«Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты»
Элеонора Рузвельт
В детстве мы писали письма Деду Морозу и просили его исполнить заветные наши мечты. Став взрослыми, по-прежнему в сказочную новогоднюю ночь бросаем в шампанское горящие записки и под бой курантов стараемся успеть прошептать сокровенные желания. Но теперь-то уже мы понимаем: без наших усилий наши мечты никто не исполнит.
Жить мечтой
Когда Наташе Новинской было 3 года, мама отвела её в балетную студию. Мама хотела, чтобы у дочки была хорошая осанка и красивая походка. Никто не ждал от девочки профессионального подхода, но Наташа влюбилась в танец.
Сначала Наташа училась в Балетной школе Марины Вежновец. А в этом году поступила в Белорусскую государственную хореографическую гимназию-колледж. Помимо обычных уроков, у неё теперь есть занятия по классическому и историко-бытовому танцу.
— От работы за станком я получаю большое удовольствие. Когда выполняю прыжки, чувствую, как в теле появляются энергия и сила, — говорит девочка. — Ещё мне очень нравится растяжка. Некоторым тревожно смотреть, как высоко мы поднимаем ноги. Но я люблю это, готова по улице колесом ходить.
— Нужны ответственность и дисциплина, чтобы заниматься балетом. Тебе не было страшно, что придётся ограничивать себя в чём-то?
— Нет, я никогда не боялась, что нужно будет садиться на диету или много тренироваться. Пока я не могу сказать, что себя «ограничиваю», — я занимаюсь балетом с огромным удовольствием.
— А были ли разочарования?
— Да. Например, в шесть лет у меня был первый конкурс. Я танцевала на пуантах вариацию «Умирающий лебедь» и «Детскую польку». Мне посчастливилось готовиться к конкурсу с замечательной балериной и прекрасным человеком Юлией Олейник. Тогда я получила диплом 2 степени и немного расстроилась, ведь я очень старалась... Но это придало мне силы заниматься ещё усерднее, чтобы улучшить свой танец. С тех пор я выступала на разных конкурсах, в том числе международных. Сейчас из-за пандемии отменили многие мероприятия, и мне этого очень не хватает.
— Есть ли балерины, на которых тебе хочется равняться?
— Мне очень нравится Майя Плисецкая, часто смотрю отрывки из её выступлений. Из звёзд нашего Большого театра восхищают многие ведущие солисты: Марина Вежновец, Екатерина Олейник, Людмила Хитрова, Ольга Гайко, Ирина Еромкина, Александра Чижик. С Александрой Чижик, Людмилой Хитровой и Ольгой Гайко мне посчастливилось немного пообщаться в театре. Но особенно я благодарна Марине Вежновец – это она влюбила меня в балет.
— В каком балете ты мечтаешь станцевать?
— «Сотворение мира», «Анюта», «Маленький принц», «Ромео и Джульетта». Конечно, я мечтаю танцевать главные роли.
— За семь лет занятий балетом ни разу не было мысли оставить его?
— Был такой случай. С пяти лет я начала заниматься ещё и гимнастикой, пришлось много времени уделять ей. Но со временем стало сложно совмещать и то, и другое — нужно было выбирать. Тогда я поняла, что на первом месте у меня всё-таки балет. Это моя мечта, и оставлять её я не хочу.
Всегда рядом
Юлия Новинская не ожидала, что дочь будет так серьёзно настроена на занятия балетом. Но, увидев, как это важно для Наташи, не могла не поддержать её на пути к мечте.
— Поступление в хореографический колледж — ответственный шаг: это значит, что для вашей дочери балет — совсем не временное увлечение.
— Уже давно я поняла, что Наташа одержима балетом. Спектакли, конкурсы, выступления… Но я хотела развивать дочку всесторонне: она попробовала музыкальную школу, пение, рисование. И ничего из этого не бросила. После уроков в колледже она идёт либо в музыкальную школу, где играет на виолончели, либо в Большой театр, где занимается в Детском музыкальном театре-студии. Там она участвует в спектаклях: иногда поёт в оркестровой яме, а иногда на сцене.
Но танец всегда был и остаётся у неё на первом месте. Наташа целенаправленно шла к поступлению в хореографический колледж, нам, родителям, она дала понять, что настроена серьёзно. Поначалу я была встревожена. Балет — это очень тяжёлый труд, большая конкуренция. Но сейчас я рада, что дочка поступила и что у неё такая целеустремлённость. Не многие дети в наше время живут с мечтой и добиваются её. Наташа сама выбрала этот нелёгкий путь, и я не стала ей препятствовать. Время покажет, что её ждёт в будущем. Я же стараюсь дать ей как можно больше возможностей для выбора.
— Доводилось ли Наташе уже сталкиваться с жёсткой конкуренцией?
— Бывало, что она разучивает роль, танцует, а потом её снимают и ставят кого-то старше, опытнее, сильнее. В таких ситуациях я стараюсь объяснить, что преподавателю виднее, как выстроить работу. Не нужно оставлять мечту из-за этого.
А вообще в коллективе у них обстановка доброжелательная. Многие девочки знакомы между собой ещё со школы Марины Вежновец. Они увлечены одним делом, хорошо понимают друг друга и поэтому могут поддержать в сложных ситуациях.
— Что самое сложное для мамы, когда ребёнок занимается таким непростым видом искусства?
— Наташа абсолютно не проблемный ребёнок. Конечно, бывают неудачи и слёзы: дали не ту роль, что-то не получилось. Но я всегда говорю, что главное — это поддержка близких, твоё крепкое здоровье и искренняя улыбка. Иногда не всё идёт так, как хочется. Но у каждого человека есть свой путь, и важно пройти его достойно. Я всегда рядом.
Отклик родителей
Заслуженная артистка Беларуси Марина Вежновец прошла долгий творческий путь и не понаслышке знает, каково это — лететь через тернии к звёздам. Открыв собственную балетную школу, прима-балерина дала возможность многим детям осуществить их мечты.
— О чём нужно знать родителям, когда они отправляют ребёнка в балетную школу?
— Мы относимся к детям как к будущим профессионалам. Важно, чтобы ребёнок не просто посещал занятия, но и научился академическому танцу. Это сложное направление, где есть рамки, за которые нельзя выходить. Ученику придётся долго и утомительно работать у станка — это тяжело. И здесь большую роль играют родители. Ведь только они могут найти путь к сердцу своего ребёнка и объяснить, что без трудностей, к сожалению, не будет красивого танца. Когда мама и папа участвуют в становлении ребёнка, это всегда отражается на его результатах.
— Что то главное, чему учит балет?
— Красота. Мы несём её людям. Уверяю вас, балетных детей видно за километр, они очень отличаются от сверстников.
— Многие дети отказывается от балета в первый же год…
— Да. Но практика показывает, что одарённые дети, которые нужны школе, остаются. Те, кто не справляется, кому неудобен график, кому не подходит профессиональное направление, обычно идут в студии. Там всё более лояльно.
Ребёнка нужно поддержать в его любви к балету. Это хождение в театр, просмотры выступлений, обсуждения увиденного. Если ребёнок почувствует, что маме всё равно, чем он занят, то и стараться не будет. Дети — это всегда отклик родителей, и успех — это общий результат.
Виталина БАНДАРОВИЧ
Фото Екатерина СУСЛОВА