Казахстан, как и Беларусь, заявляет о многовекторности своей внешней политики. Республика Казахстан укрепляет сотрудничество и с Западом, и с Таможенным союзом, налаживает связи с Азиатско-Тихоокеанским регионом. О том, каким образом Астана планирует проводить сбалансированное сотрудничество, удовлетворяющее интересам партнеров и западного, и восточного направления, мы говорим с министром иностранных дел Республики Казахстан Ерланом Идрисовым.
31-9
—Действительно, наша внешняя политика основана на принципах многовекторности, — подтверждает глава казахстанского внешнеполитического ведомства. — Сбалансированное сотрудничество, удовлетворяющее интересам партнеров и западного, и восточного направления, мы намерены проводить на основе общности интересов по реагированию на наиболее насущные вызовы безопасности и в экономике, в других сферах, исходя прежде всего из своих субстантивных интересов.
В новой Концепции внешней политики мы акцентировано выделили приоритет Центральной Азии и наших соседей, потому что нашим выбором является региональное партнерство и сотрудничество. Мы будем стремиться стимулировать кооперационные интеграционные связи в Центральной Азии. В практическом плане это предполагает более активные связи на всех уровнях, поиск экономических ниш взаимодействия, открытие возможности для роста торговли, движения товаров, рабочей силы, услуг.
Нашим естественным приоритетом продолжают оставаться отношения с Россией и Китаем. Мы исходим из очень простого посыла в отношении наших двух крупных соседей: мы хотели бы, чтобы их развитие было непрерывным, поступательным, стабильным, что будет благоприятно сказываться на нашем собственном развитии. В этом заключается простая формула успеха наших отношений с этими приоритетными партнерами.
Учитывая, что Азиатский континент превращается в главную площадку глобальных международных отношений XXІ века как по своему экономическому потенциалу, так и по степени влияния на мировую политику, Казахстан наращивает свои усилия по активизации всестороннего сотрудничества со странами Азии.
Запад — Европа и США — были и всегда будут нашими сильными партнерами. У нас с ними развиваются стратегические отношения. Европейский союз сегодня наш крупнейший экономический партнер, но самое важное, что Запад продолжает оставаться источником инноваций, которые мы будем стремиться внедрять в нашей стране. Отношения с Западом для нас всегда будут иметь особую ценность, и мы исходим из того, что это сотрудничество отвечает долгосрочным целям Стратегии‑2050.
Хотел бы отметить и многосторонний аспект внешней политики. Казахстан — активный сторонник и участник международных организаций. Последние события, как отмечает Президент Нурсултан Назарбаев, четко показали: мир однозначно стал многополярным, многосторонний формат взаимодействия стран, с учетом глобализации и общности задач, выводит нас на необходимость усиления нашей работы в области внешней политики. Поэтому Казахстан продолжит активно применять эту форму дипломатии, будучи членом ООН, СНГ, СВМДА, ОДКБ, ШОС, ОБСЕ, ССТГ и других организаций. Современный мир без многосторонней дипломатии немыслим, поэтому Казахстан занимает там активную позицию, что подтверждается примерами последних лет, включая наше председательство в ОБСЕ, ШОС, ОИС и так далее. Ярким примером нашего движения по пути многосторонней дипломатии является заявка на непостоянное членство в Совете Безопасности ООН на 2017–2018 годы — сейчас мы ведем активную работу по избранию в этот орган от азиатской группы стран.
—Ерлан Абильфаизович, многовекторная политика позволяет Казахстану реализовывать национальные интересы, или в ближайшее время Казахстан может отдать предпочтение следованию определенному курсу политики?
—Казахстан активный участник международного сообщества и, конечно, зависим от процессов, происходящих в нем. Учитывая это обстоятельство, внешняя политика нашей страны не может не быть прагматичной. Речь о необходимости создания благоприятных внешних условий для успешной реализации Стратегии «Казахстан‑2050», достижения высокого уровня жизни населения, укрепления единства многонационального общества, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека.
С учетом современных реалий в мире, глубоких перемен, я даже сказал бы — изменением архитектуры всего миропорядка, внешняя политика Казахстана требует модернизации. Вместе с тем, преемственность внешнеполитического курса и принципы внешней политики Казахстана, такие как многовекторность, сбалансированность, прагматизм и твердое отстаивание национальных интересов, остаются незыблемыми. Определяя приоритетные и периферийные направления развития, мы, конечно, объективно оцениваем и собственные ресурсы.
Сейчас, как сказал наш президент, мы находимся на историческом рубеже — 29 мая состоялось подписание Договора о создании Евразийского экономического союза. В последнее время на фоне украинского кризиса, введения санкций в отношении России, часто задавались вопросы о целесообразности подписания Договора. Хочу особо отметить, что эти события не влияют на евразийский интеграционный процесс, он будет продвигаться.
Создание Евразийского экономического союза не имеет альтернативы с точки зрения перспектив для роста и процветания наших стран в рамках единого рынка.
