Вы здесь

Плацдарм для намерений


Таможенный союз как фундамент ЕАЭС уже работает, но пока для простого человека это не очень заметно. Какую выгоду от интеграции смогут получить наши предприятия, какие шаги следует предпринять для создания конкурентного продукта и как государство, выходя на общий рынок Таможенного союза, заботится об индивидуальных предпринимателях? Об этом корреспонденту «Союз-Евразия» рассказал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по экономической политике Виктор ВАЛЮШИЦКИЙ.

31-7

31-7

 

—Говорить о том, что сегодня законодательство стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства унифицировано, еще рано. Мы проделали большой путь в сфере государственных закупок, антимонопольного регулирования, таможенного законодательства. Вместе с тем еще многое предстоит сделать по унификации законодательства в сфере финансов и рынка ценных бумаг, в области страхования и банковской деятельности.

На данном этапе я вижу Евразийский экономический союз как плацдарм для намерений: пока что стороны только высказывают свои намерения к тесной экономической интеграции. О том, что она уже произошла, говорить рано.

Что касается выгод для белорусских компаний от участия нашей страны в ЕАЭС, нужно иметь в виду, что такой союз — это не только свобода доступа на рынки. Главными целями создаваемого объединения являются: формирование общих рынков (труда, товара и капитала); выработка общей стратегии развития экономик стран-участниц (проведение общей промышленной, сельскохозяйственной, научно-технической политики); широкая и взаимовыгодная кооперация субъектов хозяйствования и, как следствие, повышение уровня конкурентоспособности экономик и предприятий в региональном и мировом контексте. Соответственно, для отечественного бизнеса создаваемый союз несет не только преимущества доступа на рынки и возможности кооперации, но и усиление конкуренции.

Склады белорусских машиностроительных предприятий заполнены. Пока что эти крупные заводы терпят убытки из-за того, что не могут составить конкуренции на рынке Таможенного союза аналогам из Америки и Европы. Какие шаги следует предпринять белорусским предприятиям для выхода из этого положения?

Причины в сложившейся ситуации две: объективная (падение рынков традиционных торговых партнеров Беларуси) и субъективная (качество продукции отдельных производителей, не всегда своевременное и адекватное реагирование наших предприятий на растущую конкуренцию). Соответственно, и «рецептов» выхода из такого положения два, о которых не раз говорил и глава государства, и руководство правительства. Первый — это диверсификация рынков сбыта и улучшение логистики поставок, второй — соотношение цены и качества продукции за счет снижения ее себестоимости, внедрения инноваций, выпуска новых перспективных товаров.

Отдельным пунктом, который значительно влияет на цену товара, производимого в Беларуси, является перекрестное субсидирование. На предприятия, помимо собственных расходов, возложены еще и выплаты части коммунальных платежей частных лиц. Как известно, последние в нашей стране оплачивают далеко не полную стоимость коммунальных услуг. В итоге продукция некоторых предприятий имеет себестоимость на 20–30% выше, чем она была бы без перекрестного субсидирования. Так мы и приходим к неконкурентоспособности.

Пока что у участников евразийской интеграции отсутствует единая промышленная и экспортная политика, и это отрицательно сказывается на экономиках союзников. Вместо объединения для совместного развития предприятий промышленности страны продолжают конкурировать. Что поможет решить эту проблему?

—С одной стороны, конкуренция как экономическая категория — благо. Это возможность для потребителя выбирать более качественный товар за более низкую цену и на более выгодных условиях. В конечном счете, конкуренция — это хорошо и для производителя, поскольку заставляет его постоянно вести поиск рынков, технологий, развиваться технически и организационно. Однако, как я уже отметил выше, при формировании ЕАЭС, наряду с конкуренцией, важнейшим вопросом является и кооперация.

