Вы тут

Воздушные преграды


Безопасность полета на самолете во многом зависит от погоды. Метеорологические явления оказывают существенное влияние на все этапы движения воздушного судна. Поэтому обеспечение безопасности полетов — важнейшая задача для всех работников авиации, в том числе и авиационных синоптиков. Важно не только заранее предсказать время, место, вид явления и его интенсивность, но и вовремя довести эту информацию до экипажей воздушных судов.


Самые ответственные моменты полета — этапы взлета и посадки. В это время пилоту необходимо иметь хороший визуальный контакт с ориентирами взлетно-посадочной полосы, поскольку самолет имеет наименьший запас высоты для маневрирования в пространстве и наиболее уязвим. Именно поэтому большое значение в авиационном прогнозе погоды имеет точный прогноз видимости и явлений, ее ухудшающих. К таким явлениям относятся туманы, дымки, мгла, пыльные и песчаные бури, а также метели и осадки.

Самолет в тумане

Туман — это скопление капель воды или кристаллов льда, взвешенных в воздухе вблизи поверхности земли, при котором горизонтальная видимость ухудшается до значений менее 1 км. Если же дальность видимости превышает этот показатель, то такое явление называется дымкой.

Для образования тумана необходимо, чтобы температура влажного воздуха понизилась до температуры точки росы и произошла конденсация водяного пара. В зависимости от того, при каких условиях проходит процесс охлаждения воздуха, выделяют разные виды туманов. Например, радиационные туманы формируются в ночное время при ветре 1-3 м/с и ясной или малооблачной погоде вследствие радиационного выхолаживания земной поверхности и прилегающих к ней слоев воздуха. Их толщина колеблется от нескольких метров до нескольких сотен метров. Поскольку самая низкая температура наблюдается у земли, то и плотность таких туманов здесь больше, чем на высоте, а значит, и видимость хуже. С восходом солнца и усилением ветра они либо рассеиваются, либо переходят в тонкий слой низких облаков.

Адвективные туманы формируются при движении теплой влажной ­воздушной массы над холодной поверхностью. В отличие от радиационных, такие туманы могут наблюдаться при ветре 5-10 м/с и более, могут возникать в любое время суток, а их плотность с высотой растет. Они покрывают большие пространства и могут сохраняться в течение нескольких суток.
Мгла — помутнение воздуха при влажности менее 50 % за счет взвешенных частиц пыли, гари и дыма. Такое явление имеет вид желтоватой или сероватой пелены и наблюдается в степях, пустынях, после пыльных бурь, а также после лесных пожаров или метелей.

Пыльные и песчаные бури возникают при переносе ветром большого количества пыли, частиц почвы или песчинок. Для нашей страны эти явления не характерны, чаще они беспокоят авиацию в степных и пустынных местностях. Однако локальные пыльные и песчаные вихри могут образовываться даже и над нашими территориями при наличии условий и достаточно запыленной подстилающей поверхности.

Летаем в дождь

Атмосферные осадки — это капли воды или кристаллы, которые выпадают из облаков. Они также могут существенно влиять на горизонтальную видимость. К осадкам относят дождь, снег и морось, а также мокрый снег, ледяную и снежную крупу, снежные зерна, град и другие.

Обложные осадки выпадают в виде капель среднего размера и снежинок из слоисто-дождевых и высокослоистых облаков, ливневые — из кучево-дождевой облачности в виде крупных капель, хлопьев снега или же града, а моросящие — это капли очень маленького диаметра, выпадающие из слоистых облаков. В авиационной метеорологии осадки считаются слабыми, если видимость составляет более 2 км, умеренными — при видимости от 1 до 2 км и сильными — при ухудшении видимости до значений менее 1 км. Поскольку капли воды меньше рассеивают свет, то дождь и морось чаще бывают слабыми. А вот твердые осадки нередко приводят к ухудшению видимости на расстоянии менее 1 км.

Снежная заслона

В холодный период года горизонтальная видимость на аэродромах ухудшается за счет метелей. Метель — это перенос ветром снега над поверхностью земли. Ее интенсивность зависит от состояния снежного покрова и скорости ветра. 

Существенное влияние на видимость могут оказывать низовая и общая метель. Низовая — это перенос уже выпавшего на землю снега. Она возникает, когда при сильном ветре снег поднимается на высоту от двух до нескольких десятков метров. При общей метели наблюдается одновременно выпадение снега из облаков и перенос его ветром вдоль земной поверхности. Начинается такая метель при ветре 7 м/с и более, а по высоте распространяется до нижней границы облаков. Из-за этого часто невозможно определить их форму и вид и сложно установить, выпадает ли снег из них или переносится тот, который выпал на земную поверхность.

Как измерить видимость

На аэродромах вдоль каждой взлетно-посадочной полосы установлены приборы, которые производят измерения в трех точках: в ее начале, где самолет касается поверхности при посадке; на середине и в конце, где происходит отрыв воздушного судна от земли при взлете. Информация о видимости в этих точках на каждой ВПП доводится до сведения органов управления воздушным движением в районе аэродрома, а также до экипажей воздушных судов, готовящихся к вылету, находящихся в воздухе и принимающих решение на посадку, посредством радиосвязи или консультаций.

Для своевременного обеспечения воздушных судов последними данными об условиях погоды проводятся наблюдения за параметрами атмосферы на аэродроме и выпускаются прогнозы погоды, предупреждения по аэродрому и по маршрутам полетов, основанные на анализе фактических данных и продукции численных моделей с высоким пространственным разрешением. Это позволяет экипажам самолетов получить полное представление о погодных условиях и опасных явлениях, что в комплексе с грамотностью и опытом пилотов является залогом безопасности полетов.

Ирина КОСТЮЧЕНКО, ведущий инженер-синоптик отдела организационной и методической работы службы авиационно-метеорологического обеспечения Белгидромета

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Больш за 100 прадпрыемстваў прапанавалі вакансіі ў сталіцы

Больш за 100 прадпрыемстваў прапанавалі вакансіі ў сталіцы

А разам з імі навучанне, сацпакет і нават жыллё.

Эканоміка

Торф, сапрапель і мінеральная вада: якія перспектывы выкарыстання прыродных багаццяў нашай краіны?

Торф, сапрапель і мінеральная вада: якія перспектывы выкарыстання прыродных багаццяў нашай краіны?

Беларусь — адзін з сусветных лідараў у галіне здабычы і глыбокай перапрацоўкі торфу.

Грамадства

Адкрылася турыстычная выстава-кірмаш «Адпачынак-2024»

Адкрылася турыстычная выстава-кірмаш «Адпачынак-2024»

«Мы зацікаўлены, каб да нас прыязджалі».