Вы тут

Наталья Вершицкая: «Важно стать ребёнку другом»


Мы идём длинными школьными коридорами, где сейчас пахнет свежей краской, мелом и деревом. Наталья Владимировна говорит, что это запах каникул. В этой школе она работает уже более 30 лет, но каждое 1 сентября ждёт с волнением и особой торжественностью, потому что всегда это новая встреча с любимой профессией и новые задачи, которые предстоит решать вместе с педагогическим коллективом.

  • Наталья Владимировна Вершицкая — заместитель директора по воспитательной работе Молодечненской школы № 1 имени Янки Купалы. Победитель конкурса «Женщина года Минщины–2019» в номинации «Активная жизненная позиция».

Весной друзья и коллеги поздравляли вас с победой в конкурсе «Женщина года Минщины». Вы заряжаете своей энергией других, постоянно участвуете в различных проектах и инициативах. Это не истощает вас эмоционально?

— Нет, это мой обычный ритм жизни. С детства я очень активный и неравнодушный человек: КВН, концерты, конкурсы, спортивные соревнования… Мне нравилось участвовать во всём этом, помимо обычной школы, я посещала музыкальную, занималась танцами и вокалом. Эту жизненную позицию я перенесла в работу.

Первая попытка поступить в БГУ на географический факультет оказалась для меня неудачной. Именно благодаря моей активности и инициативности меня приняли на работу в школу пионервожатой. Я добилась своей цели и стала географом. Вернулась в родную школу, где первое время пришлось поработать учителем начальных классов. И этот недолгий период работы с малышами помог мне понять, что на свете нет более нужной, более трудной и более радостной профессии, чем профессия учителя.

Да, многие проекты отнимают значительно времени. Иногда говоришь себе: «Боже мой, как всё успеть!» Но потом видишь результат работы и понимаешь, что всё было не напрасно. В прошлом учебном году наш педагогический коллектив получал разные награды. Но на самом видном месте в моём кабинете стоят диплом и статуэтка «Васильковая жар-птица» от Белорусского союза женщин. Ярко-голубой василёк всегда поднимает мне настроение.

— Какие из проектов вы особенно выделяете, считаете проектами первостепенной важности?

В этом году мы начали сотрудничать с благотворительной миссией «Бумеранг добра». Вместе с коллегами, школьниками и родителями мы поддерживаем детей из SOS-Детской деревни в Боровлянах. Некоторые из них проходят сложное лечение, другие остались сиротами, кто-то пострадал от домашнего насилия. Всего на попечении сотрудников SOS-Детской деревни находится почти 400 семей Минской области. Мы собирали для них средства на приобретение необходимых бытовых, гигиенических и канцелярских товаров, игрушек и сладостей. Делать подарки гораздо приятнее, чем получать. Благотворительность необходима не только тем, кто оказался в беде, но и всем участникам процесса, она даёт понимание важности быть сопричастным к хорошим делам, учит ответственности за более слабых членов нашего общества и в целом за мир, в котором мы живём.

Ещё один важный проект — «Помоги семье». Он направлен на оказание психологической и социальной помощи родителям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Вредные привычки, потеря работы, болезни или инвалидность — у каждой семьи свои проблемы, и мы стараемся привлечь специалистов, которые могут оказать поддержку, подсказать грамотные действия. Непросто завоевать доверие, хотя ты пришёл с добром. С такими семьями сложно найти взаимопонимание, но как же радостно потом, когда дела налаживаются, видеть счастливые глаза детей!

— Скоро начинается новый учебный год. Есть ли у вас идеи и планы на будущее?

— Конечно! Мы собираемся открыть в школе своё телевидение, канал назовём ТВ-1. У нас уже есть радиостанция «Радиомикс», где мы освещаем новости школьной жизни. Там работает штаб ученического самоуправления «Мы». Большой интерес у всех вызвали наши медиапутешествия, собираемся продолжать! Это проект, в котором ученики смогут виртуально посетить музеи и достопримечательности не только Молодечно, но и других городов Беларуси и мира.