По моему глубокому убеждению, под «общим рынком» в ЕАЭС должно пониматься не только такое объединение национальных рынков стран-участниц, в котором предусматривается постепенное устранение ограничений в торговле, введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами и устранение препятствий для свободного передвижения капиталов, товаров и рабочей силы, но и проведение общей или согласованной экономической политики. И у нас есть для этого хороший пример — Европейский союз. Мы видим, как в Европе защищают свой рынок и своих производителей, мы видим, как в структурах Европейского союза вырабатываются общие решения в сельском хозяйстве, промышленности, финансовой сфере… Уверен, что без таких подходов любое интеграционное объединение обречено на провал.

В прошлом году многие белорусские предприниматели бастовали из-за введения требований техрегламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», который обязывал частников проходить дорогостоящую процедуру сертификации. Предприниматели сетовали, что данное требование ставит их на грань выживания. Как сейчас вы можете оценить последствия вступления в силу этого документа?

—Думаю, здесь нужно начать сначала. Требования техрегламента вводились не «против», а «за». За поддержку отечественных производителей, которые в вопросе сертификации своей продукции находились в менее выгодных условиях, чем поставщики товаров из Юго-Восточной Азии. За создание равных условий для организации торговли, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. За частников, которые, заботясь о своем имени, о своем потребителе и качестве продукта, покупают сертифицированные товары проверенного качества. Ведь именно эти документы свидетельствуют как о качестве, так и о безопасности продукта. Не секрет, что создание дополнительных условий для развития предпринимательства (упрощенная система налогообложения, расчеты наличными денежными средствами) произошло в том числе и за счет снижения доли торговых организаций.

С другой стороны, государство видит и понимает определенные риски для индивидуальных предпринимателей. И для того, чтобы минимизировать возможные негативные последствия, предпринимаются определенные усилия со стороны государства. Например, в изданном накануне главой государства указе снимается ограничение для предпринимателей по найму на работу только родственников, установлен переходный период, в течение которого предприниматели смогут реализовать остатки товаров, ввезенных из России или Казахстана до 1 июля 2014 года без документов.

Уже в прошлом году была начата работа по созданию в регионах оптовых организаций, которые смогли бы взять на себя вопрос сертификации товаров. Кстати, почему-то нигде не говорят, что сами индивидуальные предприниматели могут создать юридическое лицо, которое бы занималось ввозом и сертификацией товаров, решало бы вопросы логистики. При этом предприниматели сами определяли бы, где и у кого брать товар, а также ассортимент продукции.

Конечно, и отечественный производитель должен больше прислушиваться к мнению частников в вопросах качества, цены и ассортимента производимой продукции. Именно индивидуальные предприниматели могут стать такой лакмусовой бумажкой для производителей, поскольку они видят и знают, что именно нужно покупателю, какой именно товар пользуется наибольшим спросом.

Параллельно с проектом Евразийского союза присутствует идея так называемого большого Евразийского союза. Он подразумевает широкую интеграцию с Китаем, Индией, а также некоторыми европейскими странами. Насколько реалистично ожидать, что даже если такая цель не будет до конца достигнута, определенные шаги для построения объединения будут сделаны?

—Вопрос создания большого Евразийского союза — это вопрос отдаленной перспективы. Вместе с тем государства — участники ЕАЭС уже сегодня на двухсторонней основе сотрудничают и с Китаем, и с Индией, и с другими странами азиатско-тихоокеанского региона. Без сомнения, после запуска Евразийского экономического союза нашему объединению необходимо будет выстраивать взаимовыгодное сотрудничество с Европейским союзом, а также с государствами и их объединениями в Азии, Африке и Америке.

Беседовала Надежда ЮШКЕВИЧ.

Выбор редакции

Культура

Минск 1941. Как это было

Минск 1941. Как это было

Небо почернело от самолетов.

Культура

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и  «после»

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и «после»

Они еще не знали, что впереди — долгие три года жизни под оккупацией.

Общество

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Социальное дистанцирование и наполняемость до 50 человек — таковы требования к аудиториям ЦТ.