«Космонавтика Беларуси» — книга под таким названием вышла недавно в свет в издательском центре БГУ. Ее автор — ректор Белорусского государственного университета академик Сергей АБЛАМЕЙКО. Как становится понятным уже из названия, книга — о становлении космонавтики в нашей стране, о выдающихся людях, инновациях, мировом сотрудничестве, а также о будущем белорусской космонавтики. После ее прочтения возникает много вопросов. Ответы на них мы решили получить из первых рук, у самого автора.
2
2
— Сергей Владимирович, как вы оказались в космонавтике?
— После окончания БГУ я был распределен в Институт технической кибернетики в Национальную академию наук Беларуси. Как раз в те годы наш институт занимался созданием автоматизированных картографических систем для оцифровки карт. Первоначально цифровые карты предназначались для полетных заданий ракет. Но в середине 80-х годов начались работы по обработке снимков земной поверхности, которые как раз и являются составной частью прикладной космонавтики.
Стало возможным получать снимки со спутника для решения хозяйственных задач. И всеми этими разработками в сфере космических исследований в советское время занимался Институт технической кибернетики, который, кстати, считался лучшим в этой теме в Советском Союзе. Затем наступило время независимости и институту было поручено координировать эти работы в стране. Заместитель директора института Борис Семенович Берегов, который был также руководителем отделения, и я, как его заместитель по отделению, вели эти работы, начиная с 1993 года.
Все проекты в стране координировались Институтом технической кибернетики, а это с 1999 года и российско-белорусские программы, к которым я имел самое непосредственное отношение как заместитель директора, а потом как директор института. Вот так я и оказался в космонавтике, как прикладной информатик.
Понятно, что наш институт не создавал ракет. Это делали другие организации. А мы занимались программным обеспечением для обработки информации. Но поскольку главным исполнителем был именно Институт технической кибернетики, все, что происходило в космической сфере в стране, происходило на наших глазах. Пропуская через себя эту информацию, я сохранил сведения и решил написать книгу, чтобы показать, что было сделано в космической сфере в Беларуси, особенно в годы ее независимости.
— Выходит, что перед читателем — первая полная история белорусской космонавтики?
— Разрозненные статьи ученых и организаций по космической теме, конечно, были. Но интересующемуся человеку достаточно непросто найти какой-либо значимый факт или составить полную картину событий. Мне же хотелось изложить точные факты, потому что Беларусь многое делала и продолжает делать в сфере космических исследований. И это все надо было показать. Ведь это результаты работы ученых и конструкторов нашей страны. По ним о нас судят во всем мире, и это, конечно, важная составляющая имиджа государства.
— После распада Советского Союза приоритетным во всех сферах деятельности, и, конечно же, в космической, было сотрудничество Беларуси с Россией...
— Действительно, это сотрудничество для нас принципиально важное. Во-первых, Россия — одна из крупнейших космических держав мира. Во-вторых, еще со времен Советского Союза у нас сохранились тесные связи. До начала совместной российско-белорусской программы «Космос — БР», то есть до конца девяностых годов, мы «варились в собственном соку» — это значит, выполняли какие-то небольшие контракты.
А совместные программы восстановили утраченные было связи с Россией и открыли совершенно иные перспективы. Стали создаваться новые приборы, устройства, программные комплексы с использованием их и в Российской Федерации, и в различных организациях в других странах. Как итог — мы стали продавать совместные разработки.
В качестве примера могу привести приборы, изготовленные в ОАО «Пеленг»: всевозможные устройства для космодромов, которые используются в России, фотокамеры для спутников, а так же приборы, которые делает БГУ и институты Национальной академии наук Беларуси.
Да, Беларусь не может создать свою ракету или возвести космодром, так как это очень затратные вещи, и такому небольшому государству, как наше, это не нужно. Мы создаем различные приборы, устройства, системы, которые используются в космических исследованиях. Изготовляем программные продукты для обработки снимков земной поверхности, для создания и обновления цифровых карт, для решения самых всевозможных задач. Они также широко используются и в Беларуси, и в России. Но мы продаем их и в другие страны.
Теперь пришли и к созданию спутника. Этот совместный проект является следующим этапом развития наших отношений.
— В прошлом году в БГУ был проведен конкурс на лучший проект космического эксперимента и на имя для университетского спутника. Как родилась эта идея?
