Вокруг Евразийского союза — новые внешнеполитические условия, способные существенным образом сказаться на перспективах реализации евразийского проекта, особенно в случае серьезных экономических санкций в отношении России. Пока ведущие мировые СМИ активно обсуждают начало новой «холодной войны» с США, американские интеллектуальные издания и аналитические центры пытаются понять причину «крымского казуса» и сформулировать новую повестку дня разрешения глубокого политического и экономического кризиса в Украине.
1
Американское издание «Foreign Affairs» обращает внимание на то, что в краткосрочной перспективе победа Владимира Путина в связи с присоединением Крыма может нанести ущерб его самой заветной долгосрочной стратегии — созданию Евразийского экономического союза между Россией и ее ближайшими соседями. Расширение российской территории уменьшает влияние там, где Россия очень хотела бы его увеличить.
2
Российско-украинские отношения вошли в «штопор» из-за Крыма, констатирует журнал «TheNational Interest»: станет ли американо-российский и западно-российский спор очередным спадом в отношениях, за которым со временем последует новый цикл сотрудничества, или он создаст долговременные и качественные перемены в будущем взаимодействии этих двух бывших сверхдержав, которые сегодня имеют почти равные возможности по глобальному ядерному уничтожению? Чтобы пережить сегодняшний мощный шторм, и США, и России необходимо переосмыслить свои взгляды друг на друга и разработать подходы, которые отражают реалии ХХI века, когда мир становится более сложным и в нем возникают новые глобальные центры силы. Хотя действия России в Крыму вызывают беспокойство, полагает издание, главное внимание Америка должна уделять Пекину, а не Москве. Журнал оспаривает весьма популярный в западных медиа тезис Ангелы Меркель о том, что Владимир Путин «утратил связь с реальностью». Издание задается вполне разумным вопросом: теперь, когда Путин взял Крым без единого выстрела, а 95 процентов крымского населения проголосовало за воссоединение с Россией, его решения все равно кажутся неразумными? Разве было непонятно, что Россия будет отстаивать свои стратегические позиции на Черном море, которые она удерживала на протяжении двух столетий, а не просто наблюдать, как в результате киевского переворота при поддержке США ее соседка уходит с российской орбиты?
Советник по национальной безопасности президента Джимми Картера Збигнев Бжезинский полагает, что В.Путин решил возродить империю. Однако на самом деле мотивация обусловлена не имперскими амбициями, а защитой интересов России и русскоговорящих за границей, пишет «The American Conservative» и напоминает о доктрине Монро, в которой все западное полушарие США объявили закрытым для европейских империй.
3
Американское издание «Foreign Policy» полагает, что высокопоставленных американских руководителей глубоко обеспокоило присоединение Крыма к РФ, однако национальные интересы могут заставить обе страны заморозить кризис. Одна из причин заключается в значимости соглашений администрации Обамы для различных внешнеполитических инициатив — таких, как мирное урегулирование в Сирии и прекращение иранской программы по созданию ядерного оружия. Проблема — в создании баланса между жесткой реакцией на крымские события и стремлением сохранить важные каналы взаимодействия. Поэтому программа санкций США подготовлена так, чтобы при необходимости ее можно было усилить и расширить, если Россия продолжит свое наступление на восток Украины. В силу общих долгосрочных интересов стабилизация и нормализация в конечном итоге вполне возможны. Не стоит зацикливаться на начале новой «холодной войны» — нужно привыкнуть к реалиям долгого и трудного холодного мира, полагает «Foreign Policy». Американское издание в статье «А вы согласны погибнуть за ту страну?» рекомендует Соединенным Штатам тщательно все взвесить, прежде чем называть Украину союзницей. Украинский кризис напоминает нам о том, что у других государств есть собственные интересы, включая заинтересованность в наличии дружественных стран по соседству, — и что иногда отстаивание этих интересов приводит к серьезным конфликтам. А когда это происходит, то обязательства по обеспечению безопасности, которые мы столь щедро и свободно раздавали в прошлом, внезапно перестают быть абстрактными и теоретическими.
«Другие страны нуждаются в США больше, чем США нуждаются в них. Легко понять, почему украинцы хотят лечь в постель с Евросоюзом и НАТО. Но менее понятно, почему мы должны делить это ложе с Украиной. Страну с разоренной экономикой, со скромными природными ресурсами, с острыми межэтническими разногласиями, со скандально известной своей коррумпированностью политической системой вряд ли можно считать важным стратегическим активом. Россия намного важнее», полагает «Foreign Policy». Нет сомнений в том, что многие стратеги в Пекине украдкой улыбаются, наблюдая за тем, как Вашингтон приходит в замешательство от очередной распри, в которой он запутался.
