О туристических возможностях столицы Беларуси — города-героя Минска — в беседе с начальником главного управления спорта и туризма Мингорисполкома Максимом Воропаем.
— Столица любого государства — это, как правило, всегда сосредоточие туристической активности. Как в этом плане позиционирует себя Минск — столица Беларуси?
— Минск сегодня, безусловно, представляет собой крупнейший центр концентрации туристического обслуживания и рабочих мест в сфере туризма. Это, если хотите, своеобразная точка инвестиционно-инновационной активности международного туризма, формирующая имидж Республики Беларусь в мире. Сами же туристские предложения нашей столицы ориентированы как на развитие массовых видов туризма, так и на рост индивидуальных услуг, предоставляемых отдельным туристам или организованным группам экскурсантов.
Богатый историко-культурный потенциал Минска дают возможность развивать такие виды туризма как культурно-познавательный, событийный, спортивный, медицинский, транзитный, деловой, этнографический и другие. Хорошо развитые транспортные коммуникации, реализация мер по их модернизации позволяют вовлечь в процесс формирования туристического продукта весь комплекс исторических и культурных достопримечательностей, находящихся как на территории города, так и в его окрестностях. Это и историко-культурный музей-заповедник Заславль, и Несвижский дворцово-парковый комплекс с разноплановой архитектурой и крупнейшим ландшафтным парком, музеи народной архитектуры и быта «Строчицы» и «Дудутки», музей белорусского народного искусства в «Раубичах».
— Предлагая потенциальному туристу посетить Минск, чем могли бы обосновать непременную выгоду такого посещения?
— Удобное географическое положение Беларуси в центре Европы, а Минска — в самом центре страны, оживленное транспортное сообщение со всеми соседними государствами дает огромное преимущество для развития у нас различных видов туризма. В столице построены бизнес-центры с необходимым оборудованием, сформированы условия для удобного взаимодействия. Современные конгресс-холлы действуют при гостиницах.
Кстати, число коллективных средств размещения в столице в прошлом году составило 75 единиц, из которых 69 — это гостиницы. В настоящий момент в городе созданы все условия как для приема туристов, так и для проведения любых крупных мероприятий. Между прочим, здесь функционирует более двух тысяч объектов общественного питания.
Как я уже отмечал, Минск обладает большими возможностями для развития событийного и культурного туризма. В городе работает 17 театров, 30 музеев, более десятка галерей. Среди музеев наибольшей известностью, конечно же, пользуются Национальный художественный музей и Музей истории Великой Отечественной войны. Гордостью города считаются Национальный академический Большой театр оперы и балета — главная музыкальная и театральная сцена страны, Национальный академический театр имени Янки Купалы — старейший белорусский театр. Своими представлениями гостей города радует Белорусский Государственный цирк. Имеется два аквапарка. Вечерняя жизнь тоже достаточно разнообразна, ведь в столице действует около семидесяти ночных клубов.
— Какие места в белорусской столице, по-вашему, наиболее привлекательны для гостей? Что, в первую очередь, рекомендовали бы им посмотреть, в каких местах города побывать?
— Наиболее посещаемыми экскурсионными объектами Минска традиционно стали историческая застройка центра — Верхний город и Троицкое предместье, архитектурный комплекс в стиле «сталинского ампира» на проспекте Независимости, современная застройка проспекта Победителей, культовая архитектура различных конфессий, Центральный детский парк имени Горького, Парк культуры и отдыха имени Челюскинцев, Национальная библиотека, Музей истории города Минска, одним из филиалов которого является Лошицкий усадебно-парковый комплекс, Ботанический сад, Слепянская водная система, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Национальный музей истории и культуры Беларуси, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Национальный академический театр имени Янки Купалы, Национальный выставочный центр «БелЭкспо», Государственный музей народной архитектуры и быта.
Обязательно нужно упомянуть и тот факт, что в настоящее время разработано более шестидесяти экскурсий на иностранных языках: английском, немецком, польском, французском, турецком, арабском, китайском, испанском, итальянском. Всего в рамках ежегодного «Феста экскурсоводов» предлагается более ста экскурсий по белорусской столице.