— Имея большой опыт работы в школе, вы наверняка знаете, как мотивировать детей к учёбе?

— Универсального способа нет, но есть общее правило для всех родителей и педагогов стать ребёнку другом. Дети не должны чувствовать авторитарность со стороны взрослых. При этом важно держать руку на пульсе: быть добрым, но и строгим, требовательным, уметь вовремя сказать ребёнку «стоп». Что касается отношений в семье, то важно слушать и слышать своего ребёнка, видеть в нём личность. Тогда со всеми проблемами и переживаниями он придёт к вам, и будет меньше вероятности совершить ошибки. Мне приятно, когда дочь говорит мне, что я её лучшая подруга.

— Сегодня много споров вокруг авторитета учителя. Как его завоевать и удержать?

— Дети должны знать, что учитель всё поймёт, внимательно выслушает, но оценит по справедливости. Если они думают, что педагог добрый и поэтому можно не выполнять домашнее задание, значит, он выбрал неправильную позицию. У меня есть принцип четырёх «П»: Простить, Понять, Принять и Поддержать. Я редко ставлю плохие оценки. Ребята не боятся со мной разговаривать, делиться мыслями, приходить за помощью в трудной ситуации и даже поплакать, если хочется.

Для меня примером была мама, она педагог-математик, которая отдала сфере образования 38 лет. Всё моё детство проходило в классах, начиная с маленького возраста: я сидела на последней парте и наблюдала, как мама ведёт уроки. Тогда мне казалось, что она очень строга. Но за этим скрывался чуткий и внимательный педагог. Дети на переменках всегда плотным кольцом окружали её стол, всем хотелось спросить, сказать, рассказать (улыбается). Недаром говорят, что такие профессии, как врач и учитель, — от Бога.

— Современные родители, к сожалению, меньше доверяют педагогам. Как выстроить правильно взаимоотношения?

— Действительно, сегодня много специальной литературы в помощь родителям, много возможностей для внешкольного развития ребёнка. И зачастую рекомендации учителя подвергаются сомнению. В такой ситуации выстроить диалог нелегко. Но и книги, и Youtube говорят общими правилами, а школьный учитель видит конкретно вашего сына или дочь, поэтому умный родитель всегда выслушает классного педагога. Моё правило: никогда не начинать разговор с плохого, даже если именно плохой поступок стал основанием для встречи. У любого ребёнка есть положительные качества и есть успехи, но замечают ли их родители, загруженные работой и бытом? Каждый педагог — немного психолог, знаком с основами эмоционального, личностного, социального характера и понимает, как построить беседу. Уж тем более недопустимо обсуждать негативные моменты на общем родительском собрании, только с глазу на глаз. Присутствуя на выпускном вечере, часто слышу, как родители говорят: «Спасибо, вы отличный учитель и чуткий человек!» Это так радостно и трогательно, когда люди испытывают уважение и благодарность к педагогу за его труд!

— Сегодня учителю приходится буквально конкурировать с Интернетом: детям кажется, что всё можно узнать у Гугла. Как быть?

— Учитель, если он знает свой предмет на 100% и умеет увлекательно его преподнести, уже победил в этом соревновании. Детям интересно не только узнавать новое, но и слушать, разговаривать с педагогом. В образовательном процессе важна дискуссия. Конечно, учителя часто предлагают школьникам обратиться к компьютеру, но только в качестве инструмента обучения, а не с целью переложить на него свои обязанности.

— Многие замечают, что у детей снижается словарный запас. Что вы скажете по этому поводу?

— К сожалению, я соглашусь. Школьники не только меньше читают, но и меньше пишут сочинений. Раньше ученики чаще высказывали мысли письменно, это требовало умений формулировать, искать синонимы, образы. Сегодня многие ребята косноязычны, у них не хватает слов, чтобы выразить то, что они думают. Да и в повседневной жизни они общаются коротко. Взять переписку в Интернете: не «спасибо», а «спс», не «окей», а «ок». Сокращения, чтобы быть быстрее. Мы живём в таком бешеном ритме, что должны за всем успевать. Это накладывает отпечаток даже на то, что мы не находим время на спокойное общение с друзьями.

