Вы тут

Парфюмерная ностальгия


Выбор парфюмерии у советских женщин был не таким богатым, как сегодня, но удивительно: наши мамы и бабушки с теплотой и любовью вспоминают прежние ароматы.


Безусловно, самые знаменитые в советское время женские духи — «Красная Москва», они производились в нескольких вариантах. Эти духи в оригинальном исполнении содержали более 60 компонентов и имели очень интересную и сложную пирамиду запаха. В основе аромата — фиалка, жасмин, роза, ирис, мускус, гвоздика и пряности. Известно, что главные советские духи были придуманы парфюмером Августом Мишелем ещё до революции в подарок для императрицы Марии Фёдоровны и имели название «Любимый букет императрицы». Правда, и этот аромат был слегка заимствован у французских «L'Origan» от Франсуа Коти (1905 г.). Но духам, которые перевернули парфюмерный мир, незазорно было следовать.

После Октябрьской революции Август Мишель остался в России, он по-прежнему работал на парфюмерной фабрике «Брокар и Ко», получившей теперь название «Новая заря». В 1924 г. он воссоздал свой дореволюционный запах, потому что другого сырья, кроме как случайно сохранившихся в подвалах запасов эфирных масел, у него не было. Молодая страна Советов ещё только начинала свою химическую промышленность, и составить композицию новых духов даже именитому парфюмеру было практически невозможно. Что-то из душистых веществ он заменил, но основной характер — фиалково-ирисовый аккорд, подчёркнутый бергамотом, гвоздикой и илангом, сохранился. Духи «Красная Москва» относились к верхнему ценовому сегменту, поэтому появились более дешёвые ароматы сходного типа, как «Моя Москва». Но был и более дорогой вариант — «Кремль», настоящий советский шик.

Кстати, в 1958 г. духи «Красная Москва» заслуженно получили приз на Всемирной выставке в Брюсселе. Их называют ещё «парфюмерным бестселлером»: начиная с 1930-х, ими пахли буквально все советские модницы, и спустя почти 100 лет аромат-ностальжи опять популярен, сегодня его вновь выпускает «Новая заря», причём в такой же упаковке, как и в годы СССР.

Духи «Красная Москва» были действительно главными много лет, практически до 1970-х. А потом… морально устарели. Наступила эпоха хиппи, и в новых реалиях бунтарства и свободы личности «императорские» цветочные духи потеряли свою актуальность. Хотелось свежих идей и лёгких фантазийных ароматов. Под воздействием модных тенденций появилось много новых парфюмерных запахов, а некоторые прежние вышли из тени и неожиданно вызвали к себе интерес.

  • 10 ароматов из прошлого

Набор «Кармен». Производился на знаменитой фабрике «Новая заря». Духи относятся к цветочно-шипровой группе, появились в 1930-х как самостоятельный парфюм, однако под таким же названием и с такой же этикеткой до революции духи уже существовали. Вскоре стали выпускать под этим названием ещё и пудру, мыло и одеколон. Парфюм имел яркий пряный запах с отчётливыми шипровыми нотами.

Духи «Красный мак». Некоторые говорят, что по своей популярности эти духи с китайским колоритом мало уступали «Красной Москве». Необычный восточный опиумный запах очень нравился советским работницам, цена тоже была приемлемой. «Красный мак» выпустили в 1927 г. к 10-летию Октябрьской революции и в честь дружбы с Китаем.

Духи «Ландыш серебристый». Производились с середины 1950-х на ленинградском предприятии «Северное сияние» и фабрике «Алые паруса» города Николаева. Вариант повседневного аромата, очень стойкий, но в меру спокойный парфюм. А главное — доступный, массовый, купить его можно было в любом магазине. Настоящая советская классика. Многим действительно нравился свежий, яркий и, в то же время, нежный запах лесного и садового ландыша.

