Вы тут

Чем удивляли гостей на Масленице в Музее народной архитектуры и быта?


По традиции в марте в Беларуси широко отпраздновали Масленицу. Это были дни веселья, особенно в выходные дни, с блинами и сжиганием чучела зимы — «Марены», прославляющие пришедшую, озаренную ярким солнцем весну. В атмосферу веселья и озорства окунулись и мы, побывав в Музее народной архитектуры и быта, что в 4-х км от Минска при агрогородке Озерцо.


В Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта в день празднования Масленицы веселье било через край

Сегодня масленичные традиции не так сильны, как ранее, но все же этот праздник по-прежнему и в Беларуси яркий и шумный, свидетельствующий о том, как любят его в народе. Празднование Масленицы словно призывает проснуться после зимней спячки и подготовиться к новой весне, а значит к новой жизни. Повсеместно, в крупных городах и местечках Беларуси, где только можно было устроить народные гулянья, связанные с Масленицей, они, как говорят, и ладятся для того, чтобы проводить зиму и воздать почести весне. К примеру, в Минске главной площадкой народных гуляний стала зона у Дворца спорта. Там уже с 15 марта развернулась ярмарка. Фудкорт, интересные развлечения для детей и взрослых, народные игры, чего там только не было... Студенты вузов, колледжей, школьники, работники музеев, библиотек, центров культуры и представители других организаций на протяжении масленичной недели, которая началась 11 марта и закончилась 17-го, находили время для праздника с блинами. 

Разумеется, и во многих семьях по традиции пеклись блины. Мы не знаем ни одного человека из наших знакомых, который не любит их. В нашем окружении блины едят дети, внуки, крестники, племянники и, конечно, друзья. Один из них до сих пор вспоминает, как однажды на Масленицу мы напекли целую гору «танцующих», солнечных блинов. Это наше определение блинов, которые удались. Берешь такой рыхлый оранжевый круг в руку, обязательно промасленный, отрываешь кусочек, а он — танцует. Потому как мягкий и упругий одновременно, толщиной с полсантиметра. Вот такую мы печем альтернативу блинам тонким, кружевным, так называемым налистникам. И это наша семейная Масленица. 

Весело в нынешнем году проводили праздник, как узнали мы из новостей белорусского телевидения ОНТ, и на Востоке нашего континента — в посольстве Беларуси в Китае, куда пришли студенты, обучающиеся в Поднебесной, коммерческие представители и весь состав дипмиссии. Хоровод, веселые игры и перетягивание каната, горячие блины, обряд сжигания чучела Зимы — все было как на родине. Более того, мы знаем, эту информацию можно почерпнуть в Интернете, что Масленицу также отмечают в разных странах перед началом предпасхального поста. И также с размахом. 

Немного о личном

В Беларуси блины едят с маслом и сметаной, с вареньем и медом. И, конечно, с мачанкой. Рецепты мачанки самые разные. Она может быть и с мясом, и с грибами, и с колбасой. Берешь блин, сворачиваешь его трубочкой и макаешь в густой соус. Только в Беларуси я попробовала блины с мачанкой. С грибной, постной, и еще на мясном бульоне с кусочками деревенской, «пальцем пиханой» колбасы и свинины. Но вкуснее после маминых блинов в детстве, я нигде долго не ела. А потом протестировала их в семье наших друзей Бусько из деревни Жеребковичи, что в Ляховичском районе на Брестчине. За годы общения эти люди для нас стали большими друзьями. Регина теперь живет одна, Виталий Бусько, бывший председатель СПК «Жеребковичи» из жизни ушел. Светлая ему память, как и нашим родителям. Так вот, ее блины просто чудо! А замешивает их Регина на кефире. Только надо, чтобы кефир в доме постоял и был не холодным. А муку она тщательно просеивает. Блины получаются нежнейшие: ароматные, вкус сбалансированный. Ешь их и, кажется, не можешь насытиться: такие они вкусные. Когда лежат на тарелке горкой, то их волнистые края смотрятся эстетично и радуют глаз. В свое время на подворье труженицы Регины была и своя корова. Масло сливочное она взбивала сама, да и творог, еще сметану, изысканные сыры делала. А какое молоко было сладкое, жирное! Всеми этими дарами, достающимися в деревне большим и кропотливым трудом, не раз угощались и мы.. Регина — хозяйка радушная, щедрая. Когда за столом иной раз собираемся вместе, то блины как часть угощения и на Масленицу — в центре стола, и в другие дни.