— Передовые университеты мира уже запустили свои собственные спутники. И БГУ решил не отставать от них в этом вопросе. Впервые дерзкая мысль появилась у нас после успешного запуска нашей страной спутника дистанционного зондирования земли в 2012 году. Через год объявили в университете конкурс. Университетский спутник — это наноспутник небольшого размера, весом до 10 килограммов. Создание наноспутников под силу высшим учебным заведениям. Сейчас БГУ предлагают помощь английские, американские и другие компании. Но для нас приоритетно именно сотрудничество с Россией. Группа преподавателей-ученых и студентов Белорусского государственного университета и российского Юго-Западного государственного университета ведут разработку совместного образовательного наноспутника. Я думаю, для студентов это прекрасный опыт. Создана крепкая группа студентов и преподавателей. Беларусь заинтересована в этом проекте прежде всего из-за его образовательного потенциала. Мы ведем переговоры с Роскосмосом о поддержке этой инициативы.
Спутник мало создать — его нужно испытать, сделать опытный образец и тот образец, который полетит. Нужно также выждать очередь, чтобы твой спутник запустили. Мы надеемся, что работа не займет более полутора-двух лет. Наша цель — научиться создавать подобные спутники и запускать их, управлять ими и работать с информацией, которая может быть получена с таких спутников.
— В связи с угрозой истощения полезных ископаемых актуальным стало применение дистанционного зондирования земли. Какими мы можем похвалиться результатами?
— Если говорить о результатах, то уже сейчас есть примеры решения задач для разных отраслей народного хозяйства: лесной, сельского хозяйства. Говоря простым языком, можно узнать, как река разлилась, обнаружить пожар в лесу и так далее.
В Беларуси есть филиал «БелНИГРИ» «Космоаэрогеология». В этом филиале занимаются исследованием полезных ископаемых. На основе полученной из космоса информации организация занимается обнаружением нефти в некоторых районах Беларуси. Также и специалисты БГУ много делают для сохранения полезных ископаемых. В частности мы работаем с «Беларуськалием». БГУ прогнозирует, как не допустить обвалов земли, где безопасно строить новые шахты. И все это делается при помощи информации, поступающей из космоса.
— Одним из направлений космической программы на 2014—2017 годы является подготовка специалистов для космической отрасли. Студенты активно привлекаются к созданию космических приборов и устройств. Какие проекты следует ожидать дальше?
— Наши студенты и в самом деле активно участвуют во всех исследованиях, работают по ряду направлений: по созданию приборов и устройств, программному обеспечению. Также принимают различные снимки и сигналы с космоса, создают пикоспутники (спутники весом до 2 килограммов).
Команда Лицея Белорусского государственного университета впервые в этом году завоевала первое место в высшей лиге инновационного образовательного конкурса «СаnSаt в России» по запуску пикоспутников. В соревновании участвовало более 30 команд. Это, на мой взгляд, отличный результат.
— Уже состоялся первый выпуск студентов центра аэрокосмического образования БГУ. Как сложилась их судьба? Где сейчас работают молодые специалисты?
— В Национальной академии наук Беларуси, БГУ, ОАО «Пеленг» и других организациях, которые используют космическую информацию для решения определенных задач. Во многих министерствах есть структуры, которые работают с космической информацией. Туда также направляются наши специалисты.
Выпускники БДУ, особенно радиофизики, физики, математики, информатики, успешно работают не только в Беларуси, но и во всем мире. Многие зарубежные организации и университеты, частные структуры приглашают на работу белорусских математиков и физиков.
— Что пожелаете молодым людям, которые еще стоят перед выбором: стоит ли им выбирать специальности, связанные с программированием, математикой и космосом?
— Желаю всем поступать в БГУ! Это самое лучшее, что можно пожелать. В Бело-
русском государственном университете можно получить хорошее образование, и именно наши студенты-математики, информатики востребованы во всем мире. И перспективы работы тоже отличные: можно работать как в Беларуси, так и за рубежом. Это хорошее образование и гарантированная интересная работа. Я бы очень рекомендовал идти на эти специальности, так как перед выпускником будет открыт весь мир.
Фаина НАКОНЕЧНАЯ.
Жилье и здоровье — наиболее волнующие для людей.
Зарплата плюс социальный пакет.
Купить квартиру в другом городе, не приезжая в него.
Пылающие берега Сожа.