Гидрологический заказник республиканского значения «Болото Мох» в Миорском районе — одно из самых обширных классических верховых болот Беларуси. Здесь очень чистый воздух и как-то особенно легко дышится. Сказочно красивы «азяраўкі» — так любовно местные жители называют небольшие озерца посреди болота.
Заказник является объектом экологического туризма. В путешествие по «Болоту Мох» мы отправились в сопровождении гида Кассинии Казачёнок, или просто Каси. Тропа начинается прямо напротив её дома!
Кася в высоких рыбацких сапогах сразу задаёт энергичный темп нашей прогулке, на ходу успевая выдавать массу информации:
— Туристам важно набраться впечатлений, и по дороге я показываю им растения разные, а если повезёт, то и животных, и птиц. Когда сезон, лакомимся спелой ягодой, грибы собираем. На Ельне надо немало прошагать, пока дойдёшь до ягод, а у нас, считай, всё близко, под рукой! Чернику на болоте собираем до поздней осени, а малина наша — с ярким лесным ароматом, садовой не чета!
Вот, смотрите, кукушкин лён. Здесь мягкий, мужской, а дальше покажу женский, с коробочкой с семенами. Он более жёсткий. Первой на болоте зацветает пушица, и это такое зрелище волнующее — будто болото колышется воздушным облачком! Для меня захватывающе наблюдать за движением природы, за её жизнью весной, летом, осенью...
Мы идём бодро, слушая Касю. Насколько хватает взгляда, цветёт багульник. В связи с поздней весной в этом году всё происходит с опозданием: обычно багульник уже отцветает в мае, а тут — начало лета.
— Многие не выносят сильный аромат цветов багульника. Когда он наполняет дурманящим запахом всё вокруг, даже змеи покидают болото, в это время их можно встретить у нас в деревне. Когда я иду с собакой, она предупреждает меня лаем о змеях.
Чем ближе к озеру — тем больше ягод. Потому что больше влаги. Если надавить ногой на мох, сразу вода выступает. И водичка на болоте здесь чистенькая! Если мучает жажда, можно без колебаний её утолить. Само верховое болото Мох занимает площадь в 5 000 га.
Кася показывает нам, как цветёт клюква. Цветочки очень нежные. И я начинаю понимать, почему по-белорусски клюква — «журавіны»: цветок действительно напоминает журавля с клювом.
— Можно даже ещё прошлогодние ягодки найти, — комментирует нам гид Кася. — По весне ягод много было, и такие вкусные. Сейчас уже сухие. Мы с туристами здесь собираем землянику, ежевику, малину. Изучаем растения. Вот вороний глаз. А это мирт болотный, он очень красиво цветёт, колокольчиками. Похожее на него растение — подбел. Чтобы узнать, надо перевернуть листик: если беленький — значит, подбел. Редкие растения, которые встречаются у нас — это карликовая берёза, морошка, черемша и наша орхидея — любка двулистная. «Краснокнижная» мелкоплодная клюква тоже встречается, это подтвердили сотрудники Академии наук недавно.
Фотографируем росянку — насекомоядное растение. Грозный хищник оказывается совсем небольших размеров. Комарик летит на привлекательный запах, прилипает к росинкам — и растение закрывается. На несколько суток, пока не «переварит» насекомое. Тогда снова открывается — и ждёт следующую добычу.
За грибами с фонариком
Статус «хранитель природной территории» присвоен Касе Казачёнок организацией «Ахова птушак Бацькаўшчыны» — это общественное признание её усилий по охране родной природы. Кася рассказывает, как весь свой отпуск, когда горело болото, она посвятила тушению пожаров. Болото для нее не просто «багна», а живой организм, который подвластен любви и другим человеческим чувствам.
— Под нашими ногами сейчас 16 метров торфа, а в год образуется всего один миллиметр, — говорит Кася. — Получается, нашему болоту 16 тысяч лет. Только вдумайтесь!
Вдумались… Мурашки по коже.
Подходим к острову. На нём почвенный покров плотнее, выше и растения такие, как в обычном лесу. Можно видеть и ель, и дуб, и осину. В этом месте обычно Кася делает первый привал с туристами. Шоколадка, печенье — для восстановления сил.