И мы там были, блинами угощались

Масленице, как и солнцу, всюду рады. Вот мы упомянули о том, что в Китае тоже Масленицу праздновали. А в Музее народной архитектуры и быта видели одну группу молодых людей из Китая, с аппетитом уплетавших ароматные блины за столиками у корчмы. Слышали еще и английскую речь отдельных гостей, которых сопровождали переводчики. Они с восторгом смотрели на двух скоморохов на ходулях, которые перемещались по территории музея с большой скоростью. Казалось: вот только парочка великанов была у сцены, где фольклорные коллективы пели здравицу Масленице, а смотришь: уже в другом месте. Даже у чучела Зимы — Марены, которое возвышалось на открытом пространстве в ожидании своего часа.

Что касается музея, то он был основан возле деревни Строчицы в 1976 году. Там под открытым небом представлены яркие образцы народного деревянного зодчества из разных регионов Беларуси. Все архитектурные памятники, имеющиеся в музее — это аутентичные старинные деревянные строения, которые были разобраны, перевезены из разных уголков Беларуси, собраны на территории музея и тщательно отреставрированы. Среди архитектурных памятников, представленных в музее, имеется несколько церквей (униатская, православная, католическая), множество крестьянских хат, даже есть городские, местечковые дома и несколько мельниц. Представлены также школа, часовня, колокольня, хутор, баня, корчма и множество хозяйственных и производственных построек различного профиля и назначения. Церкви, представленные в музее, были возведены в XVIII веке. Остальные архитектурные памятники первоначально построены в XIX веке, при этом единичные строения относятся к началу XX века. Всего в экспозиции музея имеется более 25 памятников белорусского народного деревянного зодчества XVIII — начала XX века. При том в строениях очень добротно и качественно восстановлены традиционные интерьеры. Они включают в себя полные наборы соответствующей мебели, а также старинных бытовых предметов, инструментов, хозяйственного инвентаря. Более подробно о Музее можно почитать по ссылке.

Вот в такой аутентичной атмосфере и проходят уже не первый год народные праздники. На этот раз праздник «Масленица». Вместе со спонсорами, партнерами, дирекцией музея организовал его Белорусский славянский комитет.

В субботний день 17 марта побывало там более 1500 человек. Масленичные игры и развлечения для детей и взрослых, мастер классы для них, катание на конях, танцы, хороводы, традиционные обряды, кукольный театр «Батлейка», выступление фольклорных коллективов из Минской и Гродненской области, реконструкции обрядов «Наведванне маладухи», а также «Пахаванне дзеда» и многое другое — все это нас радовало. Что интересно, обряд «Пахаванне дзеда», внесенный в список элементов нематериального историко-культурного наследия Беларуси, проводится по традиции в первый день Масленицы в Городокском районе Витебской области. На территории музея свои работы выставили ремесленники, народные мастера. Их продукция пользовалась большим спросом у посетителей, которые покупали, кто чего желал: изделия из дерева, соломки и глины, ароматные свечи, экологичное мыло, текстильные и деревянные игрушки, украшения... Еще и многое другое, к чему лежит душа.

На территории музея свои работы выставили ремесленники, народные мастера. Их продукция пользовалась большим спросом у посетителей, которые покупали, кто чего желал: изделия из дерева, соломки и глины, ароматные свечи, экологичное мыло, текстильные и деревянные игрушки, украшения...

Одним из самых ярких моментов праздника было залезание ловких парней и мальчишек на Масленичный столб. На вершине 7-метрового столба — мешочки, в них записки, в которых информируется, что за приз получит удалец. Среди призов были банки солёных огурцов, мешки свеклы, картошки, кольца колбасы, «пальцем пиханой», окорока. Обладателем главного приза, а это был живой гусь, стал первый заместитель председателя Белорусского славянского комитета Денис Правин. В этот день он проводил для участников праздника так называемые Молодецкие забавы. Как мы узнали, Денис отдал гуся своему товарищу в хозяйство, взяв с него слово, что тот будет ухаживать за птицей и не пустит ее в расход. Кстати, желающих приобрести гуся было много. Один из них по имени Елисей, с которым мы познакомились, выпускник школы Олимпийского резерва, хоккеист. После того, как один раз на столбе побывал, хотел еще раз эту высоту одолеть. Причем для того, чтобы живого гуся достать и деду его отвезти. Об этом мы услышали, когда Елисей озвучил свою идею красавице-невесте Маргарите. Лазили на столб и подростки, некоторым удавалось достать вожделенные призы. А родители тем временем подбадривали своих чад, и переживали, чтобы те, раздетые до шорт, не простудились. 

