Вы здесь

Как в нормальной семье


Белорусский бизнесмен с казахскими корнями о че­ты­рех сво­бо­дах и братских отношениях

Чер­мен Шо­ка­нов — по­чет­ный кон­сул Республики Ка­зах­стан в Республике Бе­ла­русь. Интернет-пор­тал «Ежедневник» по итогам прош­ло­го го­да включил его в число 200 ус­пеш­ных и влиятельных бизнесменов Беларуси. Впро­чем, в Меж­ду­на­род­ном общественном объединении ка­за­хов «Ата—ме­кен» («Отчий край») Чер­ме­на Шо­ка­но­ва представили, в пер­вую оче­редь, как круп­но­го ме­це­на­та. Су­дя по гра­мо­там, ко­то­рые укра­ша­ют рабочий кабинет по­чет­но­го кон­су­ла, то же са­мое о нем мо­жет ска­зать и Бел­орус­ская пра­вос­лав­ная цер­ковь. Кро­ме то­го, сегодняшний собеседник «СЕ» — рок-му­зы­кант, участник груп­пы «Олег Спицын и Чер­мен». И наш с ним раз­го­вор — о том, как стра­ны и на­ро­ды соединяются в жизни и су­дьбе од­но­го че­ло­ве­ка.

18-13

18-13

 

Читайте ещё:

 

Казахстан и новая экономическая политика

Деньги из мусора

Заинтересованность в мире

Участие Беларуси в «Экспо-2017» подтверждено

Архипелаг Карлаг

«Евразис»: аналитика и поиск

 

 

— Чер­мен Анатольевич, у вас «со­вет­ская» биография: родились в Ом­ской области, шко­лу закончили в Ал­ма­ты, авиационное училище — в Минске, вы­сшее во­ен­ное — в Риге. Это как-то отразилось на становлении ва­шей личности?

— Я — советский че­ло­век по ментальности. Это уже в крови. Вся моя род­ня живет в Ка­зах­ста­не, а же­на и дети — бел­ору­сы, сам я боль­ше 20 лет живу в Беларуси... Нель­зя ска­зать, че­го во мне боль­ше: бел­орус­ско­го или ка­зах­ско­го. Это все рав­но, что спросить у ре­бен­ка: ко­го он боль­ше любит — па­пу или ма­му. Для ме­ня и Бе­ла­русь, и Ка­зах­стан — две род­ные стра­ны. Оба на­ро­да — и белорусский, и казахский — очень мне близки.

— Каким об­ра­зом мен­таль­ность со­вет­ско­го че­ло­ве­ка со­че­та­ет­ся с деловыми качествами?

— Среди известных бизнесменов мно­го во­ен­ных тех­на­рей. Мне очень по­мо­га­ет та ба­за знаний, ко­то­рая бы­ла за­ло­же­на во вре­мя обучения в Минском авиационно-техническом училище, по­том — в Рижском вы­сшем во­ен­ном авиационном инженерном училище имени Яко­ва Алксниса. Со­вет­скую об­ра­зо­ва­тель­ную систему считал и считаю од­ной из лучших в мире. Образование и те­перь ос­та­ет­ся сильной сто­ро­ной наших стран. Не слу­чай­но Белорусский го­су­дар­ствен­ный университет в этом го­ду во­шел в ТОП-500 лучших университетов мира. А ведь университет от-
к­рыл­ся не вче­ра — в этом го­ду он отп­разд­но­вал свое 90-летие.

— На­вер­ное, и сох­ра­нен­ные со вре­мен Со­вет­ско­го Со­ю­за кон­так­ты сыграли свою роль?

— Ко­неч­но. Я служ­бу закончил в Латвии, ког­да уже фактически развалился Советский Со­юз. Был уво­лен из Во­о­ру­жен­ных сил по сокращению шта­тов, а так как моя су­пру­га из Минска, мы вернулись в Минск, прописались у тещи. Че­рез год я получил граж­дан­ство Республики Бе­ла­русь. То есть призывался из Со­вет­ско­го Со­ю­за, а вер­нул­ся в Республику Бе­ла­русь. И пер­вый свой бизнес я на­чал с поставки в Бе­ла­русь и Смо­лен­скую об­ласть России све­же­мо­ро­же­ной ры­бы и кон­серв­ной продукции, ко­то­рую привез из Прибалтики.

— С Ка­зах­ста­ном ваш бизнес свя­зан?

