Вы здесь

Итоги выборов в Европарламент и отношения между ЕС и ТС


22–25 мая в Европейском союзе состоялись очередные выборы депутатов Европейского парламента. По мнению ряда экспертов, их итоги могут позитивно сказаться на развитии диалога между ЕС и Россией, а также Таможенным союзом в целом. Теперь в Европарламенте будет представлено больше политических сил, ориентированных на Россию. Как правило, это радикальные правые партии, они выступают с резкой критикой США за стремление к мировому господству и рассматривают Россию в качестве противовеса американскому мировому могуществу.

Так ли это, покажет время. А пока гораздо полезнее проанализировать, насколько после выборов изменился европейский политический ландшафт.

Несмотря на то, что евроскептики увеличили свое представительство в Европарламенте по сравнению с его предыдущим составом, по-прежнему три крупнейшие проевропейские фракции — правоцентристская Европейская народная партия (28,4%), левоцентристский Прогрессивный альянс социалистов и демократов (25,6%) и либеральный Альянс либералов и демократов за Европу (8,5%) — будут занимать лидирующие позиции, сохранив за собой большинство. Из 751 места в Европарламенте эти партии получили 469 кресел, евроскептики — не более 100. Это значит, что в работе Европейского парламента мало что изменится. Тем не менее, часть своих мест эти фракции уступили правым радикальным партиям, традиционно характеризующимся евроскептическими настроениями. По итогам выборов в Европарламент во многих государствах ЕС именно эти партии вошли в тройку победителей на своем национальном уровне.

Для экспертов рост популярности радикальных правых сил не стал неожиданностью. По оценкам The Economist, сделанных еще в январе 2014 года, правые радикальные политические силы могли получить от 16 до 25% общественной поддержки.

На протяжении последних лет аналитики повсеместно фиксировали существенное снижение интереса европейских граждан к политике. Кризис еврозоны, рост безработицы, усиление европейских жестких мер экономии уменьшил уровень общественного одобрения политики, проводимой руководством ЕС. Все это и создало предпосылки для прихода в Европарламент крайне правых сил. Они характеризуются не просто евроскептическими, но даже еврофобскими взглядами, призывающими к выходу из ЕС.

Так, евроскептики заняли первое место на выборах во Франции (Национальный фронт — 24 мандата), Великобритании (Партия независимости Соединенного Королевства — 24 мандата) и Дании (Датская народная партия — 4 места). Избранные депутаты от крайне правых партий уже договариваются о создании своей фракции в Европейском парламенте. Однако сделать это будет не так легко. Для создания своей фракции им необходимо собрать по меньшей мере 25 евродепутатов из 7 стран ЕС. Войти в новую фракцию уже согласились «Австрийская партия свободы», «Фламандский интерес», «Шведские демократы» и «Лига Севера». Для формирования новой фракции не хватает еще одной партии. Но они не хотят работать с такими радикальными силами, как «Золотая заря» и «Йоббик». В то же время умеренные радикалы (Партия независимости Соединенного Королевства и «Альтернатива для Германии») отказываются объединяться с националистами.

Однако даже в случае формирования подобной коалиции она вряд ли сможет существенно влиять на работу Европарламента. Лидер европейских «народников» Жан-Клод Юнкер и глава социал-демократов Мартин Шульц заявили, что собираются обсуждать возможность создания так называемой большой коалиции консерваторов и социалистов, причем лидер социал-демократов даже согласился поддержать Юнкера на должность председателя Еврокомиссии.

С этого года Европарламент, согласно Лиссабонскому договору, получил дополнительные привилегии: лидеры государств — членов ЕС при выборе главы Еврокомиссии должны учитывать результаты выборов в Европейский парламент, который затем утверждает предложенного Советом ЕС кандидата большинством в 376 голосов.

Однако, как полагают аналитики, решающим фактором в вопросе назначения главы Европейской комиссии станет позиция лидеров больших стран ЕС, в первую очередь Германии и Франции, которые достаточно скептично смотрят на то, чтобы назначать на эту должность лидеров фракций Европейского парламента.

Если Европейский парламент и может повлиять на развитие отношений между ЕС и ТС, то лишь незначительно. Приоритетами его деятельности уже обозначены стимулирование экономического роста, борьба с безработицей, поддержка конкурентоспособности европейской экономики. В то время как внешняя политика ЕС по-прежнему будет оставаться компетенцией Еврокомиссии в лице верховного представителя по иностранным делам и политики безопасности и еврокомиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства, а также Совета ЕС. Поэтому о реальном изменении позиции ЕС в отношении России, ТС и евразийских интеграционных процессов можно будет говорить лишь после формирования нового состава Еврокомиссии.

Арсений Сивицкий,

директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований.

 

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.