Вы тут

Столица как туристический бренд


О туристических возможностях столицы Беларуси — города-героя Минска — в беседе с начальником главного управления спорта и туризма Мингорисполкома Максимом Воропаем.


Национальная библиотека Беларуси. Фото: БелТА.

— Столица любого государства — это, как правило, всегда сосредоточие туристической активности. Как в этом плане позиционирует себя Минск — столица Беларуси?

— Минск сегодня, безусловно, представляет собой крупнейший центр концентрации туристического обслуживания и рабочих мест в сфере туризма. Это, если хотите, своеобразная точка инвестиционно-инновационной активности международного туризма, формирующая имидж Республики Беларусь в мире. Сами же туристские предложения нашей столицы ориентированы как на развитие массовых видов туризма, так и на рост индивидуальных услуг, предоставляемых отдельным туристам или организованным группам экскурсантов.

Богатый историко-культурный потенциал Минска дают возможность развивать такие виды туризма как культурно-познавательный, событийный, спортивный, медицинский, транзитный, деловой, этнографический и другие. Хорошо развитые транспортные коммуникации, реализация мер по их модернизации позволяют вовлечь в процесс формирования туристического продукта весь комплекс исторических и культурных достопримечательностей, находящихся как на территории города, так и в его окрестностях. Это и историко-культурный музей-заповедник Заславль, и Несвижский дворцово-парковый комплекс с разноплановой архитектурой и крупнейшим ландшафтным парком, музеи народной архитектуры и быта «Строчицы» и «Дудутки», музей белорусского народного искусства в «Раубичах».

— Предлагая потенциальному туристу посетить Минск, чем могли бы обосновать непременную выгоду такого посещения?

— Удобное географическое положение Беларуси в центре Европы, а Минска — в самом центре страны, оживленное транспортное сообщение со всеми соседними государствами дает огромное преимущество для развития у нас различных видов туризма. В столице построены бизнес-центры с необходимым оборудованием, сформированы условия для удобного взаимодействия. Современные конгресс-холлы действуют при гостиницах.

Кстати, число коллективных средств размещения в столице в прошлом году составило 75 единиц, из которых 69 — это гостиницы. В настоящий момент в городе созданы все условия как для приема туристов, так и для проведения любых крупных мероприятий. Между прочим, здесь функционирует более двух тысяч объектов общественного питания.

Как я уже отмечал, Минск обладает большими возможностями для развития событийного и культурного туризма. В городе работает 17 театров, 30 музеев, более десятка галерей. Среди музеев наибольшей известностью, конечно же, пользуются Национальный художественный музей и Музей истории Великой Отечественной войны. Гордостью города считаются Национальный академический Большой театр оперы и балета — главная музыкальная и театральная сцена страны, Национальный академический театр имени Янки Купалы — старейший белорусский театр. Своими представлениями гостей города радует Белорусский Государственный цирк. Имеется два аквапарка. Вечерняя жизнь тоже достаточно разнообразна, ведь в столице действует около семидесяти ночных клубов.

— Какие места в белорусской столице, по-вашему, наиболее привлекательны для гостей? Что, в первую очередь, рекомендовали бы им посмотреть, в каких местах города побывать?

— Наиболее посещаемыми экскурсионными объектами Минска традиционно стали историческая застройка центра — Верхний город и Троицкое предместье, архитектурный комплекс в стиле «сталинского ампира» на проспекте Независимости, современная застройка проспекта Победителей, культовая архитектура различных конфессий, Центральный детский парк имени Горького, Парк культуры и отдыха имени Челюскинцев, Национальная библиотека, Музей истории города Минска, одним из филиалов которого является Лошицкий усадебно-парковый комплекс, Ботанический сад, Слепянская водная система, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Национальный музей истории и культуры Беларуси, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Национальный академический театр имени Янки Купалы, Национальный выставочный центр «БелЭкспо», Государственный музей народной архитектуры и быта.

Обязательно нужно упомянуть и тот факт, что в настоящее время разработано более шестидесяти экскурсий на иностранных языках: английском, немецком, польском, французском, турецком, арабском, китайском, испанском, итальянском. Всего в рамках ежегодного «Феста экскурсоводов» предлагается более ста экскурсий по белорусской столице.

Кроме того, Минск имеет достаточно большой потенциал для развития промышленного туризма. Объектами промышленного туризма в столице уже стали предприятия, которые предлагают свои экскурсии. Среди них — кондитерская фабрика «Слодыч», ювелирный завод «Зорка», Минский тракторный завод, Минский завод безалкогольных напитков, пивоваренные компании «Аливария» и «Криница», ЗАО «Атлант».

