунина, знаменитого русского библиофила, который переплетал свои книги у Жюля Мейе, самого дорогого и лучшего переплетчика Санкт-Петербурга своего времени. Одновременно Я. И. Бердичевским подбирались периодические издания, в которых публиковались ранее неизвестные или запрещенные произведения Пушкина. В частности, ему удалось приобрести «Полярную звезду» Герцена в обоих выпусках 1856 года, в которых были напечатаны «Вольность», «Кинжал», «В Сибирь» и другие стихи Пушкина. Счастье коллекционера шло с ним, не изменяя ему: все, что было связано с великим поэтом, Бердичевский искал везде, где ему приходилось бывать, и очень часто находил. В командировке в Свердловске в 1954 году ему удалось приобрести интереснейшее издание — книгу А. С. Пушкина «Путешествие в Арзрум», изданную известным собирателем и пропагандистом Пушкинианы Сержем Лифарем (кстати, бывшим киевлянином) в 1934 году в Париже. С. М. Лифарю, в то время главному балетмейстеру и танцовщику театра «Гранд-Опера» в Париже, удалось приобрести автограф рукописи поэта — предисловие А. С. Пушкина к книге «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», и он издал этот автограф тиражом 50 именных экземпляров. Вступительную статью к книге написал С. М. Лифарь, а общую редакцию осуществил и составил подробные примечания известный пушкинист профессор М. Л. Гофман. Тот экземпляр, который попал к Бердичевскому, предназначался эмигранту А. О. Гукасову, бывшему нефтепромышленнику из Баку, одному из видных деятелей зарубежной эмиграции.

 Необъятность Пушкинианы привела Якова Исааковича к мысли ограничить свое собрание материалами о пребывании Пушкина в Украине и прижизненными изданиями и публикациями. Сроки его пребывания в Украине известны: 6 мая 1820 года он выехал в Екатеринослав, а 31 июля 1824 года выехал из Одессы в ссылку в Михайловское. Этот период и стал ориентиром при комплектовании коллекции, которая все расширялась. Появлялись новые разделы: иконография, т. е. портреты Пушкина и его современников, большинство в оригинальных оттисках и рисунках эпохи А. С. Пушкина; иллюстративный материал, где сюиты гравюр и рисунков были также в оригинальных рисунках и оттисках, включая работы таких выдающихся мастеров современности, как В. А. Фаворский, Е. Н. Голяховский, Э. Окас, И. Н. Калита, Н. В. Кузьмин, Г. Д. Епифанов и другие.

Отдельно следует сказать о разделе пушкинской коллекции, связанном с экслибрисами. Бердичевский имеет великолепную коллекцию книжных знаков Российской империи, в том числе он собрал около трехсот экслибрисов из числа принадлежавших лицам из окружения Пушкина либо каким-то образом с ним связанных. В дальнейшем, в соответствии со справочником Л. А. Черейского «Пушкин и его окружение», Бердичевский уточнил круг лиц, входящих в поиск, и стал скрупулезно подбирать экслибрисы их библиотек, систематизируя, изучая и тщательнейшим образом описывая. Таким образом, перед коллекционером предстала картина книжной жизни той эпохи. Ведь в те времена экслибрис имел статус охранной грамоты библиотеки и к тому же позволял почти точно персонифицировать владельцев книг, а зачастую и состав библиотек. Итогом изучения экслибрисов, связанных с именем поэта, стала в 1987 году выставка «Книжные знаки современников А. С. Пушкина» и каталог к ней, изданный в 1987 году Киевским музеем русского искусства. В каталоге были перечислены книжные знаки современников А. С. Пушкина, книжные знаки магазинов и «библиотек для чтения» пушкинской эпохи, было дано описание 244 экслибрисов, включая штемпеля и ярлыки, воспроизведено 64 из них.

