В Минске прошел международный фестиваль «Балетное лето». Прославленная сцена Большого театра Беларуси на протяжении семи вечеров была отдана во власть Танца.
Международный культурный проект «Балетное лето в Большом» в нынешнем году как нельзя лучше отразил высокий уровень хореографического искусства в Большом театре, главном театре страны. А если выразиться более точно, то он показал нам, насколько высока в нем динамика поступательного движения в организации и наполнении этого проекта качественным репертуаром. Да, мы знаем, что фестиваль «Балетное лето» востребован публикой, любим ею и ожидаем каждое лето вот уже с десяток лет подряд. Но на сей раз Большой превзошел самое себя, действуя по принципу: от лучшего — только к лучшему. Отчасти это произошло, конечно, в связи с юбилейной датой. Десять лет — это уже солидно. А юбилеи принято отмечать по-особому. С размахом! В Большом это всякий раз эффектно и содержательно. А креативный ход: посвящение фестиваля выдающимся хореографам — Мариусу Петипа, Леониду Якобсону, Борису Эйфману и Валентину Елизарьеву — удивил и порадовал. Этот творческий проект осуществили в честь этих четырех легендарных имен, четырех крупных личностей, без которых немыслим мировой балет. И спектакли, ими поставленные, восхищали всех, кому в эти вечера посчастливилось побывать в Большом театре и ощутить себя частицей волшебного мира танцевального искусства.
Замечу, случайной публики здесь не было. А если кто и забрел в Большой впервые, то, смею предположить, что этот человек непременно «заболеет» балетом. Ведь в мире балета танцуют душой. Но этот танец ты способен почувствовать, если и твоя душа открыта. Открытые двери души, образно говоря, своеобразный пропуск в мир хореографии. Да, безусловно, мы любуемся красотой тел артистов, совершенством движений, отточенных до невероятных нюансов, а также высочайшей техникой исполнителей.. Но без артистизма, без внутренней жизни их героев, высокая техника хоть и восхитит нас, но вряд ли заставит завибрировать ту субстанцию, которую мы и называем своей душей. Об этом знали и знают Мастера, которые создавали и продолжают создавать балетные шедевры. Каждый из вышеназванных великих хореографов, работая над спектаклями, и делали ставку, как выразился, к примеру, Борис Эйфман, на театр, «в котором танцоры выражают жизнь души через пластику тела». Такой театр сам Эйфман создавал десятилетиями.
«Моя цель — театр открытых эмоциональных переживаний, — говорил он. — Создавая свою мистерию, в которой живут и действуют по моим законам герои, ты творишь свой мир с его катастрофами. Это моя собственная кардиограмма, ритм моего пульса: его взрывы, потрясения, кульминации, взлеты и падения».
Спектакли Бориса Эйфмана — это неистовая пластика и экспрессия, микст эмоций, энергия, которая обрушиваются в зал со сцены настолько сильно, что захватываешься происходящим по ту сторону рампы весь, целиком, и, кажется, еще не много, и ты окажешься там, рядом с артистами.
Как известно, Эйфман очень строго подбирает артистов в свою труппу, пытаясь создать необходимый эффект особого контакта со зрителем. И дело касается не только внешних данных исполнителей, хотя, бесспорно, его танцоры — это определенный тип артистов: всегда высокие, худощавые, с пропорциональными фигурами. Истинные поклонники хореографического искусства знают: это танцовщики, которым свойственна отточенная техника и дар перевоплощения, дар артистизма. Они умеют настолько передавать внутренний мир своих героев, что не понять, что те чувствуют, чего хотят, почему страдают или радуются, просто невозможно. Балетные критики в один голос об этом нговорят, как и отмечают сильнейший кордебалет труппы.
Всю эту красоту мы увидели в балетах Бориса Эйфмана «Мусагет» и «Мой Иерусалим». Как раз ими и открывался балетный форум. В спектакле танцевали воспитанники Академии танца прославленного хореографа. А они, как выразился, Константин Матвеев, худрук Академии танца — артисты универсальные, умеющие танцевать как классическую хореографию, так и современную. К слову, в труппе Большого театра Беларуси работают выпускники Академии танца Бориса Эйфмана: Андрей Бариев, Дмитрий Уксусников, Анастасия Ярещенко, Мария Таранко. А ведущий солист Константин Белохвостик в свое время проходил стажировку в Театре балета Бориса Эйфмана.