Кроме того, Минск имеет достаточно большой потенциал для развития промышленного туризма. Объектами промышленного туризма в столице уже стали предприятия, которые предлагают свои экскурсии. Среди них — кондитерская фабрика «Слодыч», ювелирный завод «Зорка», Минский тракторный завод, Минский завод безалкогольных напитков, пивоваренные компании «Аливария» и «Криница», ЗАО «Атлант».
Любители спорта могут посетить в столице Беларуси объекты физкультурно-спортивного назначения, среди которых: многопрофильный культурно-спортивный комплекс «Минск-арена», культурно-спортивное учреждение «Чижовка-Арена», Центр горнолыжной подготовки «Солнечная долина», Национальный стадион «Динамо», Республиканский центр олимпийской подготовки по игровым видам спорта «Дворец спорта», спортивно-оздоровительный комплекс «Олимпийский». А вообще, каждый турист может найти в Минске место и развлечение, соответствующее его интересам.
— Сколько туристов в лучшие времена посещали Минск в году?
— Количество организованных туристов и экскурсантов, посетивших Минск в 2019 году — рассматриваем время до пандемии — составило чуть более 120 тысяч человек. Удельный вес организованных иностранных туристов составляет порядка 18 процентов в общей структуре иностранных лиц, размещенных в гостиницах. В целом это свидетельствует о доминировании неорганизованного въездного туризма над организованным.
Основной же поток въезжающих организованных туристов — это граждане СНГ. Пятерку стран, жители которых наиболее часто посещали Минск, в том же 2019 году, составляли страны-соседи: Российская Федерация, Украина, Польша, Литва, Латвия. Прослеживается четкая тенденция увеличения числа иностранных туристов, посещающих Минск и Республику Беларусь в целом. Среди стран вне СНГ наибольшее число туристов прибывает из Германии (1,1%), Китая (1,3%), Великобритании (0,5%), США (0,3%) и Израиля (0,2%). Численность организованных туристов из ОАЭ в 2019 году составила 1,2 тысячи человек (0,3% от общего числа туристов).
Стоит отметить, что в 2019 году по безвизовому режиму столицу посетили 151,3 тыс. человек из 70 стран. Больше всего граждан Германии (27,2 тыс. человек), США (12,9 тыс.) и Италии (12,7 тыс.). Общий пассажиропоток национального аэропорта увеличился до 5,1 млн человек в том году, что на 12,5% больше по сравнению с 2018 годом.
Нужно сказать, что численность организованных туристов и экскурсантов, отправленных по маршрутам внутри страны из Минска, в 2019 году составила 156 тысяч человек.
— Наверное сейчас нельзя ориентироваться на эти цифры. Но даже с учетом непростой сегодняшней ситуации, которая напрямую затрагивает туристическую сферу, вы рассчитываете на увеличение притока туристов в столицу? Есть ли для этого основания?
— В сложившихся условиях, вызванных пандемией, главным является акцент на работе по развитию внутреннего туризма.
В 2020 году разработан План первоочередных мер по развитию внутреннего туризма в Минске. Эффективное воплощение основных позиций этого плана направлено на объединение усилий всех заинтересованных структурных подразделений и учреждений Мингорисполкома, общественных организаций и объединений. Также ведется работа по подготовке новых презентационных материалов с использованием виртуальных технологий. Концепция презентации сформирована с учетом мировых тенденций.
Кроме этого, утверждена инновационная стратегия формирования собственного стиля Минска и его узнаваемого международного облика для популяризации столицы среди иностранных туристов до 2035 года. В рамках этой стратегии и будет разрабатываться туристический бренд Минска.
В результате анализа туристической индустрии белорусской столицы, сформулирована методология подходов на основе Национальной стратегии развития туризма в Республике Беларусь до 2035 года, а также Генерального плана Минска и его городов-спутников, обозначены стратегические цели развития туризма в столице.
Сегодня узнаваемый облик Минска включает целый комплекс образов города, создаваемых на основе ключевых достопримечательностей. Например, таких как Минск — Город-герой. Столица Республики Беларусь награждена званием «Город-герой» за мужество и героизм в борьбе против фашизма в годы Великой Отечественной войны. Узнаваемый образ Минска как «Города-героя» перспективен для продвижения на наиболее емкие туристические рынки — России и Китая.