4
Воинственная позиция может привести к катастрофе, единственный выход — дипломатия, полагают авторы журнала «The Nation». Конфронтация из-за ситуации вокруг Украины не только возродила «холодную войну», но и довела её до крайне опасного состояния. Вашингтон и Москва должны признать, что у каждой из сторон есть законные претензии и интересы. Прежде всего это обязан сделать Вашингтон, хотя вряд ли стоит на это рассчитывать. Урегулирование возможно при учете интересов всех стран в сфере безопасности. Украина должна будет провести выборы с участием этнических русских; иметь политически неориентированное на Запад или Россию правительство (без неофашистов); возьмет на себя обязательство не вступать в НАТО; будет развивать экономические отношения с Россией и ЕС (неизбежные в том случае, если Украина хочет экономически выжить).
Вашингтон нуждается в сотрудничестве с Россией для решения глобальных и региональных вопросов: идущая третий год гражданская война в Сирии, переговоры с Ираном, выход США из Афганистана, борьба против «Аль-Каиды» и других террористов, отношения США с Китаем и урегулирование ситуации вокруг Северной Кореи. На фоне этих проблем США не могут допустить новой «холодной войны», считает издание «The Nation».
5
Согласно оценкам «Разведывательно-аналитического агентства «Stratfor», в распоряжении России имеется несколько опций: можно просто смириться и принять произошедшие изменения, предпринять действия там, где в состоянии одержать быстрые дипломатические и политические победы над Западом — в Прибалтике, в Молдавии или на Кавказе. Одновременно Россия может подталкивать украинское правительство к тупику и краху, а также развивать двусторонние отношения вдоль оси Эстония — Азербайджан. Тем самым она воспрепятствует американской стратегии сдерживания, которая неплохо работала в период «холодной войны» и которую европейцы не могут осуществлять самостоятельно. Если Соединенные Штаты откажутся от активных действий, страны, расположенные на российской периферии, придут к выводу, что когда Америка самоустранилась, а Европа расколота, им нужно искать компромисс с Москвой. Это приведет к усилению российской власти и откроет двери для распространения влияния России на сам европейский континент.
Поддержав независимость Украины, США должны создать союзническую структуру, куда будут входить такие государства, как Азербайджан, Польша, Эстония, Румыния и Турция, для наведения порядка и военно-политической стабилизации в регионе: ведь старая система альянсов к такой конфронтации не приспособлена.
6
Американское интернет-издание «Slate» пишет, что действия Запада в ответ на события в Крыму ошибочны и обречены на провал. Россия никогда не вернет Крым Украине. Если бы она даже захотела это сделать, Запад вряд ли сможет потребовать возврата Крыма вопреки воле его жителей.
7
Американский Центр стратегических и международных исследований в рамках проекта «Серии с Бобом Шиффером» провел дискуссию «Разговоры о России» с участием таких выдающихся ветеранов разведывательного и аналитического сообщества США, как Збигнев Бжезинский и генерал-лейтенант в отставке, советник по национальной безопасности президентов Геральда Форда и Джорджа Буша-старшего Брент Скоукрофт. По мнению Бжезинского, главная угроза после крымского референдума — угроза продолжения наступления России на Украину. Он считает, что США должны предложить России обоюдовыгодную компромиссную формулу совместного решения украинской проблемы: Украина не вступает в ЕС и НАТО, а взамен Россия гарантирует целостность и неприкосновенность Украины. Далее США и Россия должны совместно решать экономические и другие проблемы в Украине. Тем не менее действия США в связи с результатами крымского референдума ограничены фактором Эдварда Сноудена, находящегося в данный момент в России. Это связано с тем, что политическое руководство США не в полной мере осведомлено о том, каким объемом секретных данных он обладает. Поэтому, несмотря на то, что Барак Обама заявил о санкциях, но он так и не сформулировал позицию по ситуации с украинским кризисом в целом.
По мнению Скоукрофта, Владимир Путин действует как человек, переживший катастрофу распада СССР и видевший, что Запад воспользовался этой катастрофой для разграбления России. Поэтому США сами виноваты в кризисных событиях в Украине. С его точки зрения, необходимо было заранее создать коалицию США-ЕС-Россия для совместного разрешения катастрофической экономической ситуации в Украине. Скоукрофт полагает, что текущие события, связанные с противостоянием России и Запада из-за ситуации в Украине — это не новая «холодная война», а гораздо более практическая и прагматическая ситуация, которую необходимо решать дипломатическими методами.
Арсений СИВИЦКИЙ.
На этой неделе достаточно быстро наступило долгожданное теплое лето.
Специалисты ГП «Витебский зеленстрой» в этом году подготовили в подарок городу свыше миллиона цветов.