Вы тут

«Музыкальная школа Мечты»


«Музыкальная школа Мечты»

Именно так называют свой семейный проект молодые музыканты из Минска Артём и Марина Шаплыко.

Как появилась идея?

Успешные проекты — это почти всегда личный опыт, подкреплённый знаниями и энтузиазмом. Для Артёма Шаплыко путь к созданию собственной музыкальной школы начался, возможно, ещё в детстве, когда после двух лет сотрудничества его любимая педагог по фортепиано переехала в другой город. И мальчик отчётливо почувствовал, как важны и методика преподавания, и отношение к ученикам.

Позже, когда он поступил в Республиканскую гимназию-колледж при Белорусской государственной академии музыки, в класс заслуженного артиста Беларуси, профессора Юрия Николаевича Гильдюка, всё опять встало на свои места.

— На первые уроки к профессору я шёл с боязнью, очень волновался, давила ответственность. Но у Юрия Николаевича занятия проходили в совершенно свободной форме, в дружелюбной и дружеской атмосфере, и тогда я понял, что, обучаясь музыке, можно ещё и наслаждаться музыкой, — рассказывает Артём. — Поступив в БГАМ, я совмещал учёбу с работой в музыкальной школе, затем занялся репетиторством.

Идея создания своей музыкальной школы возникла спонтанно. Знакомые даже говорили: ну ты и авантюрист! Обижался поначалу, а теперь понимаю, что авантюрность — да, была. Я весь в музыке, мне очень важна моя карьера музыканта. Но творческий человек и бизнесмен — это другое мышление. Я не думал тогда о калькуляторе, просто была красивая мечта. И был опыт преподавания — актуальный, успешный. На первой встрече с бухгалтером она спросила, есть ли у меня бизнес-план. По моему удивлённому лицу поняла всё и стала успокаивать. Пришлось многое узнавать. Что есть сегодня? В центре Минска — просторные классы, отличные акустические инструменты, большая библиотека нотной и учебной литературы, коллектив талантливых педагогов, успехи учеников. Всё это выросло из моей мечты.

Когда Артём Шаплыко зарегистрировался как репетитор и стал давать частные уроки, неожиданно для себя отметил, что количество учеников быстро приумножается, его рекомендуют родители другим родителям. И он уже не успевает ездить по городу, кроме того, пробираясь в пробках за рулём, устаёшь, а это мешает работе, плюс у него есть свои фортепианные концерты.

Рискнуть и снять кабинет в центре? Решился! Это была маленькая комнатка, где помещались стол, стул и фортепиано, но аренда её оказалась выше, чем зарплата солиста филармонии. И жена в декретном отпуске… Было волнительно.

Работал много — без выходных. Итог первого месяца показал: всё реально, заработал на оплату аренды, и даже чуть больше! Мечта о своей музыкальной школе стала обретать очертания. Главное — это должна быть школа, где доброжелательная атмосфера, где уважают детей и их родителей, где индивидуальный подход и где не страшно не выучить пьесу, а если она не нравится, можно заменить другой…

Музыка для всех

Первая в нашей стране частная музыкальная школа «АртГранд» заявила о себе в октябре 2017 года. В чём её уникальность и особенности?

В школе разработаны две системы обучения: классическая и индивидуальная. Первая предполагает последовательное обучение и рассчитана на гарантированный результат. Вторая нацелена на индивидуальное музыкальное обучение и сопровождение.

Классическая система соединяет в себе ключевые принципы распространённой во всем мире Болонской системы, в рамках которой учащийся может самостоятельно выбирать изучаемые учебные дисциплины, основа — образовательные программы детских музыкальных школ. Учебный курс делится на 5 ступеней, при прохождении их по специально разработанным планам учащийся получает объём знаний, сопоставимый с 7-летней программой музыкальной школы. Для тех, кто хочет продолжать совершенствоваться, составляется индивидуальный план обучения.