Первая постановка «Мусагет» — это посвящение культовому балетмейстеру ХХ века Джорджу Баланчину, спектакль в его честь.
«...Это мое восхищение им, дань признания балетной России тому, кто так гениально развил и усовершенствовал традиции русского балетного театра и сделал действительно возможной эволюцию танца от ХIX к XXI веку, — говорит Эйфман. — „Мусагет“ — не биографический балет, но в нем есть личность хореографа, жизнь которого прошла в балетном зале, где все подчинено творчеству, а творчество вдохновлено его судьбой. Я погрузился в мир баланчинских балетов, был потрясен личностью самого Баланчина и уже не мог освободиться от этого очарования.
Музыка Баха стала музыкальной основой балета „Мусагет“. Эмоции, скованные идеальной формой, полифоническое мышление, связь небесного и земного — это то, что сближает творчество Баха и Баланчина».
Второй спектакль — хореографическая притча «Мой Иерусалим». Эта постановка родилась у Бориса Эйфмана после посещения Иерусалима. Он был настолько впечатлен этим священным на земле местом, что не смог не воплотить в танце идею общечеловеческой Любви, отраженной в основных религиях мира. Вот как об этом сказал сам Мастер: «Каждый, кто хоть однажды побывал в Иерусалиме, был охвачен восторженным чувством прикосновения к священному месту на земле. Незабываемы и мои первые впечатления: мой первый подход к Стене Плача, мое прикосновение ко Гробу Господню, робкое вхождение в мечеть Омара... Этот же путь проходят и герои моего балета, погружаясь в духовную мудрость трех великих религий и открывая для себя одно небо и одно солнце, один мир и одну Любовь Божью...!»
Мы увидели оптимистичный и жизнеутверждающий балет, в котором звучит музыка из произведений Вольфганга Амадея Моцарта, Сергея Рахманинова, Филиппа Гласса, мотивы христианской, мусульманской еврейской музыки, а также религиозные песнопения, которым не мешали техно-композиции. Идея межконфессионального и культурного единения народов читается не только в музыке, но и в сценографии. И в том, как взаимодействуют между собой танцоры. Огромная декорация символизирует ковчег, где найдется место каждому в него стремящемуся. И всех туда попавших охватывает безусловная любовь. А еще, как выразился мой коллега, ковчег напоминает огромный маятник Жизни, символизирующий время. А может это тот особый мир, рай, куда люди испокон веков подсознательно стремятся, место, где царит безусловная любовь. Любовью спасемся — такова, и, на мой взгляд, квинтэссенция спектакля.
Перед открытием фестиваля к журналистам выходили художественный руководитель Академии танца Бориса Эйфмана, заслуженный артист России Константин Матвеев, солист Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана Филипп Аржанов, танцевавший партию Баланчина, а также Софья Курская и Саид Ахмедов, воспитанники Академии танца. Они поделились своими позитивными впечатлениями от Беларуси, Минска, Большого театра, его сцены, белоруской кухни, погоды и от людей, с которыми общались. Говорили и о том, что работа в балетах Эйфмана — это полная отдача себя, что невероятно сложно, но в то же время прекрасно.
Также мы послушали и Екатерину Дулову, генерального директора Большого во время ставшего уже традиционным пресс-подходом перед премьерами и другими проектами театра. Она сообщила о том, что идея фестиваля возникла в беседе с Борисом Эйфманом во время проведения культурного форума в Санкт-Петербурге. «Речь шла о том, что он готовит программу государственного экзамена с несколькими спектаклями, причем как для своей академии, так и для Московской академии хореографии. Меня очень заинтересовало, что этот подход авторской хореографии, оказывается, работает и в условиях образовательного процесса, что для нас кажется достаточно проблематичным, потому что это все-таки ребята, которые еще учатся...» Полтора года назад Екатерина Николаевна побывала в академии. Борис Эйфман любезно устроил ей огромную экскурсию с посещением и классов, и самого здания в центре Петербурга. На нее это произвело большое впечатление. Вот как она об этом сказала: «Ты понимаешь, что выстроена вертикаль настоящего авторского творческого проекта, это процесс, который выливается в такие яркие достижения. Поэтому сегодня молодежь будет показывать авторскую хореографию Бориса Эйфмана. Показать Баланчина сквозь призму восприятия Эйфмана ребятами, которые живут уже в XXI веке, — по-моему, это великолепный взгляд на то, как должно развиваться искусство».