Духи «Каменный цветок». Разработка парфюмеров фабрики «Новая заря» 1949 г. Композицию относят к классу древесных. Самыми узнаваемыми оттенками этих духов стали мускус, бергамот и дубовый мох. Аромат характеризовался как мистический и сладострастный, для среднего и элегантного возраста. Но отмечались очень маленькая стойкость (до 2-х часов) и выраженный сильный, обволакивающий шлейф. Всем нравилась их необычная упаковка-шкатулка.

Духи «Шахразада». Эти недорогие духи фабрики «Алые паруса» пользовались необъяснимой популярностью у всех возрастных категорий, начиная от школьниц и заканчивая пенсионерками. Очень сладкие и, в то же время, нежные, они были коварными, о чём шутливо писала бард Галина Хомчик: «Стоило только переборщить с их употреблением, как можно было вызвать массовые головные боли у целого салона автобуса или студенческой аудитории». В «Шахразаде» чётко выделялся аромат восточных сладостей, который дополняли цитрусовые компоненты и ноты иланг-иланга, ванили, сандала.

Духи «Тет-а-тет» фабрики «Новая заря» были разработаны совместно с французскими специалистами Marbel. Появились на рынке в 1978 г. Насыщенные и свежие ноты мандарина переплелись с глубоким ароматом иланг-иланга, дополнили их пачули, амбра, сладкая ваниль. Для этих духов характерна некая задумчивость, фантазийность. В своё время они были лучшим выбором для мечтательных и романтических девушек Советского Союза.

Духи «Быть может…». Созданы в Польше (Pollena) и названы в честь популярной джазовой песни Эдди Рознера «Может быть». Это так называемые «духи из социалистического блока», которые появились в СССР в 1960-х гг. Элегантный, лёгкий и, в то же время, насыщенный аромат с выраженными цветочными нотами.

Духи «Сигнатюр». Болгарские духи, которые производились на фабрике «Ален Мак». Как и польские ароматы, эти духи пользовались невероятным спросом среди модниц социалистических стран. В композиции парфюма переплетались ноты розы, мандарина, тюльпана.

Духи «Осень». Были выпущены в конце 1960-х на рижской фабрике «Дзинтарс» (Dzintars). Привлекал оригинальный флакончик в форме гриба, упакованный в коробочку, имитирующую ствол березы. Но сам аромат предназначался для зрелых женщин, относился к восточному типу. Верхние ноты — цветочные, едва ощутимые, а главенствовали сандал, пачули, ветивер, дубовый мох, амбра.

Духи «Рижская сирень». Этот аромат был в дефиците, его привозили исключительно из Прибалтики. Ключевые аккорды — сирень и ещё раз сирень. А изысканность и особую прелесть духам придавали тонкие, едва ощутимые ноты корицы, делающие аромат пряным и «вкусным». Вслед за корицей следуют ваниль и миндаль, и всё это наполнено весенней прохладой. Парфюмеры «Рижскую сирень» сравнивали с импрессионизмом в живописи.

Подготовила Мария МОРОЗ

Выбар рэдакцыі

У свеце

На краі бездані. Чаму Латвію захліснула пандэмія?

На краі бездані. Чаму Латвію захліснула пандэмія?

У Латвіі ўведзены жорсткі лакдаўн, каб прыпыніць распаўсюджванне COVІD-19.

Эканоміка

З «шэрымі» выплатамі цяпер лепш не рызыкаваць

З «шэрымі» выплатамі цяпер лепш не рызыкаваць

КДК выявілі 30 злачынстваў па выплаце зарплаты ў канвертах.

Эканоміка

Іван Крупко: Забеспячэнне харчовай бяспекі — найважнейшы напрамак нацыянальнай палітыкі

Іван Крупко: Забеспячэнне харчовай бяспекі — найважнейшы напрамак нацыянальнай палітыкі

 У краіне завяршаецца уборачная кампанія, скончана сяўба азімых культур.