Вы здесь

«Создание ЕАЭС не имеет альтернативы»


Ка­зах­стан, как и Бе­ла­русь, за­яв­ля­ет о многовекторности сво­ей внеш­ней политики. Республика Ка­зах­стан укреп­ля­ет сотрудничество и с За­па­дом, и с Та­мо­жен­ным со­ю­зом, налаживает связи с Азиатско-Тихоокеанским регионом. О том, каким об­ра­зом Аста­на планирует проводить сбалансированное сотрудничество, удовлетворяющее интересам парт­не­ров и за­пад­но­го, и вос­точ­но­го направления, мы говорим с министром иностранных дел Республики Ка­зах­стан Ер­ла­ном Идрисовым.

31-9

31-9

 

—Действительно, на­ша внеш­няя политика ос­но­ва­на на принципах многовекторности, — под­тверж­да­ет гла­ва ка­зах­стан­ско­го внешнеполитического ве­дом­ства. — Сбалансированное сотрудничество, удовлетворяющее интересам парт­не­ров и за­пад­но­го, и вос­точ­но­го направления, мы на­ме­ре­ны проводить на ос­но­ве общности интересов по реагированию на наиболее насущные вы­зо­вы безопасности и в экономике, в других сфе­рах, исходя преж­де все­го из своих субстантивных интересов.

В но­вой Концепции внеш­ней политики мы акцентировано выделили приоритет Цент­раль­ной Азии и наших со­се­дей, по­то­му что нашим вы­бо­ром яв­ля­ет­ся региональное парт­не­рство и сотрудничество. Мы бу­дем стремиться стимулировать кооперационные интеграционные связи в Цент­раль­ной Азии. В практическом пла­не это пред­по­ла­га­ет бо­лее активные связи на всех уров­нях, поиск экономических ниш взаимодействия, открытие возможности для рос­та торговли, движения то­ва­ров, ра­бо­чей силы, услуг.

Нашим ес­тест­вен­ным приоритетом про­дол­жа­ют ос­та­вать­ся отношения с Россией и Китаем. Мы исходим из очень прос­то­го по­сы­ла в отношении наших двух круп­ных со­се­дей: мы хотели бы, что­бы их развитие бы­ло не­пре­рыв­ным, по­сту­па­тель­ным, стабильным, что бу­дет благоприятно ска­зы­вать­ся на на­шем соб­ствен­ном развитии. В этом за­клю­ча­ет­ся прос­тая фор­му­ла ус­пе­ха наших отношений с этими приоритетными партнерами.

Учитывая, что Азиатский континент превращается в глав­ную площадку гло­баль­ных меж­ду­на­род­ных отношений XXІ ве­ка как по свое­му экономическому потенциалу, так и по степени влияния на мировую политику, Ка­зах­стан наращивает свои усилия по активизации всес­то­рон­не­го сотрудничества со странами Азии.

За­пад — Ев­ро­па и США — были и всег­да бу­дут нашими сильными партнерами. У нас с ними развиваются стратегические отношения. Европейский со­юз се­год­ня наш крупнейший экономический парт­нер, но са­мое важ­ное, что За­пад про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся источником инноваций, ко­то­рые мы бу­дем стремиться внед­рять в на­шей стра­не. Отношения с За­па­дом для нас всег­да бу­дут иметь осо­бую цен­ность, и мы исходим из то­го, что это сотрудничество от­ве­ча­ет до­лгос­роч­ным це­лям Стратегии‑2050.

Хо­тел бы отметить и многосторонний ас­пект внеш­ней политики. Ка­зах­стан — активный сторонник и участник меж­ду­на­род­ных организаций. Последние события, как от­ме­ча­ет Президент Нур­сул­тан На­за­рба­ев, чет­ко показали: мир од­ноз­нач­но стал мно­го­по­ляр­ным, многосторонний фор­мат взаимодействия стран, с уче­том глобализации и общности за­дач, выводит нас на необходимость усиления на­шей ра­бо­ты в области внеш­ней политики. По­это­му Ка­зах­стан продолжит активно применять эту фор­му дипломатии, будучи чле­ном ООН, СНГ, СВМДА, ОДКБ, ШОС, ОБ­СЕ, ССТГ и других организаций. Сов­ре­мен­ный мир без мно­гос­то­рон­ней дипломатии немыслим, по­это­му Ка­зах­стан занимает там активную позицию, что под­тверж­да­ет­ся примерами последних лет, вклю­чая на­ше пред­се­да­тель­ство в ОБ­СЕ, ШОС, ОИС и так да­лее. Ярким примером на­ше­го движения по пути мно­гос­то­рон­ней дипломатии яв­ля­ет­ся за­яв­ка на не­пост­оян­ное член­ство в Со­ве­те Безопасности ООН на 2017–2018 го­ды — сей­час мы ве­дем активную ра­бо­ту по избранию в этот ор­ган от азиатской груп­пы стран.

