Вы тут

Не губи, а сохрани!


Не губи, а сохрани!

Внеклассное мероприятие

ЦЕЛЬ: донести до учащихся важность сохранения лесов и их обитателей.

ЗАДАЧИ: формировать экологическую культуру, любовь и ответственное отношения к природе родного края; познакомить детей с правилами поведения на природе; пополнить их знания по экологии.

ОФОРМЛЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: плакат «Сохранить природу – сохранить жизнь на Земле»; искусственные деревья, карточки с пословицами, конверты с письмами; фонограмма «Звуки природы»; костюмы лесных зверей, лесовичка, туристов; карточки с правилами поведения в лесу.

ХОД ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Вводный этап

Звучит музыка “Звуки природы”, учитель читает стихотворение:

Самая прекрасная, родная,

Разноцветная, веселая, живая,

Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

Но порой под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы ни жили на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья,

Мы, Земля, с тобой одна семья!

Учитель: – Посмотрите вокруг: какой удивительный, прекрасный мир окружает нас! Поля, степи, леса, горы, звери, птицы и насекомые – все это мы называем природой. Она всегда была источником красоты, энергии и гармонии. Восхищаясь этой красотой, поэты, писатели, художники, композиторы создавали и создают восхитительные произведения.

В наше время ученые-экологи бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении! Взаимодействие общества и природы, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов – общие проблемы всего человечества. Если не заняться этими проблемами теперь, то нашу планету постигнет экологическая катастрофа. Это понятие включает в себя не только загрязнение и нерациональное использование природных богатств, но и уничтожение животных и растений. Что служит большим домом для многих диких животных и растений?

Учащиеся: – Лес!

Учитель: – Правильно. И сегодня я хочу поговорить с вами о лесе.

Основной этап

Учитель: – Есть у Самуила Маршака стихи, которые начинаются с вопроса: «Что мы сажаем, сажая леса?..». Люди разных профессий ответили бы на этот вопрос по-разному.

Кораблестроитель: «Мачты и реи – держать паруса...».

Столяр: «Стол, за которым ты будешь писать, ручку, линейку, пенал и тетрадь». И, конечно, он не забыл про деревянные шкафы, полки для книг, паркет, двери, оконные рамы…

Рабочий бумажной фабрики назвал бы книги, газеты, журналы, потому что бумага делается из древесины.

Музыкант воскликнул бы: «Спасибо, лес! Твое дерево, которое когда-то гудело от ветра и слушало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами рояля, скрипки, балалайки»…

А если бы наш разговор услышал агроном, то он бы, пожалуй, обиделся: «Забыли, что лес – защитник полей! Зеленой стеной стоит он на пути у беспощадных ветров-суховеев и сберегает урожай. Но это летом. Зимой же он не позволяет ветрам сдувать с полей снежное «одеяло», которым укрыты посеянные еще осенью семена. Лес не дает пересохнуть и рекам. Всю зиму он копит снег, а весной постепенно отдает талую воду земле».

«Что мы сажаем, сажая леса? – переспросил бы врач. – Конечно же, здоровье»! Дома отдыха, санатории строят чаще всего посреди леса, где самый чистый, самый полезный воздух. Если бы не зеленые леса, людям всей нашей планеты не хватило бы кислорода, чтобы дышать».

Ну а лесничий сказал бы: «Как видите, лес нужен всем. Но чтобы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, нет, даже два новых». И закончил бы свою речь все теми же стихами Маршака:

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса…

Лист, на который ложится роса,

Свежесть лесную,

И влагу, и тень, –

Вот, что сажаем в сегодняшний день.

Сценка «Туристы»

1-й турист:

Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес – рукой подать!

Закупили все подряд:

Пищу, спички, лимонад.

2-й турист:

Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит.

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он все вместит!

Лес – ведь он ничей?

Хором: – Ничей!

3-й турист:

Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!

4-й турист:

Урны нет? Неси в кусты!

Мы с природою на «ты».

1-й турист:

Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем.

В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

2-й турист:

Мы цари! Молчи, природа!

Все здесь наше – лес и воды!

(Один из туристов включает магнитофон, звучит громкая музыка. В это время другие туристы срывают цветы, разбрасывают мусор.)