Многие библиофилы до сих пор вспоминают маленький кабинетик в квартире Бердичевского на улице Юлиуса Фучика в Киеве, в котором это все богатство собиралось, сортировалось, изучалось. Мне думается, что грузовые лифты в современных домах зачастую больше по площади, чем кабинет, который приютил Якова Исааковича, где можно было обсуждать с гостями-библиофилами волнующие их темы. Здесь необходимо заметить, что справочная литература по всем вопросам пушкинского времени и сопутствующим вопросам истории была представлена в собрании с исключительной полнотой. Весь объем кабинета был заполнен, и каждая книга или вещь имели свое место и извлекались немедленно по мере надобности. Справочная литература позволяла Бердичевскому быстро находить ответы на возникающие вопросы. На мой взгляд, Я. И. Бердичевский является наиболее компетентным знатоком во многих сферах коллекционирования, причем в самых разных. Именно это позволило ему собрать не только издания Пушкина и его окружения, произведения искусств этой эпохи, но и предметы домашнего быта и обихода того времени. Один из его друзей вспоминал впоследствии, как во время первого посещения, на его удивление от интерьера квартиры — салонная мебель красного дерева, каминные часы, шкаф для книг с удивительной резьбой, живописные полотна старых мастеров на стенах — он услышал от Якова Исааковича: «Пусть Вас не удивляют эти на первый взгляд непривычные старинные вещи. Лишнего ничего здесь нет, все к месту. Собирая старые книги, надо помнить, что они должны вписаться в интерьер той эпохи, в которой появились». Тщательность подборки наиболее интересных экспонатов позволила ему организовать в 1982 году выставку, посвященную А. С. Пушкину в 5 залах Киевского музея русского искусства во время празднования 1500-летия Киева. На стендах было выставлено около 800 книг, свыше 400 пушкинских экслибрисов, включая книжные знаки друзей и современников А. С. Пушкина, 120 гравированных портретов той эпохи, масса иллюстративного материала в оригинальных авторских оттисках и рисунках, различного рода объекты коллекционирования (почтовые марки и конверты, памятные медали и плакаты, значки и т. д.). К выставке был издан каталог «Пушкиниана (из собрания Я. И. Бердичевского)», вводную статью в каталог написал С. Гейченко — директор Музея-заповедника А. С. Пушкина в Михайловском. Примечательно, что к каталогу прилагалась памятка с оригинальной гравюрой в технике ксилографии работы художника В. Боканя. На гравюре был изображен знаменитый дом генерала Раевского на улице Грушевской в Киеве, в котором, как считают историки, неоднократно бывал поэт. Выставка вызвала большой интерес у киевлян и гостей Киева, получила массу положительных отзывов. Посетителей выставки привлекали экспонаты, интересная подача материалов. Вызывало восхищение прикосновение к памяти великого поэта, знакомство с лицами ушедшей эпохи. Это позволило Я. И. Бердичевскому решиться войти с предложением к городским властям Киева об организации Музея А. С. Пушкина в Киеве на основе его собрания. Даже место подсказал пушкинское — на улице Грушевского, 14 стоял дом, в котором во время службы в Киеве жил герой войны 1812 года генерал Раевский с семьей. В этом доме бывали Пушкин и будущие декабристы, здесь декабрист С. Волконский сделал предложение дочери генерала Раевского. На просьбу открыть музей от Киевского горисполкома последовал отказ, потом последовало еще два обращения и опять отказы. Но сбор пушкинских материалов продолжался. Уже были приобретены 26 прижизненных изданий поэта (из 33 известных), значительно пополнились разделы иконографии, иллюстраций и др. Уже упоминалось, что в 1987 году в Киевском музее русского искусства была открыта выставка: «Книжные знаки современников А. С. Пушкина» из собрания Я. И. Бердичевского, который в предисловии каталога отметил, что это одна из частей выставки «Книжная Пушкиниана», посвященная 150-летию со дня гибели великого поэта. На выставке было представлено 244 книжных знака, в каталоге были описаны не только экслибрисы, но и приведены основные биографические данные владельцев. Именно эта связь — книга, экслибрис и владелец библиотеки — привлекли особое внимание посетителей выставки и вызвала положительные отзывы. Большой интерес представляло собрание оригинальных рисунков и гравюр художников-иллюстраторов пушкинских книг. Достаточно отметить собрание почти 200 рисунков Николая Васильевича Кузьмина, одного из лучших художников книги ХХ столетия. Пушкинский «Евгений Онегин», изданный в СССР в 1933 году издательством «Academia» с иллюстрациями Н. В. Кузьмина, на Всемирной выставке книги в Париже в 1937 году получил Гран-при и был удостоен Большой золотой медали. В 1990 году Т. А. Маврина — вдова художника, передала рисунки Н. В. Кузьмина в дар в собрание будущего музея А. С. Пушкина.