Ер­лан Абильфаизович, мно­го­век­тор­ная политика поз­во­ля­ет Ка­зах­ста­ну реализовывать национальные интересы, или в ближайшее вре­мя Ка­зах­стан мо­жет от­дать предпочтение следованию оп­ре­де­лен­но­му кур­су политики?

—Ка­зах­стан активный участник меж­ду­на­род­но­го сообщества и, ко­неч­но, зависим от про­цес­сов, происходящих в нем. Учитывая это обс­то­я­тель­ство, внеш­няя политика на­шей стра­ны не мо­жет не быть прагматичной. Речь о необходимости создания благоприятных внешних условий для ус­пеш­ной реализации Стратегии «Ка­зах­стан‑2050», достижения вы­со­ко­го уров­ня жизни населения, укрепления единства многонационального общества, пра­во­во­го го­су­дар­ства и демократических институтов, реализации прав и сво­бод че­ло­ве­ка.

С уче­том сов­ре­мен­ных реалий в мире, глубоких пе­ре­мен, я да­же ска­зал бы — изменением архитектуры все­го миропорядка, внеш­няя политика Ка­зах­ста­на тре­бу­ет модернизации. Вмес­те с тем, пре­ем­ствен­ность внешнеполитического кур­са и принципы внеш­ней политики Ка­зах­ста­на, такие как мно­го­век­тор­ность, сбалансированность, прагматизм и твер­дое отстаивание национальных интересов, ос­та­ют­ся незыблемыми. Оп­ре­де­ляя приоритетные и периферийные направления развития, мы, ко­неч­но, объективно оцениваем и соб­ствен­ные ре­сур­сы.

Сей­час, как ска­зал наш президент, мы находимся на историческом ру­бе­же — 29 мая сос­то­я­лось подписание До­го­во­ра о создании Евразийского экономического со­ю­за. В по­след­нее вре­мя на фо­не украинского кризиса, введения санкций в отношении России, час­то задавались воп­ро­сы о целесообразности подписания До­го­во­ра. Хо­чу осо­бо отметить, что эти события не влияют на евразийский интеграционный про­цесс, он бу­дет продвигаться.

Создание Евразийского экономического со­ю­за не имеет альтернативы с точки зрения перспектив для рос­та и процветания наших стран в рам­ках единого рын­ка.

Одним из ос­нов­ных вы­зо­вов Та­мо­жен­но­му со­ю­зу яв­ля­ет­ся обеспечение безопасности внешних границ. Это по­ка­зал пример Украины и ситуация Афганистана, ко­то­рая сложится по­сле вы­во­да коалиционных войск. В обоих слу­ча­ях пе­ре­се­ка­ют­ся задачи ОДКБ, НА­ТО и ОБ­СЕ. Ка­зах­стан имеет член­ство и в ОБ­СЕ, и в ОДКБ. Ка­ко­вы, на ваш взгляд, пути взаимодействия этих организаций? Воз­мо­жен ли диалог и принятие конк­рет­ных мер с целью стабилизации обстановки?

—В условиях отсутствия видимых ре­зуль­та­тов, на­пра­влен­ных на разрешение кризиса в Украине, сто­ро­ны приходят к пониманию бо­лее активного задействования воз­мож­нос­тей ОБ­СЕ. Как известно, ОБ­СЕ пред­ло­же­на «до­рож­ная кар­та» по урегулированию кризиса, дей­ству­ет мониторинговая миссия Организации, для наблюдения за выборами президента Украины направлялись наблюдатели. Со сво­ей сто­ро­ны Ка­зах­стан ока­зы­ва­ет под­держ­ку этим усилиям. Так, в сос­тав миссии ОБ­СЕ по наблюдению за выборами вошли и наши представители от пар­ла­мен­та и Министерства иностранных дел.

В це­лом мы исходим из то­го, что, не­смот­ря на существующие региональные проб­ле­мы и противоречия, глав­ный от­вет угро­зам и вы­зо­вам — диалог и согласование мер доверия по проб­ле­мам безопасности. И здесь важ­на близость стоящих пе­ред ОДКБ и ОБ­СЕ за­дач в области обеспечения коллективной безопасности и борь­бы с транснациональными угрозами и вызовами.

ОДКБ и ОБ­СЕ ве­дут диалог по широкому кру­гу воп­ро­сов, осуществляется взаимодействие, эти меж­ду­на­род­ные струк­ту­ры сов­мест­но ока­зы­ва­ют содействие в постконфликтном обуст­рой­стве Афганистана, борь­бе с терроризмом и наркотрафиком, сотрудничают по во­ен­но-политическим ас­пек­там.