Можно воспользоваться «Конструктором курсов» и найти удобный для себя формат обучения.

Особенности: на концертах школы могут выступать все, а не только лучшие ученики, попробовать себя в роли артиста может даже тот, кто занимается всего несколько месяцев. В школе отсутствует атмосфера конкуренции, обучение в первую очередь ориентировано на всестороннее развитие личности через музыку.

Непривычно: в школе может обучаться любой желающий, независимо от возраста и музыкальных способностей. Сегодня ученикам «АртГранд» — от 3-х до 84 лет. Учебный процесс направлен на развитие таланта целеустремлённых людей, помощь им в подготовке к выступлениям на концертах, фестивалях, конкурсах. Здесь нет репертуарных ограничений.

Кстати: первым педагогом Артёма Шаплыко, которая оставила яркий след в его музыкальной жизни, была Татьяна Авраамовна Черноморец. Сегодня любимая педагог снова рядом -- она преподает в школе «АртГранд»!

  • В школе преподают педагоги с высшим профильным музыкальным образованием, многие имеют степень магистра. Все они успешно сочетают педагогическую деятельность с концертными выступлениями. Основатель школы Артём Шаплыко — пианист-виртуоз, лауреат международных конкурсов, магистр искусств, солист Белорусской государственной филармонии, отыгравший около 200 концертов по всей Беларуси.

Музыке все возрасты покорны! Галина Фёдоровна Мишнёва только в 82 года смогла осуществить свою мечту -- научиться играть на фортепиано. Её профессия была далека от искусства: она -- кандидат сельскохозяйственных наук, окончила Белорусский лесотехнический институт, затем аспирантуру Белорусского НИИ лесного хозяйства. Все трое детей Галины Фёдоровны учились игре на музыкальных инструментах, и она прошла вместе с ними этап разучивания детских песенок. Однако хотелось играть классику. Была по-настоящему счастлива, что несмотря на возраст её приняли в школу «АртГранд». Сейчас Галина Фёдоровна играет не только любимые «Шербургские зонтики», но и Бетховена, Моцарта, Баха.

В одной лодке

Воодушевлённо рассказывая о школе своей мечты, Артём, однако, всё время говорил «мы». Кто имеется ввиду? Конечно, жена Марина, с которой «мы в одной лодке -- у нас есть наше общее дело».

Марина Шаплыко не просто записана директором школы «АртГранд», она действительно много занимается организационной и административной работой, помимо этого, преподаёт фортепиано. Марина — первый помощник и поддержка новых идей мужа.

— Я рано начал заниматься музыкой и уже в юности понимал, что женюсь только на музыкантше. Как иначе смогу объяснить жене, чего я там делаю за инструментом по 8-10 часов в день? И так недели, месяцы, — улыбается Артём. — Музыка, творчество требуют самоотдачи, это может принять далеко не каждая девушка. Марина это понимает без лишних слов. Мы познакомились на 1-м курсе Академии музыки, с тех пор вместе, поженились, будучи студентами. Честно говоря, у нас разные подходы и в исполнительстве, и в педагогическом обучении. Разногласия есть, но это не мешает, а помогает, ведь мы обсуждаем те ситуации, которые видим по-разному, анализируем, ищем правильное решение. Несмотря на все разности, у нас с Мариной получился хороший фортепианный дуэт: в четыре руки играем, можно даже сказать, играем идеально, и это круто, это вдохновляет!

Марина разделяет концепцию музыкальной школы и творческие устремления мужа. Её участие, возможно, не так заметно, но это то, что само собой разумеется: нежная улыбка, доброе слово, хорошее настроение. Уютный дом и забота и сыне. Музыка должна быть в удовольствие — как постижение мира, как любовь, как тайна.