Кульминация и одновременно финал Масленицы, как тому и быть должно, сжигание чучела Зимы — Марены. У тех, кто создавал эту огромную куклу, а это были специалисты из Музея народной архитектуры и быта, похоже, было доброе отношение к Зиме. А ведь она в нынешнем сезоне оказалась действительно теплой. Марена у творцов получилась какая-то позитивная и душевная. Много души, видимо, в нее вложили. Даже поджигать эту красавицу было жалко. Но традиция есть традиции. Тем более, если воспринимать сжигание чучела Зимы как момент очищения от всего, что не позволяет нам двигаться вперед. Ведь как ни любили бы мы прошлогодний снег, приходится с ним расставаться. И таким образом расчищать место для новых эмоций, впечатлений, для нового жизненного опыта. К тому же, мы знаем: чтобы что-то выросло из зерна, оно должно преобразиться. Значит, умереть.

Оглянемся в далекое прошлое

Масленица — древнейший обряд — возник еще в дохристианские времена, в период, когда наши предки поклонялись языческим богам. Этот праздник многоликий, в нем со временем соединились языческие и христианские традиции белорусов. С одной стороны, это пробуждение природы к новому циклу жизни, с другой — последний день перед Великим постом. Наши предки устраивали Масленицу, прославляя бога солнца — Ярилу. По другой версии — Велеса, который покровительствовал домашним животным, среди которых и коровы. А от них и до масла рукой подать. А в ведической культуре, как известно, коровы, быки — животные священные.

В Музее народной архитектуры и быта под открытым небом представлены яркие образцы народного деревянного зодчества из разных регионов Беларуси

Церковная традиция наложилась на более древнюю и практически ничего не поменяла в этом языческом празднике, но сжигание чучела Зимы к христианской традиции не имеет никакого отношения. После принятия христианства праздник был освящен и наполнен новыми идеями. Масленичная неделя стала важным этапом подготовки к Великому посту. В христианской традиции важен духовный аспект: верующие за эту неделю должны приблизиться к прощению всех обид, покаянию, примирению с ближними. В этот период они вспоминают усопших и молятся за упокоение их душ. А сам акт прощения вершился в воскресенье: в последний день Масленичной недели просили прощения у всех родных и близких. Поэтому и назвали его Прощеным воскресеньем. И Зиму в воскресенье провожали и встречали Весну. Кульминацией праздника в народе было и до сегодняшних дней, как мы уже говорили, сожжение чучела Зимы-Марены, что олицетворяло собой все недоброе, что было в жизни людей и в них самих. Воскресенье проходило очень шумно, с веселыми забавами, играми, хороводами, с обильными кушаньями. 

Конкретной даты празднования Масленицы в Беларуси теперь нет. Чтобы ее сроки вычислить, нужно отнять от даты Пасхи восемь недель: это 48 дней Великого поста и неделю непосредственно Масленицы. По таким расчетам в нынешнем году Масленичная неделя начиналась 11 марта, а кульминаций стал воскресный день 17-го.

В некоторых регионах Беларуси этот праздник называют по-другому — Сырница, Масленка. В Церковном календаре его называют «Сырной седмицей». 

Мясо на праздничной неделе, у которой еще есть и другое название — Мясопустная, есть запрещалось. Разрешалась рыба и молочные продукты. А вот у блинов — символа Солнца — был особый статус. Их начинали печь уже с понедельника. Ели наши предки блины с топленым маслом, сметаной, медом, вареньем, творогом. И с икрой красной, и даже черной. Чтобы не только насытиться, но и порадоваться.

В корчме можно было отведать ароматных блинов и выпить чая, настоянного на травах

Откуда пошло название праздника — Масленица? Ответ ищем в деревнях. У сельских жителей, кто держал скот в хозяйстве, к началу весны коровы успевали отелиться — молоко и молочные продукты становились на столе главными. Отсюда, как считают исследователи, и пошло название — Масленица. 