Осенью 1994 года последовал отъезд Я. И. Бердичевского на постоянное место жительства в Германию, при этом Киевская коллекция «Пушкиниана» осталась в Киеве ждать своего часа. Условие ее передачи городу оставалось прежним — выделение отдельного помещения с целью создания музея, посвященного А. С. Пушкину. Везение не изменило Якову Исааковичу, приближалась знаменательная дата — 200-летие со дня рождения великого поэта, и тогда последовало решение городских властей Киева об организации музея А. С. Пушкина на основе предложенной Я. И. Бердичевским коллекции. Было принято постановление о выделении музею двухэтажного здания по улице Кудрявской, дом 9. Дом был легендарный — в нем прошли гимназические годы Михаила Булгакова. За этот дом шла борьба городской общественности против желания властей снести его, но ко времени принятия решения об организации в нем музея дом был полуразрушен, требовался серьезный капитальный ремонт с полной реконструкцией, но и это не остановило энтузиастов. На восстановление дома потребовалось почти два года, и 28 мая 1999 года в присутствии представителей администрации города, почитателей поэта и приехавшего из Берлина на открытие музея Якова Исааковича Бердичевского музей, посвященный Александру Сергеевичу Пушкину, был торжественно открыт. Музей небольшой — 5 экспозиционных залов, в которых представлены материалы, в том числе книги, гравюры и картины, отразившие эпоху первой половины XIX века. Здесь экспонируются вещи эпохи, издания А. С. Пушкина и его современников, книги из собраний знаменитых деятелей эпохи — например, томик из библиотеки друга поэта по Царкосельскому лицею, канцлера Горчакова, с суперэкслибрисом владельца на обложке; книга «Оперативная медицина» на французском языке из личной библиотеки Наполеона, подаренная императору его личным врачом, или журнал «Современник» с цензорским разрешением Крылова. Пушкинисты уверены, что его в руках держал Пушкин, потому что без цензорского разрешения журнал нельзя было выпустить в свет, а издание с цензорским разрешением отправлялось автору или издателю.

Переехав в Германию на постоянное жительство, Бердичевский не прекратил ни собирательства, ни поисков пушкинских реликвий и всего, что связано с пропагандой имени Пушкина. Все собранное в дальнейшем передается в музей. В первую очередь это было связано с поисками книг произведений поэта, которые были изданы в 1920—1930 годы в Западной Европе русскими эмигрантскими издательствами. Например, Яков Исаакович сумел изучить и собрать практически все, что было исполнено русским художником В. Н. Масютиным (1884—1955 гг.) в Пушкиниане, а это 9 книг, изданных в 1922—24 гг. в Германии. Исключением стало издание «Полтавы», напечатанной в Чехии, в пригороде Праги — Смихове в 1932 году. Иллюстрации к этому изданию В. Н. Масютиным были исполнены в технике гравюры на дереве, и, к сожалению, издание так и не найдено, а посему до сих пор не описано. Бердичевский подготовил уникальный альманах «Прошли года чредою незаметной...». Он был задуман в манере журналов XVIII—XIX веков, когда все содержание альманахов порой составляли труды одного автора, как правило, издателя. В подзаголовке книги написано: «Альманах к 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина». Альманах состоит из ряда статей, связанных с Пушкинской тематикой, написанных лично Яковом Исааковичем Бердичевским, в которых описаны материалы, как из коллекции автора, так и из других собраний. Альманах был издан Центром русской культуры «WELT—MIR» в 1999 году. Прекрасная печать, мелованная бумага, интереснейшие иллюстрации, хорошо показывающие пушкинскую эпоху.

За свои заслуги в пропаганде пушкинского наследия Я. И. Бердичевский удостоен ряда наград общественных организаций. В 1999-й юбилейный Пушкинский год ему была вручена серебряная медаль А. С. Пушкина Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. В 2013 году он получил художественную премию «Петрополь» с формулировкой: «За создание музея А. С. Пушкина в Киеве и уникальную жизнь библиофила». Яков Исаакович, невзирая на годы, продолжает собирательство и написание статей, он издает книги и все это — на высочайшем уровне. Осталось пожелать ему долгих лет жизни, здоровья и новых находок и открытий.

Ранее в журнале были опубликованы статьи, посвященные собраниям Отто-Онегина ( «Нёман» № 9, 2015 г.), С. М. Лифаря («Нёман» № 3, 2016 г.) — крупнейшим собирателям материалов посвященных А. С. Пушкину, его эпохе и окружению. Следует заметить, что по составу коллекций собрание Я. И. Бердичевского явно уступает собраниям Отто-Онегина и С. М. Лифаря. В нем нет автографов поэта, полного собрания прижизненных изданий, личных вещей поэта и его родственников, но эти собрания рассыпались, были поделены между музеями и собирателями, и в полном объеме их восстановить невозможно. Якову Исааковичу удалось не только сохранить собрание, но и открыть Музей поэта на его основе. Переданная в дар родному городу Киеву коллекция стала своеобразным памятником увлечению собирателя.

Выбар рэдакцыі

Палітыка

Другі дзень УНС: усе падрабязнасці тут

Другі дзень УНС: усе падрабязнасці тут

У парадку дня — зацвярджэнне Канцэпцыі нацбяспекі і Ваеннай дактрыны.

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.

Моладзь

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.