Любители спорта могут посетить в столице Беларуси объекты физкультурно-спортивного назначения, среди которых: многопрофильный культурно-спортивный комплекс «Минск-арена», культурно-спортивное учреждение «Чижовка-Арена», Центр горнолыжной подготовки «Солнечная долина», Национальный стадион «Динамо», Республиканский центр олимпийской подготовки по игровым видам спорта «Дворец спорта», спортивно-оздоровительный комплекс «Олимпийский». А вообще, каждый турист может найти в Минске место и развлечение, соответствующее его интересам.

Лошицкая усадьба. vedaj.by

— Сколько туристов в лучшие времена посещали Минск в году?

— Количество организованных туристов и экскурсантов, посетивших Минск в 2019 году — рассматриваем время до пандемии — составило чуть более 120 тысяч человек. Удельный вес организованных иностранных туристов составляет порядка 18 процентов в общей структуре иностранных лиц, размещенных в гостиницах. В целом это свидетельствует о доминировании неорганизованного въездного туризма над организованным.

Основной же поток въезжающих организованных туристов — это граждане СНГ. Пятерку стран, жители которых наиболее часто посещали Минск, в том же 2019 году, составляли страны-соседи: Российская Федерация, Украина, Польша, Литва, Латвия. Прослеживается четкая тенденция увеличения числа иностранных туристов, посещающих Минск и Республику Беларусь в целом. Среди стран вне СНГ наибольшее число туристов прибывает из Германии (1,1%), Китая (1,3%), Великобритании (0,5%), США (0,3%) и Израиля (0,2%). Численность организованных туристов из ОАЭ в 2019 году составила 1,2 тысячи человек (0,3% от общего числа туристов).

Стоит отметить, что в 2019 году по безвизовому режиму столицу посетили 151,3 тыс. человек из 70 стран. Больше всего граждан Германии (27,2 тыс. человек), США (12,9 тыс.) и Италии (12,7 тыс.). Общий пассажиропоток национального аэропорта увеличился до 5,1 млн человек в том году, что на 12,5% больше по сравнению с 2018 годом.

Нужно сказать, что численность организованных туристов и экскурсантов, отправленных по маршрутам внутри страны из Минска, в 2019 году составила 156 тысяч человек.

— Наверное сейчас нельзя ориентироваться на эти цифры. Но даже с учетом непростой сегодняшней ситуации, которая напрямую затрагивает туристическую сферу, вы рассчитываете на увеличение притока туристов в столицу? Есть ли для этого основания?

— В сложившихся условиях, вызванных пандемией, главным является акцент на работе по развитию внутреннего туризма.

В 2020 году разработан План первоочередных мер по развитию внутреннего туризма в Минске. Эффективное воплощение основных позиций этого плана направлено на объединение усилий всех заинтересованных структурных подразделений и учреждений Мингорисполкома, общественных организаций и объединений. Также ведется работа по подготовке новых презентационных материалов с использованием виртуальных технологий. Концепция презентации сформирована с учетом мировых тенденций.

Кроме этого, утверждена инновационная стратегия формирования собственного стиля Минска и его узнаваемого международного облика для популяризации столицы среди иностранных туристов до 2035 года. В рамках этой стратегии и будет разрабатываться туристический бренд Минска.

В результате анализа туристической индустрии белорусской столицы, сформулирована методология подходов на основе Национальной стратегии развития туризма в Республике Беларусь до 2035 года, а также Генерального плана Минска и его городов-спутников, обозначены стратегические цели развития туризма в столице.

3 Национальный академический Большой театр оперы и балета. Фото: БелТА.

Сегодня узнаваемый облик Минска включает целый комплекс образов города, создаваемых на основе ключевых достопримечательностей. Например, таких как Минск — Город-герой. Столица Республики Беларусь награждена званием «Город-герой» за мужество и героизм в борьбе против фашизма в годы Великой Отечественной войны. Узнаваемый образ Минска как «Города-героя» перспективен для продвижения на наиболее емкие туристические рынки — России и Китая.

Минск — ворота в Восточную Европу — основной образ для формирования облика города как центра международного транзитного туризма. Центральным объектом здесь являются дома-башни, образующие визуальный символ ворот столицы Беларуси на Привокзальной площади. Тиражирование этого образа перспективно в рамках брендинговой кампании на туристическом рынке стран вне СНГ.

