Вы тут

​Анна Эйсмонт: «Горжусь тем, что занимаюсь любимым делом»


На Белорусском телевидении она была в числе первых девушек — ведущих спортивных новостей и программ. И покорила зрителей тем, что разбиралась в спорте как настоящий, заядлый болельщик, задавала профессионально вопросы тренеру футбольного клуба и ставила грамотные акценты, комментируя итоги по художественной гимнастике. На её счету — сотни интервью с известнейшими спортсменами нашего времени, десятки документальных фильмов.

Сегодня в гостях у «Алеси» — ведущая Национальной государственной телерадиокомпании Анна ЭЙСМОНТ.


— Вы хорошо известны в нашей стране как популярная спортивная журналистка. А с чего всё начиналось?

— Любовь к спорту мне привили родители и старшие братья. Хорошо помню, как мы всей семьёй вместе смотрели хоккейные матчи сборной СССР против Канады, Олимпийские игры в Барселоне и Сиднее. Я полюбила эту атмосферу спортивного азарта. Поэтому мне было очень интересно попробовать себя в роли ведущей спортивных новостей. Хотя не это было моей целью при поступлении на журфак, тогда я даже не думала, что буду работать на телевидении.

Первая журналистская практика проходила на радио, и мой путь в профессию начинался с подготовки театральной рубрики на «Радио Рокс». Но жизнь соткана из случайностей. Однажды к нам в Институт журналистики пришёл руководитель молодёжной редакции «Белтелерадиокомпании» Павел Кореневский и предложил студентам поучаствовать в кастинге на новое ток-шоу «Будни». Желающих было человек пятьдесят, но с каждым этапом становилось всё меньше. На одной из планёрок мы разбирали темы для материалов, среди предлагаемых была «Где сейчас белорусский футбол?». Эта тема мало кого заинтересовала, а я вызвалась подготовить. Благодаря ей смогла познакомиться с легендами белорусского футбола, о которых часто говорили старшие братья. Работать было очень интересно. Следующую практику я проходила уже на телевидении. Так всё и началось.

— Сталкивались ли вы с предрассудками, что девушкам в спортивной журналистике не место?

— В начале карьеры было и такое. Мне приходилось доказывать свой профессионализм каждый день. Поначалу всё осложнялось тем, что в студенчестве я сотрудничала с модельным агентством. Это накладывало свой отпечаток: не все воспринимали меня всерьёз. Ведь сегодня я веду новости, завтра хожу по подиуму, а послезавтра — сдаю сессию. Иногда слышала о себе что-то вроде: «Ну, она ведь просто манекенщица». Но со временем это прошло. К счастью, мир движется к тому, чтобы не воспринимать красивых девушек поверхностно. Ведь очень часто успех мероприятия строится на женской логике и умении решать проблемы.

 

— Есть ли вид спорта, за которым вы наблюдаете особенно пристально? Какие спортсмены вам импонируют?

Я знаю многих успешных спортсменов и знаю, как много они трудятся ради своих достижений. Но особенно меня впечатляют девочки, которые занимаются художественной гимнастикой. Иногда я становлюсь свидетельницей их тренировок, и мне больно смотреть, как их растягивают,  как достаточно строго с ними работают тренеры.   Одна только разминка у них длится целый час. Достаточно однажды увидеть такую тренировку, чтобы понять, какой нечеловеческой силой воли обладают спортсмены. Маленькие девочки иногда трудятся так, как не смог бы ни один взрослый мужчина (здесь я ни капли не утрирую). Когда мне тяжело, «горит» очередной сценарий, работаю после полуночи и не успеваю, начинаю себя жалеть: «Зачем мне всё это? Почему не выбрать нормальную профессию с графиком 9.00 — 18.00…» В такие моменты вспоминаю тех девочек и сразу понимаю, что другим результат даётся ещё сложнее. В спорте нужно быть очень ответственным, собранным физически и устойчивым психологически. Когда я ездила на этапы Кубка мира по биатлону перед Олимпиадой в Пхёнчхане, видела такие изнуряющие гонки, после которых спортсмены вынуждены были делать ещё несколько кругов, чтобы правильно восстановить дыхание и работу своего организма в условиях обычного жизненного тонуса.

— Какой случай из вашей журналистской работы вам особенно запомнился?

— Их много, но сейчас вспоминается один момент, когда для съёмок проекта «Женщины и спорт» мы ездили в Норвегию к Даше Домрачевой. Одним из эпизодов фильма должна была стать их совместная тренировка с Уле Бьорндаленом. Но нам не повезло с погодой. Именно в эти дни в шикарной, снежной, сказочной Норвегии… шёл дождь. Всё было катастрофически плохо: камера замокала, да и мы тоже. Я сказала: «Даша, может перенесём или отменим съёмку?» На что она ответила: «Зачем? Мы же с Уле всё равно выходим на тренировку». Она уже завершила карьеру, но не может не тренироваться. Я восхищена этими людьми, их любовью к спорту и способностью чувствовать своё тело, которое уже само требует физической нагрузки. Для меня это что-то запредельное.

— Знаю, что ваш фильм о Дарье Домрачевой заслужил много добрых отзывов, он был показан на фестивале документального кино «Евразия.DOC».

— И это большая честь для меня. Волнительно принимать участие в конкурсе, где твою работу смотрит международное профессиональное жюри. Я могла показать любую серию из проекта «Женщины и спорт», все мои героини достойны этого. Но я выбрала фильм о Даше. Этой спортсменке ведь не просто так присвоено звание «Герой Беларуси», Домрачева — это прежде всего необыкновенный характер. Фильм о ней получился нестандартным, в жанре репортажа с вплетением документальных эпизодов и ноткой ностальгии.

