Надписи вроде «здесь был...» на стенах появлялись еще в Средневековье. Их выцарапывали ножом, иглой или писалом (древним инструментом для письма на восковых дощечках, заостренным с одной стороны и широким с другой).
Раньше «спонтанное» граффити также могло считаться вандализмом. Например, в древних письменных источниках зафиксировано, что царапание на стенах храма могло приравниваться к посечению креста и грабежу могил. И тем не менее, оставленные несколько веков назад надписи изучаются и охраняются. К сожалению, не так много осталось с древности бумажных документов, а надписи на стенах помогают чуть больше узнать о седой старине.
Доцент кафедры вспомогательных исторических дисциплин и методики преподавания истории Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат исторических наук Инна Калечиц считается лучшим знатоком белорусской эпиграфики. Более 15 лет она изучает граффити, сохранившиеся на стенах Полоцкой Спасо-Преображенской церкви — а это около четырех тысяч надписей, которые оставлены на стенах от ХІІ до ХІХ века. Иногда наиболее древние из них перекрыты теми, что появились позже. Исследовательница даже сравнила эти необычные исторические источники с каменной библиотекой.
Уникальный храм в колыбели белорусской государственности построен после 1133 года по заказу Евфросинии Полоцкой под управлением зодчего Иоанна. Церковь дошла до наших времен с незначительными перестройками. Кстати, граффити, а точнее, их расположение, написание букв, шрифты дают реставраторам и исследователям подсказки, как раньше выглядел храм. Например, где и когда располагался балкон — без него любители царапать на стенах не смогли бы оставить свои автографы на высоте. Граффити помогли определить и первое название храма, зафиксированное в житии — святой Спас. В 1654-м было переосвящение Алексеем Михайловичем в Спасо-Преображенскую церковь.
Иногда в древних зданиях память о себе оставляли строители. Так, в церкви Святого Спаса автограф сделал какой-то Савва — видно, один из мастеров. Раскрыть его удалось благодаря потерям. Если бы не были утеряны старые фрески, не обвалилась штукатурка, исследователи бы не узнали, что под ними сохранились надписи.
Вообще, в самом древнем сохранившемся храме Беларуси граффити «рассыпано» повсюду. К сожалению, в древности среди таких любителей покремзать не было принято ставить даты. Самая старая датированная запись — 1189-го года, в ней говорится о смерти Павла — скорее всего, священника церкви, так как надпись находится на стене в жертвеннике, куда был доступ только людей, служивших в храме. Наиболее древние рисунки процарапаны на фасаде. Их можно увидеть на так называемом скрытом ряду, который находился между плинфой, кирпичами. Есть кресты, сделанные по влажной опаре, что подтверждает: граффити существовали с самого начала появления каменных храмов.
Вообще среди самых старых граффити много крестов. Возможно, авторами изображений могли быть неграмотные люди. Изображение креста равнялось молитвенной надписи.
Надо сказать, что надписи в древности оставляли не только те, кто хотел таким образом отметиться на каменных стенах, продемонстрировать, что умеет писать или рисовать. Часто древние граффити имели практическое значение. Здесь можно встретить большое количество поминальных записей — они могли быть одноименные или подаваться списками. Люди верили, что пока стоит храм, нацарапанное имя будет упоминаться — а такая память способствует душам в другом мире. Бытует мнение, что некоторые из надписей за деньги могли наносить сами монахи. Все же они расположены по всему пространству — в алтарной части, на стенах и столбах. Некоторые из них очень хорошо процарапаны — такое сложно было бы сделать Тайки во время богослужения.
Граффити могут свидетельствовать не только о том, насколько образованным было древнее население Полоцка, но и раскрывать ранее неизвестных исторических персонажей и тогдашнее поведение людей. Многие из тех, о ком были оставлены графические молитвенные надписи, не известны ни по каким документам. Да, здесь встречаются имена игумений Спасского монастыря, о которых не говорилось в других источниках. В поминальных записях зафиксированы имена Екатерина, Анна и Акилина.
Иногда оставленное на стенах поминовение указывает и на карьеру церковного деятеля. Так, в надписи о смерти игумена Гавриила свидетельствуется, что он читал на клиросе.
Можно найти и упоминания об исторических личностях. Например, о княгине Ульяне, матери Ягайло.
Среди многочисленных оставшихся на стенах имен приводятся священники храма. В одной из поминальных надписей о «рабе Божьем Иване попе» указано, что его убил разбойник.
