Вы тут

Миронович: Сегодня мои ученики работают тренерами. И в их работе я вижу свои черты


В 1976 году в отечественном гандболе началась новая страница. Ведущий клуб «Политехник» перешел в ведомство спортивного клуба армии Краснознаменного Белорусского военного округа. Возглавил клуб Спартак Петрович Миронович. В клубе, как и во всем белорусском гандболе, началась «эпоха Мироновича».


Под его руководством клуб СКА-Минск трижды стал обладателем Кубка европейских чемпионов, дважды побеждал в розыгрыше Кубка Кубков. В 1990 году клуб завоевал Суперкубок. СКА-Минск также и шестикратный чемпион СССР. А в 1988 и 1992 годах Спартак Миронович приводил сборные страны к олимпийскому «золоту». Такие победы стали возможными, в том числе благодаря и новаторской методике подготовки спортсменов.

Спартак Петрович – из того поколения, которое видело все, и от этого, кажется, может все. Родился 20 июня 1938 года в Магнитогорске. Там семья пережила Великую Отечественную войну. Отец погиб на фронте, и мама вместе с четырьмя детьми сделала вояж из Челябинской области в Донецкую — в село Ольгинка. Там семью ждал ужасный голод, тяжелая послевоенная жизнь, но ведь именно там Спартака Петровича ждал и гандбол. Правда, кроме него, он еще занимался легкой атлетикой, акробатикой, играл в хоккей с мячом, баскетбол, плавал и бегал на лыжах. В этом году Спартаку Петровичу исполнилось 84 года. Традиционно интервью по случаю дня рождения делаются с юбилярами. Но в случае со Спартаком Петровичем следует сделать исключение. Интересно, какие сильные мысли у сильного тренера?

Мы так любили гандбол, что играли в любую погоду на футбольном поле. Я бы не хотел, чтобы мои дети и внуки закаляли свой характер в таких условиях, как закалился мой. Я по-доброму завидую сегодняшнему поколению, что они живут в таких условиях, которых не было у нас. Но тяжелые условия не мешали нам заниматься спортом: легкой атлетикой, акробатикой, играть в футбол, хоккей. Во времена моего детства гандбол был спортом номер один в Украине. Там было много хороших тренеров, которые развивали гандбол. Я учился в Донецком техникуме физкультуры. У нас собралась большая компания акробатов, легкоатлетов, гандболистов, и мы вместе переехали в Минск, чтобы учиться дальше. Я, если быть честным, не думал здесь заниматься гандболом. Но однажды увидел, как на стадионе тренируются гандболисты, начал иногда приходить к ним на тренировки, помогать. Позже они меня взяли в команду.

Свой талант реализовал в учениках. В сборную СССР спортсмену попасть было очень сложно. У меня это не получилось. Трудно сказать, почему. Я же не могу говорить и решать за кого-то: брать меня в сборную или нет. Мои воспитанники были в сборной, побеждали на крупнейших турнирах. И я этим доволен, значит, они были сильнее. Спортсмен может быть очень талантлив и успешен, а хорошего тренера из него не получится, так как нет внутренних резервов для этой работы. Я не был в сборной СССР, но на чемпионате Советского Союза был признан лучшим разыгрывающим, уровень у меня был нормальный. И уже когда я стал тренером, приобрел авторитет и свое видение гандбола.

У моих ребят не было мысли бояться нагрузок. Мы часто тренировались рядом с представителями других видов спорта, тренеры постоянно взаимодействовали. И некоторые упражнения я подражал и адаптировал под гандбол. У нас было упражнение «дискотека». Я его у Анатолия Тарасова подсмотрел. Его хоккеисты гоняли по льду или по асфальту диски от штанги вместо шайбы. А мы с этими дисками имитировали все движения: броски, метания, прыгали с ними. Это отличная скоростно-силовая подготовка. Мне кажется, если бы Анатолий Тарасов увидел, как мы его упражнение адаптировали под гандбол, он удивился бы, что такое возможно.

Я же в детстве занимался акробатикой, поэтому для координации давал ребятам акробатические упражнения. С помощью бокса вырабатывали мужество и силу. Ребята зимой на снегу в футбол играли: и свежим воздухом подышали, и выносливость потренировали.                   

До сих пор ходят разговоры, что гандболисты не хотели идти в СКА из-за нагрузок. Скажу так: боялись те, кто не хотел работать. Кто хотел заниматься гандболом и достигать результатов — те не боялись. Думаю, у моих ребят даже мысли не было испугаться нагрузок. Из клуба мало кто уходил, мы больше отчисляли. Считаю, современным гандболистам были бы полезны те нагрузки, которые в свое время выполняли мои ребята на тренировках. Сегодня гандболисты сильнее, выше, чем тогда. У нас самые высокие игроки были ростом 190. А сейчас юноши в 12-13 лет уже по два метра. У нас и близко не было двухметровых игроков.

Травма – не причина бросать тренировки. Сегодня, чтобы залечить даже небольшую травму, сидят дома и отдыхают. Во время восстановления можно и нужно развивать другие качества. Лечебная физкультура – это физкультура, а не отдых при травмах. У Саши Каршакевича был вывих плеча. Но ноги же оставались здоровыми, и ничего не мешало играть в футбол. Некоторые ребята травмированными работали больше, чем здоровыми. Не расслаблялись. Основа всех игровых видов спорта – бег. Так что если травма не мешает бегать, почему бы этого не делать.