Минск — ворота в Восточную Европу — основной образ для формирования облика города как центра международного транзитного туризма. Центральным объектом здесь являются дома-башни, образующие визуальный символ ворот столицы Беларуси на Привокзальной площади. Тиражирование этого образа перспективно в рамках брендинговой кампании на туристическом рынке стран вне СНГ.
Минск — библиотека впечатлений. Образ столицы Республики Беларусь как библиотеки впечатлений одновременно отражает разнообразие позитивных эмоций и культурно-познавательную ценность посещения города. Главным визуальным символом образа является Национальная библиотека, с использованием которого перспективно создание туристического бренда Минска, ориентированного на посетителей из стран СНГ. Привлекательный для иностранных туристов облик белорусской столицы формируется позитивными впечатлениями, полученными в результате ее посещения.
Минск — красивый и гостеприимный город. Этот образ реализуется через жителей столицы и эстетику бытового уклада локальных мест города. Общий позитивный фон, формируемый поведением жителей и их отношением к гостям, в сочетании с аккуратностью дворов, чистотой улиц и креативными арт-объектами являются основными атрибутами этого образа, тиражирование которого является главной основой формирования привлекательного для иностранных туристов облика Минска.
Минск — «умный», высокотехнологичный, экологичный город, ориентированный в будущее. Образ белорусской столицы с неотъемлемыми атрибутами будущего, обеспечивающими комфорт, удобство, мобильность, безопасность формируется на локальном уровне туристических зон и проявляется в уровне доступности сервисов и приспособленности инфраструктуры к запросам посетителей. Физическими носителями образа Минска как города будущего, занимающими центральное место брендинговой кампании, являются электрические средства общественного транспорта.
Минск — «зеленый город-парк». Белорусская столица отличается богатством парковых зон и высоким уровнем поддержания их благоустройства. Образ Минска как города-парка формируется путем оптимизации транспортно-логистической системы города и оборудования сети пешеходно-велосипедных дорожек, которые в совокупности обеспечивают легкий доступ и привлекательность зеленых зон для посетителей столицы. Образ города-парка призван стать частью привлекательного облика Минска как европейской столицы с лучшими для жизни природно-экологическими условиями.
— Привлечь туристов сегодня нельзя без соответствующей инфраструктуры — транспортной, гостиничной... Достаточная ли она для отдыха, для проживания, для экскурсий в Минске?
— В 2020 году в Минске действовало 75 коллективных средств размещения, которые включали 46 гостиниц, гостиничных комплексов, 16 аналогичных средств размещения — хостелы, общежития и комнаты для приезжих, гостевые дома, гостиничные номера, 6 оздоровительных организаций и иных специализированных средств размещения. Гостиничное хозяйство города включает гостиницы и аналогичные средства размещения, 4 из которых имеют категорию пяти звезд, 4 — четырех, 13 — трех, 5 — двух звезд и 43 — без категории. Единовременная вместимость гостиниц и аналогичных средств размещения составляет 11,8 тысяч мест в 6320 номерах, из них 10,8 тысяч мест в гостиницах и гостиничных комплексах.
— Возможно, что-то из новинок в нынешнем сезоне и в будущем может предложить гостям столица Беларуси, исходя из ее экскурсионно-туристического потенциала?
— Объекты и субъекты туристической индустрии белорусской столицы ежегодно предлагают туристу новые программы, экскурсионные направления, авторские экскурсии. Всю информацию о столичном туристическом потенциале можно получить на официальном информационно-туристическом портале Минска (mіnsktourіsm.by). В 2020 году проделана работа по обновлению портала. Для решения этой задачи был проведен конкурентный бизнес-анализ сайтов наиболее популярных городов, скорректирована его концепция и контент-стратегия. Полагаю, что туристы всегда откроют для себя что-то новое и интересное, побывав в столице Беларуси. Здесь им всегда будут рады.
Александр ПИМЕНОВ
Расказаў першы намеснік старшыні Дзяржаўнага камітэта па навуцы і тэхналогіях Рэспублікі Беларусь Дзяніс Каржыцкі.
Як вакцыны выратоўваюць жыцці і чаго можа каштаваць іх ігнараванне?
Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.
Васілеўскія такія: на Зямлі і ў космасе ліхія!