Новые территории могут изменить соотношение сил в Юго-Восточной Азии
В разгар напряженности отношений между КНР и Вьетнамом появились сообщения о намерении Китая создать искусственный насыпной остров. В Южно-Китайском море. И, возможно, разместить там крупную военную базу.
Первым о строительных работах по расширению Южного рифа Джонсона сообщило филиппинское правительство в феврале этого года. В мае в сети появились чертежи проекта искусственного острова в районе архипелага Спартли: там планируется создание грузового причала и аэродрома. Официальные лица КНР эту информацию не комментируют, но в китайском экспертном сообществе она живо обсуждается.
Некоторые аналитики предположили, что на острове будет создана крупная военная база КНР, что позволит Китаю создать в спорном районе Южно-Китайского моря опознавательную зону ПВО. Аналогичный шаг Пекин в ноябре 2013 года предпринял в отношении оспариваемых у Японии островов Сэнкаку/Дяоюйдао в Восточно-Китайском море.
Стремление Китая расширить свое влияние над ближайшим морским пространством — один из элементов стратегии Китая по превращению в полноценную морскую державу. Амбиции вполне оправдывают себя с точки зрения долгосрочных политических интересов: во-первых, превалирование морской торговли над сухопутной обязывает КНР эффективно защищать свои торговые пути. Пока Япония и Республика Корея остаются способны проводить совместную с США политику безопасности в Азиатско-Тихоатлантическом регионе, существует угроза блокады морских портов Китая, через которые проходит основной поток китайского экспорта.
Во-вторых, единственная страна, готовая пока еще оспорить региональную гегемонию Пекина в регионе — Япония, островное государство. Соответственно, для быстрой и успешной ее нейтрализации необходимо значительное морское превосходство.
Попытка создать мощный флот в Юго-Восточной Азии не является чем-то новым или из ряда вон выходящим. Япония уже имеет опыт использования мелких островов для контроля над морским и воздушным пространством региона в годы Второй мировой войны, когда японские императорские ВВС совершали налеты на авиационные и морские порты союзников с небольших аэродромов на островах в Микронезии и Восточно-Китайском море. Более того, возведение подземных фортификационных сооружений делало штурм этих мелких островов крайне сложным предприятием: наибольшие потери в живой силе и времени армия США понесла именно во время таких штурмов (битвы за Пелелиу и за Ивоздиму). Примечательно, что часть разрушенных военных аэродромов и портов Японии на небольших островах архипелага Сакисима в Восточно-Китайском море были восстановлены как гражданские объекты и сейчас обслуживают чартерные рейсы и рыболовецкие нужды, некоторые из островов имеют развитую современную инфраструктуру, а значит, в случае возникновения вооруженного конфликта в регионе могут быть сравнительно быстро переоборудованы в военных целях.
Что касается технических возможностей по реализации проекта искусственных островов, то ими Китай, несомненно, обладает в полной мере. Свидетельством этого может служить, например, создание довольно крупного насыпного острова Фэнхуан в провинции Хайнань, завершение работ над которым планируется в этом году.
Правда, японский опыт опережает китайский: на территории Японии действуют пять аэропортов (четыре международных и один для внутренних рейсов), построенных на искусственных островах: Нагасаки, Кансай, Кобэ, Китакюсю и Тюбу. Японским инженерам удалось справиться с известной проблемой проседания насыпных островов, обеспечить их устойчивость к тайфунам, цунами и землетрясениям, частым в регионе.
Так что вопрос о том, последует ли Япония китайскому примеру в попытках оспорить контроль над морским пространством в Азиатско-Тихоатлантическом регионе, остается открытым.
Алексей Кисляков,
аналитик Центра стратегических
и внешнеполитических исследований.
«Без прошлого не бывает будущего»
Эксперты ответили на распространенные вопросы об изменениях в пенсионном обеспечении.