— Сталкивались ли вы с профессиональным выгоранием?

— Да. В какой-то момент мне показалось, что я отдала всё, что могла. Мне стало неинтересно, и я страдала от этого. Тогда к нам в штат пришла очень инициативная и активная педагог-организатор. В её лице я увидела своего союзника, который готов работать, дерзать и идти вперёд. Благодаря коллективу я увидела, что работаю не зря: прошли классные мероприятия, которые дали свои результаты.

Некоторые предпочитают поменять работу, когда «выгорают». Я не смогла. Предложения были, но я так прикипела к этим школьным стенам… Не могу представить, как это — не прийти сюда 1 сентября, не почувствовать волнение первоклассников и выпускников, не видеть любознательных глаз детей, которые за эти годы становятся родными.

— Отражается ли ваша работа на семье? Чувствуете ли вы себя дома учителем?

— Нет, хотя раньше у мужа звучала фраза: «Ты уже дома, ты здесь жена и мама, расслабься». По молодости были моменты, когда я командовала и воспитывала мужа в стиле: «Сядь ровно и пиши!» (смеётся). Но сейчас такого нет.

— Возможно ли учителю не приносить работу домой? Ведь и после уроков в его портфеле тетради, он составляет планы…

— Возможно, но тогда нужно дольше быть в школе. Хотя мысли о работе всё равно будут с тобой. Иногда я просыпаюсь среди ночи и продумываю сценарий какого-нибудь мероприятия. А когда работала в начальных классах, бывало, что сквозь сон приходили в голову новые игровые задания. Я вставала и, пока все в доме мирно спали, записывала их, чтобы не забыть к утру.

Любой учитель остаётся учеником на всю жизнь, дома мы тоже выполняем задания, пишем планы и конспекты. Как можно прийти на урок неподготовленным и показать детям свою некомпетентность?

— На пороге новый учебный год, 1 сентября в классы придут молодые учителя. Что вы им пожелаете?

— Реализуйте свой творческий потенциал, приносите новые идеи в школу и не бойтесь ошибиться. Помните, что не всё получится сразу, но если очень хотеть, можно стать отличным специалистом. Любите детей, потому что без этого в нашей профессии не состояться.


Блиц

  • Чем занимаетесь в свободное время?

Уделяю внимание семье, помогаю маме. Люблю почитать классику. Получаю удовольствие, когда я за рулём, -- это очень расслабляет.

  • Топ-5 любимых книг

«Поющие в терновнике» Колин Маккалоу, «Сестра Керри» Теодора Драйзера, «Война и мир» Льва Толстого. Люблю Марину Цветаеву и Наталью Батракову.

  • Ваша семейная традиция

Где бы мы ни были, всегда собираемся семьёй, чтобы отметить дни рождения и годовщину нашей с мужем свадьбы. Я всегда придумываю какой-нибудь подарок-сюрприз, чтобы приятно удивить близких.

  • Ваша мечта

Наблюдать, как растёт мой внук Тёма. Увидеть, как он пойдёт в 1-й класс и как станет красивым юношей. Я хочу видеть счастливой свою дочь и её семью. Хочу, чтобы подольше жила мама и чтобы она всегда была рядом. У меня замечательная семья, понимающий муж и любимая работа. Я считаю себя счастливым человеком.

 

Виталина БАНДАРОВИЧ

Фото автора и из архива Н. Вершицкой

Выбар рэдакцыі

Спорт

«Нават праз 40 гадоў сямейнага жыцця рамантыка застаецца...»

«Нават праз 40 гадоў сямейнага жыцця рамантыка застаецца...»

Інтэрв'ю з алімпійскім чэмпіёнам па фехтаванні.