Собака – лучший друг человека. Приезжаю на тренировку, команда меня уже ждет. Говорю, что у меня для них сюрприз. Открываю машину – оттуда выскакивает моя собака. У ребят начинается пробежка. Собака обучена, воспитана, вреда никому не причинит. А ребятам так бегать интереснее, они и наперегонки бегали, и в догонялки играли. Моя первая овчарка застала начало наших побед. Сегодня у меня уже третья собака, немецкая овчарка Скай. Когда в клубе появился талисман, его назвали Скаем (получается, в честь моей собаки). Я очень люблю собак, это действительно лучший друг человека.

Самым сложным было удерживать дисциплину в команде. А не разработать методику и давать спортсменам большие нагрузки. У нас в команде не было сверхстрогой дисциплины, за провинности никого жестоко не наказывали. Были разные случаи, разные нарушения, но мы же все живые люди и всегда были командой. Думаю, если у нас сохранились игроки, которые в непростых условиях стали олимпийскими чемпионами и очень большими игроками, значит, мы не перегнули палку и дали людям жить. Конечно, алкоголь, курение у нас не приветствовались. Некоторые ребята и сейчас, когда видят меня, сигареты прячут. Есть такое понятие, как рефлекс. Увидел меня – и рефлекторно прячет эту сигарету. Хотя я уже и сам им говорю, чтобы курили. Людям по 60 лет.

Пробиться в тренерский штаб сборной Советского Союза было непросто, иногда помогал и случай. На чемпионате мира 1986 сборная СССР заняла 10-е место. После такого результата стало понятно, что нужен новый тренер, в сборной нужно что-то менять. И тогда пригласили меня. Если бы они не заняли это 10-е место, я бы в сборной не оказался. Там лидерами были москвичи, и приглашать белоруса никто бы не стал. Эту «перестройку» возглавил главный тренер сборной Анатолий Евтушенко. Он пригласил тренеров, которые должны были исправлять его ошибки. В этом он не ошибся. Конечно, после побед СКА я был на виду. Наверное, в федерации решили, что я смогу помочь сборной вернуться на прежние позиции, тем более до Олимпийских игр оставалось два года.

В 1988 году у нас была одна задача — победить. На Олимпийских играх мы оказались в группе с Югославией, победителем предыдущих игр. Одна из сильнейших команд мира. А до Олимпиады мы провели товарищеский матч с командой Югославии. Евтушенко тогда дал указания не ставить на игру Юру Шевцова и Сашу Каршакевича. И сам не поехал, трусливый был. Мы его указания выполнили. Вместо Юры поставили Костю Шароварова нашего, вместо Саши – Валеру Гопина. И обыграли югославов вторым составом. А на Олимпийский матч уже вышли сильнейшей командой. В финале мы встретились с Южной Кореей. В том матче пришлось многое по тактике отрабатывать. Корейцы тогда не считались фаворитами, но матч с ними был сложнее, чем с югославами. Но мы были нацелены только на победу.

Не понятно, как мы в 1992 году выиграли Олимпиаду. После поражения на чемпионате мира 1990 из команды ушел Евтушенко. Ни Тучкина, ни Каршакевича, ни Шевцова в сборной уже не было. Практически 95 процентов команды, проигравшей шведам в финале чемпионата мира, уже не было. А в финале Олимпийских игр мы встречаемся со шведами. На той Олимпиаде ведущими были три игрока – Миша Якимович, Талант Дуйшабаев и Андрей Лавров. Андрей Барбашинский – хороший исполнитель. Это был очень поучительный пример того, что, если правильно поработать со спортсменами, у которых есть желание, можно выиграть даже сильнейших соперников. Мы выиграли ту Олимпиаду только потому, что все работали. В 1990 году очень сильная команда проиграла шведам. А в 1992-м третьи номера победили тех же шведов, которые играли тем же составом.

Никогда не хотел жить за границей. Меня много раз приглашали работать за границу. Я ездил в разные страны проводить семинары. Но желания уехать надолго никогда не возникало. Может, слишком ленивый. Может, очень большой патриот, который не может уехать из Беларуси. Даже зарплата не привлекала. Здесь у меня семья, собака, друзья, жизненные удовольствия. Журналисты любят историю о том, как меня так хотели пригласить к себе, что даже присылали самолет. Так вот, это басня, такого не было. Хотя, может, и был этот самолет, да я не в курсе.

Самое главное в спорте — дать спортсмену проявить себя. Если надеть на него вожжи, чтобы удержать — ничего не получится. Моя тренерская тактика всегда была направлена на то, чтобы спортсмен мог показать свои лучшие качества. Даже если он слабее, но знает, что может достичь результата, будет положительный эффект. У меня всегда было нерасхлябанное, дисциплинированное отношение к своему делу, я был направлен на победу. Сегодня много моих учеников работают тренерами. И в их работе я вижу свои черты, особенно у тех, кто был успешными игроками. Это значит, что наша работа была выстроена правильно.

Я никогда не бываю доволен собой. Если есть хороший результат – довольны все. Но даже при хорошем результате всегда есть ошибки, моменты, которые можно улучшить. У нас даже шутка насчет этого есть. После победы в Барселоне Андрей Барбашинский передал ребятам, что Спартак Петрович сказал, будто команда сыграла плохо. С одной стороны, это шутка, а с другой — и доля правды. Идеального игрока в принципе не бывает. И всегда есть моменты, которые можно и нужно усовершенствовать.

Валерия СТЕЦКО

Фото из личного архива героя

Выбар рэдакцыі

Палітыка

Другі дзень УНС: усе падрабязнасці тут

Другі дзень УНС: усе падрабязнасці тут

У парадку дня — зацвярджэнне Канцэпцыі нацбяспекі і Ваеннай дактрыны.

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.

Моладзь

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.