— Здесь я собираю подосиновики, подберёзовики, боровики, сыроежки, маслята, лисички, моховики — короче, все грибы, которыми богато болото Мох. У меня необычный способ сбора грибов: с фонариком. Возвращаюсь с болота обычно уже в потёмках, фонариком посвечу — все боровики и подосиновики как на ладони. Недоверчивые журналисты смеялись, пока не убедились сами.
Обязательно всех туристов предупреждаю, чтобы были внимательны и осторожны. Во-первых, в лесу много клещей. Во-вторых, учу ходить по болоту, по краешку, там, где растут деревца. Где нет растительности, там опасно. По болоту надо ходить с прочной палкой: если провалитесь, кладите её поперек, опирайтесь и подтягивайтесь. Видите, выходят пузырьки? Это метан. Даже зимой места его выхода не замерзают.
Перешагиваем через поваленные бурей деревья. Убирать их не позволяет статус заказника.
Муравьи на сломанной сосне оборудовали себе домик, а рядом — кузница дятла. Сколько же он здесь шишек «намолотил»! Кася продолжает открывать перед нами неизведанное.
— Сосновую смолу-живицу используют в народной медицине. Если добавить к ней нутряного жира и смешать с перекисью водорода, получим мазь, которая быстро заживляет раны. В курсе этого даже дикие кабаны — видите, как они подрезают клыками смолу? Одновременно таким образом они демонстрируют свою силу и мощь. Кстати, отметины кабана на уровне моей головы. Представляете, какой высоты был их хозяин?!
Особенности верхового болота в том, что на нём сплошь сосны да берёзы. Нет ни елей, ни дубов. И одуванчиков нет! Кислая среда. Деревья на болоте растут очень медленно, 3-5 см в год. А в других условиях вырастают на 15-20 см.
— Как здесь не заблудиться? — задаёт нам вопрос Кася и сама же на него отвечает. — Запомните какой-нибудь островок, где он находится, затем залезайте на дерево. Это кажется, что оно невысокое, а на самом деле метра в высоту хватает, чтобы сориентироваться.
Судя по старым картам, на территории Беларуси раньше было много озёр. В современности же на этих местах кое-где образовались болота. Вот и здесь были озёрца, но постепенно они стали зарастать, заболачиваться. Сегодня «азяраўкаў» на болоте Мох всего 8. На Ельне — 118.
«Болото — это мой энергетик!»
У Каси с сыновьями есть любимое дерево, на которое давно уже «проложен маршрут». Когда мальчишки ещё были маленькими, туда часто залазили и смотрели, как с самолёта, на окрестности… Представьте, какая здесь высота, если всё болото — как на ладони! Такая красота, что дух захватывает.
— Родилась я неподалёку, в Перебродье, — рассказывает Кася. — Вышла замуж сюда, в Каменполье, вот уже 33 года мы живём с мужем… Смотрите, на сосне лосиные погрызы. Это они сосновой корой избавляются от паразитов. Лось также лечится ландышем, вороньим глазом, волчьим лыком. А чтобы нейтрализовать ядовитое воздействие, лосю нужны осина, ива и рябина. Видите, как они «подстригают» лозу? Как будто умелый садовник поработал.
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова выдал Кассинии Казачёнок диплом об обучении на факультете физической культуры и спорта, где указано, что она может работать «организатором спорта и туризма». И это диплом не ради «галочки на бумаге», как часто бывает в нашей жизни. Кася — настоящий белорусский рейнджер, немного наивный, неискушённый, но всецело любящий своё родное болото Мох: «Это мой энергетик. Здесь я набираюсь сил — у природы!». И эту чистую, искреннюю любовь к родным местам, родной природе Кася стремится передать всем нам, рядовым туристам, волей случая оказавшимся на болотной тропе вместе с ней.
Наталья Плыткевич
Фото Сергея Плыткевича
Супрацоўнікі Мінпрыроды расказалі, якая карысць ад дрэў у горадзе.
У поўным аб’ёме задаволена патрэба краіны ў калійных і каменных солях, торфе, сапрапелі, будаўнічым камені, падземных водах.