Традиция служб за упокой или здоровье имеет длительную историю. Иногда на стенах рядом с прорицательными в прошлом именами стоят черточки — видно, их количество свидетельствует, сколько молитв было прочитано.
Поминальные списки на стенах, где перечисляется несколько имен, могли использоваться священником, который их зачитывал во время молитвы.
Кстати, не только в Спасо-Преображенской церкви, но и в других храмах встречаются молитвенные обращения, где кроме имени идет просьба «помози рабу своему».
На каменных стенах можно встретить церковные тексты (возможно, их писали по памяти), покаяния (например, что кто-то перебирал с крепкими напитками или любил поесть), и свидетельства о взаимоотношениях (когда один человек оставлял комментарий, что «поп хороший», второй мог сетовать, что церковному служителю нужно «побить кнутами». Дошла с ХІV века и загадка: «Отец меня родил, я родил жену, жена родила мне детей». Естественно, она связана с библейским сюжетом про Адама.
А еще стены храма свидетельствуют, что сюда наведывались те, кто учился читать и писать. Например, сохранились упражнения в написании буквы «А» или части алфавита.
Исключительно кириллические надписи существуют до 1578 года. Здесь надо сказать об Иване Грозном и приходе в Полоцк войск короля польского и великого князя литовского Стефана Батория. В этом году появляются латинские надписи, в том числе и в алтарной части, куда не могло быть доступа для всех. Почему так — одна из загадок, которую нужно разгадать. Возможно, храм к этому времени уже был заброшен. После 1579 года подавляющее число надписей делалось на латинице. Иногда те, кто оставлял автографы в церкви, обозначали не только имя и отчество, но и свою профессию.
Здесь есть и список имен, которые значительно отличаются от тех, что тогда использовались на территории Речи Посполитой. Возможно, эту память о себе оставили наемники, пришедшие с войсками Стефана Батория.
Граффити помогают исследователям, реставраторам, археологам определять определенные даты. Так, последний из надписей ХVІ века касается 1598 года. Потом, скорее всего, шла перестройка церкви. Воссоздается «письмо на стенах» с 1604 года. Причем, если раньше надписи не размещались на фигурах святых, то новые авторы «настенного письма» стали оставлять свои пометки по нимбам святых.
Люди по-прежнему оставляли обращения к Богу. Причем среди них можно найти и типично белорусскую особенность. Сначала человек пишет к Богу на кириллице, а после, на всякий случай, вдруг это письмо непонятное, — на латинице.
После передачи церкви иезуитом здесь часто отмечались школяры, которые могли свои надписи оформлять в рамки с определенной отделкой, крыльями. Граффити подсказывают, что они изучали латынь и греческий язык — так на стенах они демонстрировали знания. Некоторые обозначали не только свои имена, но и хвастались достижениями. Например, здесь оставлена надпись одним из аудиторов — такое звание получали школяры, которые успешно учились и могли проверять работы своих коллег.
Сохранились на стенах и рисунки. Кроме всевозможных крестов, здесь подавались изображения рук со сложенными как при благословении пальцами. Древние «художники» пытались рисовать портреты, например, воина на коне или, возможно, своего преподавателя. На стенах можно увидеть украшения, наверное, унаследованные в книгах — различные плетенки, косы, орнаменты, драконов и чудовищ, птиц, в том числе аиста. В древности также любили котиков — их изображения встречаются на стенах церкви. Возможно, это одни из самых старых изображений котов на землях Беларуси. Одно изображение точно оставлено до XVIII века, так как его перекрывают другие надписи.
Эпиграфика может быть полезной для исследователей самых разных отраслей. Да, имена и фамилии на стенах можно поискать в других источниках. Например, среди учащихся коллегиума, оставивших автографы на стенах, оказался будущий бурмистр. Встречаются здесь имена и других исторических личностей. Также можно проследить, как развивался язык, какие слова и формы употреблялись в разных веках.
Елена ДЕДЮЛЯ
Міжнародная спецыялізіваная выстаўка жыллёва-камунальнай гаспадаркі пройдзе ў Мінску.
Максімальнага значэння за летні сезон тэмпература паветра дасягнула 13 ліпеня на станцыі Жыткавічы і склала 37,9 градуса спёкі.
Напярэдадні дня нараджэння сталіцы прайшла міжнародная навукова-практычная канферэнцыя.