Каждый день Масленицы, как о том повествуют на сайте: «Все об отдыхе и туризме в Беларуси», уникален и наполнен сакральным смыслом. Например, понедельник, его еще называли «Встреча», считался символическим началом Масленицы. Именно тогда делали чучело, которое олицетворяло морозную Зиму. Вторник носил название «Заигрыш»: с этого дня можно было начинать ходить в гости. Среда — «Лакомка» —призывала печь еще больше блинов и приглашать еще больше гостей. В среду же принято было посещать тещу, отсюда и пошло знаменитое — «к теще на блины». В той части страны, где праздновать начинали с четверга, «тещиным» днем была пятница. В четверг, который называли «широким» или «толстым», угождали своим домашних животным. Для них даже специально пекли блины! Кроме этого в четверг объезжали молодых жеребцов, этот день считался наиболее благоприятным для такого занятия.

В некоторых регионах Беларуси четверг был днем бабушек-повитух. Дети, которые с их помощью появились на свет, приходили к ним в гости с угощением, а потом катали на санках по деревне. Конечно, если снег еще не растаял.

Пятница — или «тещины вечера» — была временем, когда молодая семья посещала родных невесты. Если зять не приезжал в этот день к теще, не уважил ее — это была большая обида, которая могла стать причиной раздора двух семей. В субботу наступали «золовкины вечерки». Все ходили друг к другу в гости, катались на лошадях, на санках, на качелях.

Одним из самых ярких моментов праздника было залезание ловких парней и мальчишек на Масленичный столб. На 7-метровом столбе Елисей, выпускник школы Олимпийского резерва, хоккеист

Обладателем главного приза, а это был живой гусь, стал первый заместитель председателя Белорусского славянского комитета Денис Правин

На Масленицу существовало большое количество самых разных обрядов. Наши предки считали, что работать днем на Масленичной неделе можно, но вот вечера — только для развлечений. 

Одним из самых интересных Масленичных обычаев, которые существовали на нашей земле, было «таскание колодок». Этому испытанию подвергались молодые парни, которые долго не женились. Им на ногу привязывался кусок бревна, колоду — с ним они должны были ходить по деревне. В некоторых регионах этот кусок бревна таскали женщины и привязывали его первому встречному неженатому парню. Тот, кто не хотел «таскать колодки», должен был откупиться деньгами или угощением. В других районах парни, которых заставили примерить «колодки», должны были заходить в те хаты, где жили незамужние девушки и требовать угощение. Если парень с «колодкой» не останавливался возле дома такой девушки, это считалось неуважением по отношению к ней.

Любили на Масленицу и веселые игры с переодеванием. Сельчане одевали маскарадные костюмы и заявлялись в чей-нибудь дом. Если хозяева медлили с угощением, то начиналось шутовское разорение дома — разбрасывались вещи, переставлялись предметы. Каждого встреченного на улице человека такая компания валила в сугроб и натирала снегом щеки и нос. Короче, веселились!

Нынешней весной снега уже нигде в Беларуси не было: плюсовая температура его растопила уже в начале марта. А щеки у посетителей все же были покрасневшими, но уже от горячего травяного чая — под блины.

Вместо послесловия 

Возможно, в те далекие первомасленичные времена предки наши, бывшие детьми, как и мы в детстве, тоже любили выходить на улицу и делиться блинами с друзьями — если, конечно, родители им это позволяли. Они, что вполне допустимо, смотрели через дырочку, прокусанную в блине посредине, на солнце, а потом понемногу отщипывали кусочки — и бросали птицам. Бывало, и кошкам немного доставалось, а то и собакам. Они наверняка от старших слышали, что первый блин отдать надо птицам: ведь они посредники между Небом и Землей. И к предкам, ушедшим, ка кверили, на Небеса, поближе. Вот такая она, славянская традиция.

Чучело Зимы — Марена — в ожидании сожжения

Валентина ЖДАНОВИЧ

Фото Ивана ЖДАНОВИЧА 

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Захаваць. Нельга знесці

Захаваць. Нельга знесці

Знакі прыпынку нарэшце расстаўлены.

Калейдаскоп

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

Усходні гараскоп на наступны тыдзень

Стральцам на гэтым тыдні не трэба пераацэньваць сваіх магчымасцяў.