Ищем мотивацию

Школа «АртГранд» не претендует на грандиозные перемены в сфере образования и культуры. Её организаторы и педагоги просто привносят новое в музыкальный образовательный процесс. Например, модульная система в 5 ступеней: придумали такой каркас и красиво назвали каждую ступень — «артист», «виртуоз» и т. д. Успешно окончивший ступень ребёнок получает именной сертификат. Это новое обучение, которое использует более современный, мотивационный подход — через интерес и любовь к тому, чем занимаешься.

Сегодня в школе «АртГранд» обучается 150 учащихся. Для каждого создаётся персональная программа обучения, где учитываются личные потребности и возрастные особенности. Не важно, на каком инструменте ты играешь, важно взаимопонимание с педагогом. Например, учитывает ли он тип темперамента ученика? Ведь кому-то достаточно одного занятия, чтобы освоить тему, а кому-то нужно несколько раз повторить. Если такой подход в начале пути будет утерян, то вряд ли ребёнок полюбит музыку — сколько таких примеров! Почему на концертах школы «АртГранд» могут выступать все? По той же причине: если ребёнок хочет выступать, но пока может играть только по нотам — пусть играет по нотам. Это не академический экзамен, если ошибся — можно начать играть снова, а можно встать и сказать, что сыграешь в следующий раз. На уроках наравне с классическими произведениями можно учиться играть любимые саундтреки к известным фильмам или популярные песни.

Новые форматы

Школа «АртГранд» организует много интересных мероприятий. И многие из них — впервые в Беларуси. Как, например, международный online-концерт классической музыки «Гранд-лето», который состоялся в июне 2020 года. Идею подсказал… ковид. Эта весна принесла много разочарований музыкантам, особенно юным, которые мечтали о концертах, а их отменили из-за эпидемии. И тогда Артём Шаплыко принял решение: сделаем online-концерт, пригласим к участию не только своих учеников, но и всех желающих. В итоге желание высказали более 100 музыкантов с 5 континентов! Это были любители классической музыки, юные и взрослые, из Беларуси, России, Украины, Франции, Германии, Норвегии, Великобритании, США, Сенегала, Мексики, Израиля. Музыка не имеет границ и её невозможно посадить на карантин! Концерт доступен бесплатно на YouTube-канале «Музыкальной школы Артёма Шаплыко».

Не менее актуальными являются и музыкально-терапевтические встречи в рамках инициативы «Музыка исцеляет». В программе — музыкотерапия классической музыкой, вокалотерапия, а также разные техники для повышения устойчивости психики. Проект впервые прозвучал весной этого года. Интересным было общение с психологом Ириной Липовцевой, которая подготовила для гостей специальные упражнения с использованием кинетического песка. Школа «АртГранд» предложила звукотерапевтические инструменты, гости сами могли попробовать изобразить шум дождя и ветра, поиграть на чакрофоне, поющих чашах, колокольчиках Коши. Осенью занятия музыкотерапией возобновились.

Большой интерес вызвали медиа-уроки по музыкальной истории и культуре. Разве не хочется научиться «слушать» классическую музыку? Узнать, как звучат различные музыкальные инструменты, и почему они выглядят так, а не иначе? Как формировались основные музыкальные жанры? Каждый медиа-урок включает множество иллюстраций. Это и сама Музыка, и изобразительный материал, презентации, и, конечно, интересные факты. Занятия проходят в форматах онлайн и оффлайн, каждому участнику предоставляется краткий конспект лекций.

— Люди хотят слушать классику, — говорит Артём Шаплыко, — и сегодня нужно привлекать к ней интересными новыми форматами, вкладываться в маркетинг. Много добрых слов я услышал после концерта-поэмы «Лунный свет», где с классической музыкой мы соединили другие виды искусств: хореографию, живопись, литературу, актёрское мастерство. Во время представления постарались максимально вовлечь в действо при помощи игры света и теней, разнообразных цветовых красок, создания эффекта объёмного звука. Музыки должно быть больше в нашей жизни!

Елена ТЕРЕНТЬЕВА

Фото: artgrand.by

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».