Еще по словам Екатерины Дуловой, искусство ценно в каждый миг, когда существует. «Но тот факт, что это осваивает молодежь — ребята, которые еще мало знают о мире искусства, им еще предстоит открывать его для себя, — мне кажется великолепным. Поэтому мы ничего не боимся, в том числе никаких разговоров о том, что фестиваль абсолютно профессиональный и должны участвовать большие мастера. Так и будет, и он выстроен именно по кульминации — на закрытии будут звезды балета. А сегодня для меня происходит интереснейшее явление. И для нас это тоже некоторый опыт, в том числе и для хореографического колледжа, где могли бы приниматься эти формы, могло бы быть движение по очень тесному взаимодействию с Большим театром».
Санкт-Петербургский государственный академический театр балета им. Леонида Якобсона, встречей с которым мы наслаждались в последующие два дня, не первый год участвует в «Балетном лете». По словам художественного руководителя директора театра, заслуженного артиста России Андриана Гуриевича, они на сей раз привезли в Минск спектакли абсолютно фестивальные. «Это наш петерургский эксклюзив: премьера нового балета Вячеслава Самодурова «598 тактов», который был поставлен за несколько месяцев до приезда в Минск, его же одноактная хореографическая композиция «Озорные частушки», тоже недавняя премьера, и цикл миниатюр Леонида Якобсона «Роден». Как рассказал Андриан Гуриевич, Якобсон много лет назад ставил «Озорные частушки». И этим спектаклем, почитая память ультра современного хореографа прошлого века, театр как бы протянул ниточку из прошлого, к сегодняшнему современному хореографу Вячеславу Свамодурову.
«Ничто невозможно сохранить насильно. Но если это живо и вызывает интерес, значит возрождение возможно, я в этом убежден, — сказал Фадеев. — И это касается творчества Якобсона- новатора. „Блестящий дивертисмент“ — программа, составленная из произведений, где его гений проявился наиболее ярко. Это ставшие культовыми миниатюры из цикла „Классицизм — романтизм“, одноактные балеты „Свадебный кортеж“ на музыку Дмитрия Шостаковича и „Блестящий дивертисмент“ на музыку Михаила Глинки... А мы по-прежнему идем тем путем, который заложил Якобсон: новаторским, экспериментальным».
Леонид Якобсон, читаем на сайте Мариинского театра, — выдающийся хореограф XX века, его ставили в один ряд с Джорджем Баланчиным, Роланом Пети, Морисом Бежаром. Воспитанник Ленинградского хореографического училища (в настоящее время это Академия Русского балета имени Агриппины Вагановой), превосходно овладев классикой, Якобсон, ведомый жаждой творческой свободы, шагнул за рамки академизма. Так появился театр — смелый, яркий, неисчерпаемый в своей причудливости и оригинальности — якобсоновский. Как выразилась о Якобсоне Екатерина Дулова, он — живая легенда со своим неповторимым, узнаваемым стилем.
То ли читаемые смыслы, которых в хореографических культовых миниатюрах и одноактных балетах Якобсона предостаточно, то ли завораживающая чистота стилей в них вкупе с потрясающей музыкой и артистизмом танцоров, то ли излучаемая со сцены энергия — все это способствует медитативному восприятию виртуального мира на сцене, когда в твоей голове не проносятся мысли, оценивая происходящее, и в твоей голове штиль... Но мозг не спит, он, как это ни парадоксально словно звучит в состоянии покоя, чувствуя соприкосновение с чем-то целостным, и ты интуитивно ощущаешь себя частью этого всеобъемлющего Целого.
Ментальную тишину я почувствовала и на первой балетной премьере нынешнего сезона «Иллюзии любви» в постановке Игоря Колба (музыка Дмитрия Шостаковича, Фридриха Шопена, Лонида Ширина). Это то удивительное состояние, когда ты принимаешь все, что происходит на сцене. И ничего не хочется разгадывать, задаваясь вопросом: зачем да почему... И лишь потом, после спектакля, раскрываются смыслы...