Минск — библиотека впечатлений. Образ столицы Республики Беларусь как библиотеки впечатлений одновременно отражает разнообразие позитивных эмоций и культурно-познавательную ценность посещения города. Главным визуальным символом образа является Национальная библиотека, с использованием которого перспективно создание туристического бренда Минска, ориентированного на посетителей из стран СНГ. Привлекательный для иностранных туристов облик белорусской столицы формируется позитивными впечатлениями, полученными в результате ее посещения.

Минск — красивый и гостеприимный город. Этот образ реализуется через жителей столицы и эстетику бытового уклада локальных мест города. Общий позитивный фон, формируемый поведением жителей и их отношением к гостям, в сочетании с аккуратностью дворов, чистотой улиц и креативными арт-объектами являются основными атрибутами этого образа, тиражирование которого является главной основой формирования привлекательного для иностранных туристов облика Минска.

Минск — «умный», высокотехнологичный, экологичный город, ориентированный в будущее. Образ белорусской столицы с неотъемлемыми атрибутами будущего, обеспечивающими комфорт, удобство, мобильность, безопасность формируется на локальном уровне туристических зон и проявляется в уровне доступности сервисов и приспособленности инфраструктуры к запросам посетителей. Физическими носителями образа Минска как города будущего, занимающими центральное место брендинговой кампании, являются электрические средства общественного транспорта.

Минск — «зеленый город-парк». Белорусская столица отличается богатством парковых зон и высоким уровнем поддержания их благоустройства. Образ Минска как города-парка формируется путем оптимизации транспортно-логистической системы города и оборудования сети пешеходно-велосипедных дорожек, которые в совокупности обеспечивают легкий доступ и привлекательность зеленых зон для посетителей столицы. Образ города-парка призван стать частью привлекательного облика Минска как европейской столицы с лучшими для жизни природно-экологическими условиями.

— Привлечь туристов сегодня нельзя без соответствующей инфраструктуры — транспортной, гостиничной... Достаточная ли она для отдыха, для проживания, для экскурсий в Минске?

— В 2020 году в Минске действовало 75 коллективных средств размещения, которые включали 46 гостиниц, гостиничных комплексов, 16 аналогичных средств размещения — хостелы, общежития и комнаты для приезжих, гостевые дома, гостиничные номера, 6 оздоровительных организаций и иных специализированных средств размещения. Гостиничное хозяйство города включает гостиницы и аналогичные средства размещения, 4 из которых имеют категорию пяти звезд, 4 — четырех, 13 — трех, 5 — двух звезд и 43 — без категории. Единовременная вместимость гостиниц и аналогичных средств размещения составляет 11,8 тысяч мест в 6320 номерах, из них 10,8 тысяч мест в гостиницах и гостиничных комплексах.

Башни — символы Минска.

— Возможно, что-то из новинок в нынешнем сезоне и в будущем может предложить гостям столица Беларуси, исходя из ее экскурсионно-туристического потенциала?

— Объекты и субъекты туристической индустрии белорусской столицы ежегодно предлагают туристу новые программы, экскурсионные направления, авторские экскурсии. Всю информацию о столичном туристическом потенциале можно получить на официальном информационно-туристическом портале Минска (mіnsktourіsm.by). В 2020 году проделана работа по обновлению портала. Для решения этой задачи был проведен конкурентный бизнес-анализ сайтов наиболее популярных городов, скорректирована его концепция и контент-стратегия. Полагаю, что туристы всегда откроют для себя что-то новое и интересное, побывав в столице Беларуси. Здесь им всегда будут рады.

Александр ПИМЕНОВ

Выбар рэдакцыі

Грамадства

«Сацыяльная зніжка» — каму і на што? Як купіць прадукты танней на 10 %

«Сацыяльная зніжка» — каму і на што? Як купіць прадукты танней на 10 %

На зніжку могуць разлічваць пенсіянеры, шматдзетныя сем’і.

Палітыка

Андрэй Савіных: Якасць абраных стратэгій не правяраецца ў ідэальных сітуацыях

Андрэй Савіных: Якасць абраных стратэгій не правяраецца ў ідэальных сітуацыях

Беларускі парадак дня нікому не дае расслабіцца, час не дазваляе.

Грамадства

Экстраная дапамога. Як працуе Цэнтр аператыўнага кіравання МНС

Экстраная дапамога. Як працуе Цэнтр аператыўнага кіравання МНС

Дзяжурныя службы — вушы і вочы Міністэрства па надзвычайных сітуацыях. 

Палітыка

Пасол Беларусі ў КНР: З 1992-га тавараабарот з Кітаем вырас больш як у 130 разоў

Пасол Беларусі ў КНР: З 1992-га тавараабарот з Кітаем вырас больш як у 130 разоў

Наперадзе юбілей беларуска-кітайскіх адносін — 30 гадоў.