Вы здесь

Большая игра по жестким правилам


То, что происходит сейчас на мировой арене, для своего анализа требует холодного, рационального подхода, свободного от стереотипов, на которые мы привыкли полагаться в последние 15–20 лет.

Сегодня через украинский кризис США, в первую очередь, наносят удар Европе. Это связано с тем, что именно Европа уже сегодня и в ближайшие годы может стать реальным, а не потенциальным соперником США как в экономическом, так и в военном плане. В экономическом плане – это, прежде всего, огромный объем рынка, примерно равный экономике США. Это научно-технологическая самодостаточность Европы, ее способность собственными силами осуществлять развитие технологий и на их основе – производительных сил (промышленности и инфраструктуры) по всем критическим направлениям. В военном плане речь идет как о ядерном потенциале (который имеется у Франции и является полностью независимым от США), так и о передовых конвенциональных вооружениях, включая флот, авиацию и надлежащее обеспечение войск в космосе.

При этом сами США пребывают не в лучшем своем состоянии. Да, они смогли возобновить экономический рост и даже выйти на неплохие его темпы. Однако роль спекулятивного сектора в обеспечении этого роста огромна. Эксперты признают, что объемы финансовых спекуляций уже превзошли уровень 2008 года, когда началась первая фаза глобального финансово-экономического кризиса. И налицо признаки того, что этот огромный «пузырь» может вновь лопнуть, разрушая и реальный сектор экономики. Кроме того, внутренние проблемы в США, связанные с незавершенностью реформы здравоохранения, с хроническим бюджетным дефицитом и постоянным ростом государственного долга, также не оставляют Вашингтону выбора. Нужно не только предотвратить усиление своего конкурента, но и извлечь максимум ресурсов из его ослабления для собственного развития.

Одним элементом данной стратегии является заключение нового всеобъемлющего соглашения о свободной торговле между США и Европейским союзом. Оно еще больше откроет для американских товаров европейский рынок и может привести к кризису в целом ряде отраслей экономик стран ЕС. Параллельно Вашингтон планирует скупить те активы, которые представляют для него особый интерес или сами по себе, или в контексте контроля роста европейской экономики (например, General Electric недавно заявило о намерении купить французский Alstom, крупного производителя электрооборудования и локомотивов поездов).

Другой составляющей этой стратегии является предотвращение расширения зоны влияния ЕС и включения в нее такого важного в ресурсном плане государства, как Украина. Именно США стоят за февральским путчем в Киеве, фактически руководя всеми мельчайшими его акцентами через «ручное управление», превращая сам процесс в реальности в свою прямую интервенцию.

Евразийское направление — исторически приоритетное и уязвимое место Европы. Если ей пока удается «купировать» ущерб от «арабской весны» и успешно осуществлять наступление на западе континента через все более проступающее грядущее в сентябре этого года отделение Шотландии от Великобритании — этого «троянского коня» англосаксонского союза в континентальной части ЕС, — то «русская весна» — это серьезный вызов, на который нельзя не ответить. Однако Европа до сих пор не является настолько единой, чтобы вступить в полномасштабное военно-политическое противостояние с Россией. Тем более что те же британцы, будучи членами ЕС, постоянно подрывают экспансионизм Брюсселя, заявляя, что своего согласия на экономическую поддержку Киева они не дадут. Еще меньше шансов есть на формирование консенсуса по применению вооруженных сил. За истерией, поднятой Прибалтикой и Польшей, весьма скептически наблюдают и в Берлине, и в Париже.

 

В некотором смысле нынешнее столкновение Европы и России по поводу Украины является средством воссоздания ключевых механизмов «холодной войны».

 

 

Сама по себе «холодная война» представляла собой искуснейший инструмент совместного сдерживания Европы со стороны США и Советского Союза. В новых условиях место последнего должен, вероятно, занять Евразийский экономический союз, подписание документов о создании которого в скоростном режиме должно состояться уже в самое ближайшее время. При этом сама по себе Россия – игрок на данный момент сравнительно слабый. В разыгранном украинском кризисе ее подвели вплотную к аннексии Крыма и противостоянию с Украиной, тем самым лишив инициативы в общеукраинском процессе и потенциально ослабив мощь будущего союза. Более того, Крым «виснет» своеобразной дополнительной гирей затрат на потерявшей темпы роста экономике РФ. Все это, кстати, во многом подрывает возможности Москвы успешно реализовывать евразийский интеграционный проект даже в существующем формате: деньги, которые пойдут на Крым, не получат ни сами «континентальные» русские, ни, например, Беларусь.

Однако высока вероятность того, что нынешний кризис в отношениях с США и Европой будет иметь мобилизационный эффект и позволит придти Москве к более эффективному использованию внутренних ресурсов в плане постепенного отказа от обслуживания пресловутого «американского мира» и замены «оффшорной» экономики на более внутренне ориентированную. Более того, США и Великобритания, по косвенным признакам, готовятся помочь в этом новому образованию через «слив» баз данных офшорных юрисдикций и уже идущую юридическую и информационную работу. Это может помочь слабому ЕАЭС пережить и возможные санкции, которые США заставляют упирающуюся Европу принять против России. Их эффект может стать «тараном» с Востока по кораблю Евросоюза, который в том числе является важным выгодоприобретателем от российских оффшоров. Был за это время сделан и другой шаг: за Россией признали исключительные права на Охотское море как внутреннее, что передает в руки Москвы огромные ресурсы этой акватории. Конечно, подобные шаги – это не сближение и не союз ни в какой форме. Это лишь укрепление одного из игроков с целью ослабить другого в рамках Большой Игры.

Если российско-европейский конфликт будет продолжаться и ЕС потеряет доступ хотя бы к части энергоресурсов будущего Евразийского экономического союза, то вкупе с уже упомянутым экономическим ударом с запада это подорвет потенциал европейской экономики. Если же европейцам удастся избежать наложения этих санкций, то новая украинская власть может сама перекрыть газопровод, списывая это на «священную» борьбу с Москвой  и удачно используя свой не совсем адекватный и пронацистский имидж. Влияние США на нынешний Киев является достаточным для реализации такого сценария. При этом Украина «виснет» еще более тяжелой гирей на ногах Евросоюза.

Эта игра очень противоречива и сложна, и в ней нет места открытому и честному партнерству. Фактически загоняя Россию в фарватер узкого туннеля принятия быстрых решений, где только скорость может спасти от стратегических «проколов», США скрытно навязывают свое видение разрешения назревших объективных вопросов вроде создания ЕАЭС, который, по понятным причинам, не самое приятное для Америки, но необходимое для поддержания глобального баланса явление. Именно для сохранения своего контроля над политико-экономическими процессами в Евразии тщательно и долго выстраивается «санитарный коридор» из подотчетных политике госдепа США государств. Теперь этот пояс включает в себя и Украину. Своей агрессивной игрой на Украине и за ее счет США делают из России фактически потерпевшую сторону: ведь кто бы ни пришел к власти в Киеве, возврата к «братским» или даже союзническим отношениям не предвидится в обозримом будущем.

Из Восточной Европы этот пояс безопасности входит на Кавказ через Грузию, грозит подмять пока лавирующий Азербайджан и «прыгает» через Центральную Азию в Афганистан. Аккуратное «движение силы» на юге Центральной Азии способно завершить строительство «санитарного коридора» и помочь созданию нового союза. Это же может резко изменить антироссийские настроения в Центральной Азии, которая будет искать защиты под российским «зонтиком».

Большая Игра входит в новую фазу, и ее ставки растут.

 

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.