Больше месяца назад состоялся саммит в Минске. Заявления, прозвучавшие там, дали почву надеждам, что минская встреча поспособствует не только прекращению военных действий в Украине, но и поможет выработке консенсуса по многим вопросам между Таможенным союзом, Европейским союзом и Украиной.
Однако компромиссные настроения участников, царившие в Минске, не были подтверждены теми политическими действиями, которые последовали после саммита. И теперь стороны вновь находятся в знакомом, к сожалению, положении — лицом к лицу, по разные стороны баррикад…
Канцлер Германии Ангела Меркель высказалась за скорое введение согласованных дополнительных европейских экономических санкций, дав понять, что не удовлетворена прогрессом в Украине. В статье Thе Wаll Strееt Jоurnаl Андреа Томаса говорится, что «после нескольких месяцев возглавляемых Германией бесплодных дипломатических усилий, добивающихся окончания противостояния, дипломаты и должностные лица в Берлине встретили попытки примирения Путина с Порошенко с усилившимся скептицизмом. Меркель требует доказательств доброй воли Путина на деле».
Между тем, сама госпожа канцлер, выступая в Бундестаге, подчеркнула, что говорит «от лица немецкого правительства», а не выражает только свою личную точку зрения: «В свете сегодняшней ситуации, которая, несомненно, улучшилась в отношении военных действий, многие другие вопросы по-прежнему неясны. Вот почему мы выступаем за опубликование данных санкций».
США и ЕС согласились ввести в действие дополнительные экономические санкции против России, несмотря на заключенное хрупкое перемирие, сообщают корреспонденты Thе Nеw Yоrk Tіmеs.
Европейские лидеры преодолели сопротивление некоторых своих коллег, и вскоре после этого президент Обама последовал их примеру: «Мы пристально наблюдаем за развитием событий после объявления о прекращении огня и заключения соглашения в Минске. Но мы еще не видели убедительных доказательств того, что Россия прекратила попытки дестабилизации Украины. Если Россия полностью выполнит свои обязательства, эти санкции могут быть отозваны. Если, напротив, Россия продолжит свои агрессивные действия и нарушения международного права, цена для нее продолжит расти».
Санкционные скандалы продолжают усложнять жизнь политикам и бизнесу, но, как показывает анализ западной прессы, у такого рода политики есть и противники. Русская служба RFІ передает, что специальный советник внешнеполитического ведомства Франции по связям с Россией Жан-Пьер Шевенман недавно призвал к снятию европейских санкций в отношении Москвы.
— Санкции и ответные на них меры — это процесс возмездия, из которого все хотели бы выйти. Они наносят ущерб обеим сторонам, — заявил французский сенатор Шевенман. — Французский экспорт в Россию составляет половину существующего объема. Это не те вопросы, которые мы могли бы игнорировать.
Напомним, что в августе Россия ввела продовольственное эмбарго для поставщиков из Евросоюза в ответ на санкции, введенные Западом в отношении России.
Thе Іndереndеnt выразила мнение, что Запад и Россия по-прежнему могут «кричать друг на друга», заявляя о силовых захватах в Восточной Европе и налагать торговые санкции против компаний и физических лиц по принципу «око за око». Издание считает, что это отражает только внешнюю сторону взаимоотношений, не затрагивая глубинных пластов, и приводит примеры участия России в решении ключевых вопросов международных отношений.
Известную точку зрения о том, что санкции не изменят политику Кремля, в очередной раз высказало финское издание Ylе. В статье со ссылкой на профессора международного права Хельсинкского университета Мартти Коскенниеми говорится, что санкции сегодня лишь служат демонстрацией того, что Запад не одобряет политику России в Украине. В свою очередь, использование Европейским союзом санкционного инструмента проблематично в силу того, что теперь их отмена возможна лишь в том случае, если все страны — члены Евросоюза согласны с этим решением.
Еще одним нашумевшим фактом явилась новость о скандальном заявлении Владимира Путина. Он якобы «сказал президенту Украины, что может захватить некоторые страны НАТО». Это скандальное и никак не подтвержденное официально заявление было растиражировано многими изданиями — со ссылкой на немецкую газету Süddеutsсhе Zеіtung.
«Если бы я захотел, через два дня российские войска могли бы быть не только в Киеве, но и в Риге, Вильнюсе, Таллинне, Варшаве и Бухаресте», — такие слова Владимира Путина Петр Порошенко передал президенту Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу. Политикам не должна быть свойственна любовь к играм в «испорченный телефон» — но они, эти игры, отчасти и есть инструмент политики, за неимением более весомых.
Одним словом, страны, чьи интересы затрагивает украинский кризис, вновь находятся в состоянии конфликта. Складывается впечатление, что поиски ответов на вопросы «кто в чем виноват» и «кто кому что должен», становятся для некоторых сторон из конфликтующего многоугольника важнее, чем поиск истины. Предельно ясно только одно: в то время, пока «конфликтующие стороны» выясняют отношения, обмениваются колкостями и санкциями, гибнут люди и страдает экономика. И это затрагивает жизненные интересы миллионов граждан разных стран, даже если они не могут уверенно показать на карте, где расположен Донбасс.
Дмитрий Голубничий.
Оно не является населенным пунктом.
Уникальная возможность для будущих абитуриентов.