Вы здесь

Серебряный голос в степи


Среди лауреатов Межгосударственной премии «Звезды Содружества» случайных имен не бывает. Премия учреждена Советом по гуманитарному сотрудничеству государств — участников СНГ и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ (МФГС) на совместном заседании в городе Астане (Казахстан) 21 мая 2009 года.

31-20

31-20

 

С тех пор эта награда ежегодно присуждается в трех номинациях: в области науки и образования, культуры и искусства, гуманитарной деятельности. Среди обладателей премии в области гуманитарной деятельности за 2013 год — оперная певица, народная артистка СССР и Казахстана Бибигуль Тулегенова.

Сказать про Бибигуль Тулегенову, что она певица, — значит не сказать ничего. Да, она народная артистка СССР, лауреат государственных премий СССР и Казахстана, Герой Соцтруда, профессор консерватории… Но прежде всего, она обладательница уникального голоса. У ее колоратурного сопрано необыкновенный тембр. Его мягкость и пластичность музыкальные критики до сих пор сравнивают со звучанием серебряного колокольчика. И это вовсе не художественное преувеличение.

Любая попытка понять, что помогает каждому из нас стать тем, кто мы есть, больше похожа на философское размышление о судьбе, предназначении и случае. Для Бибигуль Ахметовны жизненные пазлы сложились самым причудливым образом.

Она родилась 16 декабря 1929 года в казахстанском Семипалатинске в семье, где часто звучала музыка — мама хорошо пела, отец любил играть на скрипке. Но в 1937 году этой жизни пришел конец: отца арестовали в Катон-Карагае; он исчез навсегда. Горе и тревоги иногда заставляют человека замолчать, но малышка Бибигуль пела — дома, в школе, помогая маме по хозяйству.

Ей рано пришлось стать взрослой: училась в вечерней школе, пошла работать на мясокомбинат, а там был кружок художественной самодеятельности, где она могла петь уже не только для себя, но и для первой публики. На юную певицу обратила внимание известная советская писательница Галина Серебрякова. Она в то время, как и многие ее коллеги, находилась в Казахстане в ссылке. Встреча Бибигуль и Галины стала первой из судьбоносных: Серебрякова поняла, что такому таланту нужно помогать. Она взялась опекать Тулегенову, дала ей первые уроки музыки. Именно по настоянию Серебряковой Бибигуль поехала в Алма-Ату поступать в консерваторию.

Учеба — это отдельный рассказ о жизни и судьбе: Бибигуль юной студенткой выходит замуж и уже на первых курсах становится юной мамочкой. А для вокалистов есть закон: во время беременности беречь связки. Но Бибигуль по неопытности этим законом пренебрегла, и, когда пришла сдавать какие-то очередные экзамены, выяснилось, что голос она… потеряла. И только мудрость и настойчивость ее преподавателя по вокалу вернули все на круги своя. И когда затем у Тулегеновой родилась вторая дочь, она этой ошибки уже не повторила. Если бы потеряла голос, то стала бы рядовой домохозяйкой, как и хотел ее первый муж. Ее замужество не стало тылом, защитой, опорой. Это был бесконечный бой личности и того, кому хотелось иметь рядом покорную Бибигуль. Не сложилось…

Во время учебы студентку Алма-Атинской консерватории пригласили работать солисткой Казахстанского радио, где она исполняла популярные народные и эстрадные песни. Это был первый успех и первое признание. Но и первая «заноза» — дело в том, что, когда после окончания консерватории Тулегенова была зачислена в труппу Большого академического театра оперы и балета имени Абая в Алма-Ате, именно эстрадный опыт показался музыкальным чиновникам лишним для оперы.

Ей, по сути, не давали достойных партий, обходили, ждали, что Бибигуль «сама попросит»… Но просить свое, то, что принадлежит ей по праву судьбы — это не в характере Тулегеновой. «Директор сказал на худсовете, что таких певиц, как Тулегенова, мы продвигать не будем, пока она не созреет и не перестанет петь свои песенки на радио. А я сказала, что плевать хотела на его выдвижения, сама выдвинусь», — рассказывала она в одном из своих интервью. За эту дерзость певицу на долгие 15 лет перевели солисткой в филармонию.

Бибигуль Тулегенова научилась быть терпеливой, на все удары судьбы отвечать знаменитой улыбкой: «Творческому человеку озлобляться нельзя. Если это случится, то твое искусство будет никому не нужно. Чтобы греть людей, оно должно быть добрым».

И только в 1971 году Бибигуль возвращается в Большой театр — ее дом, ее место под «солнцем» — софитами. Сольную карьеру совмещает с активной общественной деятельностью: она была депутатом Верховного Совета Казахской ССР. В 1980 году взяла класс вокала в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы.

Она очень долго давала сольные концерты. Среди певиц, обладающих колоратурным сопрано, это пока единственный случай. «Говорят, что меня нужно заносить в книгу Гиннесса, — а я отвечаю: — Да мне ничего не надо, только не мешайте заниматься творчеством», — эти слова из ее интервью к 70‑летнему юбилею отлично передают характер Бибигуль.

Благодаря Президенту, в начале двухтысячных годов был создан Международный конкурс вокалистов имени Бибигуль Тулегеновой. Она сама говорит, что это уникальная стартовая площадка для «золотых голосов». Ведь как когда-то заметили ее саму, поддержали, наставили и направили на истинный творческий путь, так и Бибигуль Тулегенова сегодня поддерживает молодые таланты, на которые щедра казахстанская земля. И неважно, что ее творческие птенцы разлетаются по всему миру, выступают на самых престижных сценах. Они никогда не забудут, откуда они родом. Они никогда не забудут, кто их наставник — серебряноголосая Бибигуль.

Лариса РАКОВСКАЯ.

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.