—Одним из основных вызовов Таможенному союзу является обеспечение безопасности внешних границ. Это показал пример Украины и ситуация Афганистана, которая сложится после вывода коалиционных войск. В обоих случаях пересекаются задачи ОДКБ, НАТО и ОБСЕ. Казахстан имеет членство и в ОБСЕ, и в ОДКБ. Каковы, на ваш взгляд, пути взаимодействия этих организаций? Возможен ли диалог и принятие конкретных мер с целью стабилизации обстановки?
—В условиях отсутствия видимых результатов, направленных на разрешение кризиса в Украине, стороны приходят к пониманию более активного задействования возможностей ОБСЕ. Как известно, ОБСЕ предложена «дорожная карта» по урегулированию кризиса, действует мониторинговая миссия Организации, для наблюдения за выборами президента Украины направлялись наблюдатели. Со своей стороны Казахстан оказывает поддержку этим усилиям. Так, в состав миссии ОБСЕ по наблюдению за выборами вошли и наши представители от парламента и Министерства иностранных дел.
В целом мы исходим из того, что, несмотря на существующие региональные проблемы и противоречия, главный ответ угрозам и вызовам — диалог и согласование мер доверия по проблемам безопасности. И здесь важна близость стоящих перед ОДКБ и ОБСЕ задач в области обеспечения коллективной безопасности и борьбы с транснациональными угрозами и вызовами.
ОДКБ и ОБСЕ ведут диалог по широкому кругу вопросов, осуществляется взаимодействие, эти международные структуры совместно оказывают содействие в постконфликтном обустройстве Афганистана, борьбе с терроризмом и наркотрафиком, сотрудничают по военно-политическим аспектам.
В контексте предстоящего вывода коалиционных сил из Афганистана в 2014 году особую роль сыграют новые инициативы по совместным проектам в области безопасности, которые повысят стабильность и безопасность на пространстве двух организаций.
В частности, значительный потенциал ОБСЕ мы видим в таких аспектах, как оказание экспертной помощи в борьбе с наркотиками и нелегальной миграцией, подготовка полицейских кадров, уничтожение взрывчатых веществ. Полагаем важным проводить четкую координацию в рамках многостороннего механизма взаимодействия ОБСЕ с ООН и другими региональными объединениями, включая ОДКБ, по урегулированию афганского вопроса и реализации проектов, что исключило бы возможное дублирование реализуемых программ.
В этой связи хотел бы отметить важность сотрудничества ОБСЕ с такими платформами как ОДКБ, СВМДА и «Стамбульский процесс». Как подтвердила 3‑я Министерская встреча в рамках Стамбульского процесса (26 апреля 2013 г., Алматы), только тесная координация наших усилий позволит достичь видимых результатов.
Ни одно государство или организация не могут в одиночку противостоять существующим и новым угрозам. Поэтому мы хотим наладить реальный продуктивный диалог между организациями евроатлантического и евразийского пространства — ОБСЕ, НАТО, ОДКБ, ШОС, СВМДА, — который бы учитывал взаимные интересы и обеспокоенность сторон, создал синергию усилий для совместного решения проблем безопасности на евразийском пространстве.
Кроме того, хотел бы подчеркнуть, что вопросы внешнеполитической координации государств — членов ОДКБ, в том числе и взаимодействие с международными и региональными структурами, находятся в центре внимания Совета министров иностранных дел организации.
—Стратегия‑2050 — это амбициозные задачи по вхождению Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира. Как может сказаться членство в Евразийском союзе на достижении этой цели? Как Казахстан относится к расширению Таможенного союза?
—Именно Казахстан является инициатором экономической интеграции на евразийском пространстве. В марте 2014 года исполнилось 20 лет с того момента, как глава государства выступил в МГУ им. М. Ломоносова с модальным проектом Евразийского экономического союза.
Созданный в 2010 году Таможенный союз открыл новые возможности для развития отдельных секторов экономики, прежде всего, за счет создания единого рынка ТС с численностью более 170 млн человек. По оценкам экспертов, до 2030 года три страны получат дополнительный рост ВВП на 25 процентов, т. е. более 600 миллиардов долларов. Положительным результатом интеграции в ТС и ЕЭП явилось развитие несырьевого сектора экономики и привлечение иностранных инвестиций.
Казахстан не ограничивается рамками евразийской интеграции. Наша страна открыта для участия и в других организациях для дальнейшего развития экономики и повышения благосостояния населения страны.
Большой интерес к проекту экономической интеграции проявили еще два государства. Кыргызстан изъявил желание присоединиться к Таможенному союзу, а Армения желает вступить сразу же в Евразийский экономический союз. Между тем 24 декабря 2013 года в Москве на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств Президент Н. Назарбаев отметил, что мы выступаем за дальнейшее расширение союза. Мы — не замкнутая организация, эта организация создается не против кого-то.
Интервью провел Арсений СИВИЦКИЙ.
«Делаем упор не на здоровое питание, а в целом на здоровую жизнь»
«Мы не можем разочаровать своих учеников».