Лесовичок:

Что за шум в моем лесу?

Что случилось, не пойму.

Кто здесь все переломал,

Разбросал и ободрал?!

Лесные жители:

Все так изранено в лесу, как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул какой-то живоглот,

Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.

От этой черствости людской болит душа моя,

Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.

Лесовичок:

За такое поведенье

Вас судить – мое решенье!

4-й турист:

Что ты, что ты, Лесовичок!

Мы не знали, что так делать нельзя. Пожалей нас!

Лесовичок: А ну-ка, помощники мои, жители лесные, научим горе-туристов, как нужно вести себя в лесу! Познакомим их с нашими правилами!

Лесные жители:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

Лесовичок: А сейчас по очереди назовите правила поведения в лесу согласно знакам (лесные жители показывают знаки):

Не рвите цветы.

Не разоряйте муравейники.

Не ломайте ветви деревьев и кустарников.

Не повреждайте кору деревьев.

Не забирайте яйца из птичьих гнезд.

Не разводите костер в лесу.

Не сбивайте грибы, даже несъедобные.

Не раскапывайте норы и не тревожьте зверей.

Не поднимайте крик и шум.

Не оставляйте после себя мусор!

Работа в группах: «Соберите пословицу»

Учитель: – Вам необходимо вспомнить пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней, и продолжить их. (Каждой группе учащихся дается по пять пословиц.)

Аист на крыше – … (мир в доме).

Земля хоть и кормит, … (но и сама есть просит).

Жизнь дана… (на добрые дела).

Доброе дело… (само себя хвалит).

Много воды – … (много травы).

Растение – … (земли украшение).

Покорми птиц зимой – … (они отплатят тебе добром летом).

Срубили кусты – … (прощай птицы).

Увидел скворца – … (весна у крыльца).

Искру туши до пожара – … (отведи беду до удара).

Рощи да леса – … (родного края краса).

Физкультминутка-игра

(Дети подбирают слова, подходящие к рифме.)

Лето – чудная пора.

Детвора кричит: … (ура!)

Нам и реки, и леса

Дарят летом … (чудеса).

Кто же чудо совершил –

Лето в сказку … (превратил)?

Сделал кто весь мир таким:

Звонким, радостным, … (цветным)?

Стала вся Земля кругом

Ярким красочным … (ковром),

Где под куполом небес

Зеленеет пышно … (лес),

А вокруг цветут цветы

Небывалой … (красоты).

Вот, приветствуя ребят,

Колокольчики … (звенят).

Как приятно бегать нам

По ромашковым … (лугам)!

Словно солнечные зайчики,

Золотятся … (одуванчики).

В мир добра и красоты

Приглашают нас… (цветы).

Учитель: – Защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем воду и едим хлеб. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в сохранение Природы, а значит, и жизни на Земле.

Работа в группах: «Лесная почта»

(Каждой группе детей дается задание в конверте).

Учитель: – В наш класс пришли письма от животных и растений, которым важно узнать ваше мнение о конфликтной ситуации. Внимательно прочитайте и подумайте...

Письмо № 1.

На день рождения Маше подарили котенка. Наконец-то сбылась ее мечта! Она так долго ждала, и вот теперь у нее появился новый друг. Маша каждую минуту играла с котенком, кормила его, гуляла с ним. А потом ей подарили говорящую куклу, и о котенке Маша стала вспоминать все реже. А когда он заболел, девочка сказала маме: "Больной котенок пусть живет на улице".

Правильно ли поступила Маша?

ОТВЕТЫ…


Письмо № 2.

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по цветам.

– Что ты делаешь? – спросила бабушка.

– Пчел прогоняю, они жалят цветы, – ответил Олег.

Бабушка улыбнулась, подозвала к себе внука и что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

Что сказала бабушка внуку?

ОТВЕТЫ…

Дополнительная информация. Чтобы собрать 1 килограмм меда, пчеле нужно сделать 150 тысяч вылетов и налетать 300 тысяч километров, посетив при этом 10 миллионов цветков.


Письмо № 3.

Сережа гулял с папой в лесу и увидел под деревом мухомор. Гриб был очень красивый, но мальчик знал, что для человека он ядовит. Сережа хотел растоптать мухомор, но папа его остановил.