С удовольствием процитирую строки из статьи об этом спектакле Лейлы Гучмазовой, маститого балетного критика, которая, кстати, в фестивальные дни, побывала в Большом: «Спектакль... читается как краткий упоительный роман, где есть разнообразие времени и места, внятная линия психоанализа, как воздух нужная балету история любви и, главное, целый ряд художественных шлейфов, ставящих спектакль в широкий культурный контекст. Насмотренному зрителю они очевидны, но, что не менее важно, интуитивно понятны и обычному, открытому зрителю...».
Один из столпов отечественного балета Олег Виноградов (выдающийся российский балетмейстер, режиссер, сценарист, сценограф, педагог и народный артист СССР — Авт.), как выразилась Лейла Гучмазова, объявил после премьеры во всеуслышание, что «родился большой хореограф», и, «если он и дал аванс Игорю Колбу и возглавляемой им труппе, то небольшой. Потому что балет Большого театра Беларуси, нарастивший афишу таким собственным оригинальным спектаклем, сделал громадный шаг вперед». Но как нам всем, поклонникам балетного искусства известно, о качестве спектакля в первую очередь судит зритель. Его оценка Большому и Игорю Колбу после премьеры выразилась в бурных аплодисментах и криках «браво». Уверена: зритель интуитивно почувствовал смыслы «Иллюзий любви», спектакля, который нельзя препарировать, чтобы понять, что же хотел нам сказать Игорь Колб. Как раз в том калейдоскопе событий в начале спектакле: пионеры, идущие на пляж, шезлонги с отдыхающими, занятия у балетного станка, читаются смыслы: жизнь многомерна, не линейна, в одно и то же время в разных ее пространствах происходят разные события. Это все то, что окружает нашу героиню — Девушку... И Колб и в последующих сценах видит ее объемно.
Добавлю: спектакль «Иллюзии любви» замечательно вписался в репертуар «Балетного лета». В таких случаях говорят: вписался по уровню. Партию Девушки исполнила прима-балерина Мариинского театра Оксана Скорик.
В честь Валентина Елизарьева 7 июня в Большом театре звучала музыка Петра Чайковского. Главные партии в балете «Лебединое озеро» — Одетты-Одиллии и Зигфрида — танцевали гости из Михайловского театра (Санкт-Петербург): первая солистка театра, лауреат международных конкурсов Анастасия Смирнова и молодой артист Гильерме Висенте, о которых можно сказать, что они блистали в своих партиях. Анастасия — выпускница Академии русского балета имени Агриппины Вагановой. А Гильерме, который родился в Португалии, учился в Национальной консерватории Лиссабона и Национальной балетной академии Амстердама.
А 8 июня в мировом хореографическом шедевре на нашей сцене снова предстала Оксана Скорик, в романтическом образе Никии в мелодраме Людвига Минкуса «Баядерка». Украсили спектакль и танцовщики Башкирского государственного театра оперы и балета: народный артист Башкортостана Рустам Исхаков и заслуженная артистка Ирина Сапожникова. Они исполнили партии Солора и Гамзатти. Это спектакль Большой посвятил первой фигуре классической балетной петербургской школе — Мариусу Петипа.
Красивым финалом фестиваля стал гала-концерт звезд балета 9 июня, в котором принимали участие Оксана Скорик, Анастасия Смирнова, Гильерме Висенте, Ирина Сапожникова, Рустам Исхаков, Ширин Власенко, Бекзод Акимбаев (Государственный академический Большой театр Узбекистана имени Алишера Навои), Лаура Васконселос, Педро Сеара (Самарский академический театр оперы и балета имени Дмитрия Шостаковича), заслуженная арритска Беларуси Людмила Хитрова, Константин Белохвостик.
Генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова назвала нынешнее «Балетное лето» уникальным как по замыслу, так и по сути. Так мы его и восприняли.
Валентина ЖДАНОВИЧ
Цяпер на продаж прапаноўваецца менш як 7,5 тысячы кватэр, а раней звыш 10 тысяч
І для свята, і для далейшага развіцця.
Аб сваёй рэалізацыі, рабоце і удзеле ў праекце «Звёздный путь» спявачка распавяла ў інтэрв’ю.