В кон­текс­те предстоящего вы­во­да коалиционных сил из Афганистана в 2014 го­ду осо­бую роль сыг­ра­ют но­вые инициативы по сов­мест­ным про­ек­там в области безопасности, ко­то­рые по­вы­сят стабильность и без­опас­ность на прост­ран­стве двух организаций.

В частности, значительный потенциал ОБ­СЕ мы видим в таких ас­пек­тах, как оказание экс­перт­ной помощи в борь­бе с наркотиками и не­ле­галь­ной миграцией, под­го­тов­ка полицейских кад­ров, уничтожение взрыв­ча­тых веществ. По­ла­га­ем важ­ным проводить чет­кую координацию в рам­ках мно­гос­то­рон­не­го механизма взаимодействия ОБ­СЕ с ООН и другими региональными объединениями, вклю­чая ОДКБ, по урегулированию аф­ган­ско­го воп­ро­са и реализации про­ек­тов, что исключило бы воз­мож­ное дублирование реализуемых прог­рамм.

В этой связи хо­тел бы отметить важ­ность сотрудничества ОБ­СЕ с такими платформами как ОДКБ, СВМДА и «Стамбульский про­цесс». Как подтвердила 3‑я Министерская встре­ча в рам­ках Стам­буль­ско­го про­цес­са (26 апре­ля 2013 г., Ал­ма­ты), толь­ко тес­ная координация наших усилий позволит достичь видимых ре­зуль­та­тов.

Ни од­но го­су­дар­ство или организация не мо­гут в одиночку противостоять существующим и но­вым угро­зам. По­это­му мы хотим наладить ре­аль­ный продуктивный диалог меж­ду организациями евроатлантического и евразийского прост­ран­ства — ОБ­СЕ, НА­ТО, ОДКБ, ШОС, СВМДА, — ко­то­рый бы учитывал взаимные интересы и обес­по­ко­ен­ность сто­рон, соз­дал синергию усилий для сов­мест­но­го решения проб­лем безопасности на евразийском прост­ран­стве.

Кро­ме то­го, хо­тел бы под­черк­нуть, что воп­ро­сы внешнеполитической координации го­су­дарств — чле­нов ОДКБ, в том числе и взаимодействие с международными и региональными структурами, на­хо­дят­ся в цент­ре внимания Со­ве­та министров иностранных дел организации.

Стратегия‑2050 — это амбициозные задачи по вхождению Ка­зах­ста­на в тридцатку са­мых развитых стран мира. Как мо­жет ска­зать­ся член­ство в Евразийском со­ю­зе на достижении этой цели? Как Ка­зах­стан относится к расширению Та­мо­жен­но­го со­ю­за?

—Именно Ка­зах­стан яв­ля­ет­ся инициатором экономической интеграции на евразийском прост­ран­стве. В мар­те 2014 го­да исполнилось 20 лет с то­го мо­мен­та, как гла­ва го­су­дар­ства выступил в МГУ им. М. Ло­мо­но­со­ва с мо­даль­ным про­ек­том Евразийского экономического со­ю­за.

Соз­дан­ный в 2010 го­ду Та­мо­жен­ный со­юз отк­рыл но­вые возможности для развития от­дель­ных сек­то­ров экономики, преж­де все­го, за счет создания единого рын­ка ТС с численностью бо­лее 170 млн че­ло­век. По оцен­кам экс­пер­тов, до 2030 го­да три стра­ны по­лу­чат дополнительный рост ВВП на 25 про­цен­тов, т. е. бо­лее 600 миллиардов до­лла­ров. Положительным ре­зуль­та­том интеграции в ТС и ЕЭП явилось развитие не­сырь­е­во­го сек­то­ра экономики и привлечение иностранных инвестиций.

Ка­зах­стан не ограничивается рамками евразийской интеграции. На­ша стра­на отк­ры­та для участия и в других организациях для даль­ней­ше­го развития экономики и повышения благосостояния населения стра­ны.

Боль­шой интерес к про­ек­ту экономической интеграции проявили еще два го­су­дар­ства. Кыр­гыз­стан изъявил желание присоединиться к Та­мо­жен­но­му со­ю­зу, а Армения же­ла­ет вступить сра­зу же в Евразийский экономический со­юз. Меж­ду тем 24 де­каб­ря 2013 го­да в Моск­ве на заседании Вы­сше­го Евразийского экономического со­ве­та на уров­не глав го­су­дарств Президент Н. На­за­рба­ев отметил, что мы вы­сту­па­ем за даль­ней­шее расширение со­ю­за. Мы — не за­мкну­тая организация, эта организация соз­да­ет­ся не против ко­го-то.

Интервью провел Арсений СИВИЦКИЙ.

 

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.