 

— Как возникла идея проекта «Женщины и спорт»?

— В 2015 году  тогда еще вице-президент НОКа Беларуси Максим Владимирович Рыженков предложил мне сделать интернет-программу о наших спортсменках. Когда подготовила первый фильм, мы поняли, что это телевизионный продукт. Заявленный формат программы — всего 26 минут, и за это время мне нужно раскрыть героиню. После выхода первого фильма о Мелитине Станюта все отметили, что мне это удалось, что есть и личность, и настоящие спортивные эмоции. Проект получил поддержку от специальной комиссии «Женщины и спорт», которая есть во всех Национальных олимпийских комитетах.

Мой проект затрагивает не только спортивную составляющую жизни, он ещё и немного о личном. Мои героини становятся мамами, успевают делать карьеру вне спорта или возвращаются в спорт. У кого-то случаются драматичные моменты в жизни… И я благодарна им за искренность и доверие. Если честно, мои закадровые вопросы часто довольно провокационны, но я не даю их в эфир. Подводки в фильмах максимально нейтральны, чтобы зритель сам мог делать выводы.

— Можно поздравить вас и с недавней премьерой нового документального фильма «Наш HLEB».

— Да, в середине марта этот фильм вышел на экраны, он посвящён лучшему белорусскому футболисту современности Александру Глебу. Мы с Сашей были в городах, где зарождалась его карьера. Не доехали только до Барселоны, но она тоже присутствует в фильме. Эта работа показывает реальную жизнь легендарного футболиста, вокруг которого всегда много слухов и разговоров. Какие-то мифы он развенчивает, что-то подтверждает, а что-то комментирует его ближайшее окружение.

Я горжусь всеми своими героями, их доверие для меня бесценно. Всё, что я делаю, пропускаю через себя: это большой кусок моей жизни, переживаний, бессонных ночей, сомнений и страхов. Это ответственность за всё: за сценарий, видеоряд, эмоциональный тон изложения. И ещё это запоминающиеся командировки. Когда гуляешь по Лондону с Сашей Глебом или по Нью-Йорку с Максом Мирным, и к вам подходят пообщаться Роджер Федерер, Новак Джокович, Мартина Навратилова — это не может не запомниться!

  • В спортивной журналистике Анна Эйсмонт с 2002 года, является автором множества видеофильмов о крупнейших спортивных соревнованиях и спортсменах. Помимо цикла «Женщины и спорт» она снимала также документальные фильмы о Максиме Мирном, Виталии Щербо, наших легендарных хоккеистах. Фильм «Салей, которого мы не знали» был удостоен приза на Международном фестивале спортивных фильмов в номинации «Спорт и личность». В прошлом году Анна Эйсмонт была признана лучшим теннисным журналистом Беларуси — так оценили её телефильмы про Александру Саснович и Арину Соболенко.

В интервью вы не раз говорили, что ваше хобби это работа. А чем занимаетесь в свободное время?

— Провожу его с дочкой. Иванка хоть и маленькая (ей шесть лет), но она внимательно следит за мной в эфире. А недавно задала вопрос: «Мама, когда ты опять будешь снимать “Женщины и спорт?”». Она знает всех моих героинь. Грустит, если сегодня меня нет в эфире. Дочка уже наполовину живёт моей жизнью. Наверняка зрители не догадываются, что иногда во время моих прямых эфиров  в новостях спорта  Иванка сидит за камерами, болтая ножками, внимательно слушает, как я работаю, и боится даже пикнуть, потому что нельзя. Надеюсь, когда она вырастет, расскажет мне о своих впечатлениях.

Однажды дочка была со мной, когда мне позвонила Даша Домрачева и сказала, что у неё есть полчасика на интервью. И пока мы записывали разговор, Иванка, не зная английского, каким-то образом раззнакомилась с Уле Бьорндаленом. Конечно, он тоже папа, у них с Дашей есть дочь Ксения, и Уле очень любит детей. Так вот, они играли с Иванкой в прятки, пока мы общались. Мне удалось немножко снять их игры на камеру. Когда Иванка вырастет, ей будет приятно знать, с кем она играла в прятки.

— Женщине всегда непросто совмещать карьеру и материнство.

— Да, нам быть успешными в работе сложнее, чем мужчинам. Став мамой, ты уже никогда не будешь принадлежать себе, иметь личной свободы столько, как прежде. Кем бы ты ни была — режиссёром, врачом, бухгалтером... Когда я в командировке, моё сердце никогда не бывает спокойно за ребёнка. Бывало, мне звонят в другую страну и говорят, что у дочки поднялась температура, и я не знаю, как быть. Наступает момент, когда ты сидишь и думаешь: «Я всё правильно делаю? Там ребёнок, ему нужна мама. Может, стоило пойти на более спокойную работу и попытаться быть при этом счастливой?»

Но я склоняюсь к тому, что гармония в семье есть тогда, когда гармония в сердце матери. Сейчас я могу показать Иванке, как интересно я живу и работаю. Быть может, для неё это будет стимулом для её собственных достижений, будущей её успешности.

Конечно, я горжусь своей профессией и достигнутыми результатами. А в общем, я предельно простой и доброжелательный человек, который не устаёт восхищаться жизнью. Ценю и уважаю людей, которые горят своим делом, — на них держится мир.

Виталина Бандарович

Фото Наталья Эйсмонт


Информацию о наличии журнала «Алеся» в киосках и павильонах РУП «Белсоюзпечать» (БелДрук)  можно получить по телефону в городе:

Брест                                   + 375 162 219838

Витебск                               + 375 212 358437

Гомель                                + 375 232 558813

Гродно                                + 375 152 569508

Могилев                             + 375 222 734102

Минск и Минская обл.   + 375 173 272542

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».