Объясните, почему?

ОТВЕТЫ…

Дополнительная информация. Для оленей и лосей мухомор служит лекарством, которое помогает им избавиться от некоторых болезней (например, от паразитов – гельминтов). При необходимости эти крупные животные легко находят яркий гриб и с удовольствием его съедают.


Тест «Экологичное решение»

Ситуация 1. Ваш младший брат принес из леса ежика. Что вы посоветуете брату?

а) Оставить ежика у себя и заботиться о нем.

б) Отнести ежа в лес на то место, где он был пойман. Дома дикий зверек погибнет.

в) Поиграть с ежиком и отпустить.

Учитель: – Польза от ежа велика. Являясь преимущественно насекомоядным животным, он уничтожает множество садовых вредителей: слизней, майских жуков, гусениц непарного шелкопряда и многих других.

Дополнительная информация. Найденного на обочине дороги или в лесу ежа не стоит приносить домой, так как эти зверьки могут быть переносчиками многих опасных для человека инфекций. Кроме того, на ежах обнаруживают в больших количествах клещей, которых зверьки «вычесывают» колючками с травы. Самостоятельно избавиться от паразитов ежик не может. Эту особенность ежей используют ученые, чтобы определить степень зараженности леса клещами. Они ввели специальную единицу измерения – еже-час (сколько клещей собрал на себя еж, побегав час по лесу). Таким образом, можно сделать вывод, что ежики полезны, но лучше держаться от них на расстоянии.


Ситуация 2. Весной ты пошел в лес и увидел, что на поляне распустились первые подснежники. Что вы будете делать?

а) Сорву только один цветок.

б) Полюбуюсь подснежниками и не трону. Они нужны насекомым.

в) Нарву букетик и подарю маме.

Дополнительная информация. Правильное название этих белых первоцветов – ветреница дубравная.


Ситуация 3. После похода остался мусор. Ваши действия?

а) Закопаю мусор в яму.

б) Унесу домой и выброшу в мусоропровод или специальный контейнер.

в) Оставлю все как есть, вокруг и так много мусора.

Дополнительная информация. Бумага, брошенная вами, будет лежать в земле до полного разложения более 2-х лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет. Кострище в лесу не зарастает 5–7 лет.

Учитель: – Кто виноват во всех бедах нашей планеты? (Ответ детей: «Человек».) Наверное, многие люди забыли о том, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили: за животных и за растения, которые живут рядом с нами, за речку, которая течет в нашем городе или селе, за планету, на которой нам посчастливилось жить. Ведь у каждого из нас есть только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую, как и Земля не может выбрать другое человечество. И прав был писатель Антуан де Сент-Экзюпери, предупреждавший: «…Все мы пассажиры большого корабля по имени "Земля", значит, пересесть из него просто некуда…» Болезнь Земли угрожает здоровью и жизни самих людей. Как же достичь гармонии человека и его планеты? Что мы с вами должны для этого делать?


РЕФЛЕКСИЯ

Учитель: – Перед вами нарисовано дерево. На нем нет ни одного листочка. Страшная картина! Я бы не хотела, чтобы у нас был такой мертвый, усохший лес. Да и вы, думаю, тоже. Но мы можем все изменить. Дома вы приготовили листочки, на которых написали, какими добрыми делами можно оживить лес и всю природу. Давайте прочитаем и прикрепим листочки на дерево.

(Каждый правильный ответ на зеленом листке прикрепляется к дереву).


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Ученики по порядку читают заповеди:

– Вы, друзья, не подкачайте, правдивыми и честными быть обещайте.

– Не обижай ни птахи, ни сверчка, не покупай для бабочки сачка.

– Люби цветы, леса, простор полей – все, что зовется Родиной твоей.

– Мы начали, вы продолжайте, ни перед чем не отступайте –

Ни перед жадностью толпы, ни перед подлостью войны,

Ни перед глупостью людской. Да сохранится шар земной!

Татьяна МЕЛЮХ, учитель начальных классов высшей категории ГУО «Погост-Загородская средняя школа имени славянских просветителей Кирилла и Мефодия» Пинского района

Фото из архива учреждения

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Колькі ж каштуе гэты важны кампанент здаровага рацыёну зараз?