— С Ка­зах­ста­ном на сегодняшний день бизнес выстраивать слож­нее. До изъятия же­лез­но­до­рож­ных тарифов в рам­ках Та­мо­жен­но­го со­ю­за мы возили из Ка­зах­ста­на лист хо­лод­но­ка­та­ный и го­ря­че­ка­та­ный, ко­то­рый Бе­ла­русь использует в больших количествах. Он идет на изготовление холодильников, кабин грузовиков и трак­то­ров. По­ка существовали единые с Россией тарифы на гру­зо­вые же­лез­но­до­рож­ные перевозки, возить этот лист бы­ло вы­год­но. Это спо­соб­ство­ва­ло рос­ту экс­пор­та из Ка­зах­ста­на в Бе­ла­русь. Ког­да Россия предоставила преференции для своих поставщиков, то до­ля ка­зах­стан­ско­го импорта в то­ва­ро­о­бо­ро­те меж­ду Бе­ла­русью и Ка­зах­ста­ном ста­ла пост­оян­но сокращаться.

Над­еюсь, что этот пе­ре­кос вре­мен­ный, с помощью пе­ре­го­во­ров все точки над і бу­дут рас­став­ле­ны, а Ка­зах­стан и Бе­ла­русь смо­гут отс­то­ять свои позиции.

Мы открыли в прош­лом го­ду тор­го­вый дом «Минск-Аста­на» в Ка­зах­ста­не. В течение го­да потратили ог­ром­ное количество де­нег на содержание офисов, мониторинг рын­ка, но, к сожалению, ни од­ной ре­аль­ной сделки не осуществили, по­то­му что по­сле открытия произошла девальвация тен­ге и белорусские то­ва­ры оказались не­кон­ку­рен­тос­по­соб­ны на ка­зах­стан­ском рын­ке. К примеру, если до девальвации в больших объемах шел экс­порт бел­орус­ской све­же­мо­ро­же­ной говядины, то на сегодняшний день поставки эти то­же минимальные.

— Чем тут мож­но по­мочь?

— Ослаблением бел­орус­ско­го руб­ля, хо­тя отношение к это­му в бизнес-сообществе не­од­ноз­нач­ное. Се­год­ня белорусский рубль — до­ста­точ­но до­ро­гая ва­лю­та по отношению к российскому руб­лю и к тен­ге.

— В этой связи как вы смотрите на введение единой ва­лю­ты в рам­ках ЕА­ЭС?

— Ду­маю, мы к это­му придем. Но это воп­рос не се­год­няш­не­го дня.

Что ка­са­ет­ся движения впе­ред, в этом направлении уже мно­гое для бизнеса сде­ла­но. Еще год на­зад, что­бы про­дать, к примеру, белорусский то­вар в казахстанские тор­го­вые сети, на­до бы­ло отк­ры­вать представительство, по­лу­чать учет­ный но­мер налогоплательщика, проводить по­лную регистрацию, нанимать аудит, бух­гал­те­ра, свое­го представителя... Те­перь все это мож­но де­лать дистанционно, имея толь­ко ста­тус бел­орус­ско­го резидента и рас­чет­ный счет в бел­орус­ском бан­ке. Сертифицировать белорусский то­вар на территории Ка­зах­ста­на уже не нуж­но. До­ста­точ­но заключить до­го­вор с лю­бой ка­зах­стан­ской тор­го­вой проводящей сетью магазинов и прос­то отправить ту­да то­вар. При этом есть воз­мож­ность использовать кредит бел­орус­ско­го бан­ка. Да­же банковский счет в Ка­зах­ста­не отк­ры­вать не на­до, так как деньги (тен­ге или до­лла­ры) от­ту­да мо­гут зачисляться на мультивалютный счет в Беларуси.

Создание общего финансового рын­ка в рам­ках Та­мо­жен­но­го со­ю­за — это шаг, за которым сле­ду­ет и создание единой ва­лю­ты. Как толь­ко ре­сур­сы на общем финансовом рын­ке ста­нут одинаково до­ступ­ны для резидентов всех стран-участниц, придет вре­мя введения единой ва­лю­ты. Это неизбежно. Весь мир идет по пути глобализации. Создание Та­мо­жен­но­го со­ю­за — это, по истечении 20 лет, осознание то­го, что вмес­те ре­шать проб­ле­мы лег­че, чем в одиночку.

— То есть лично вы заинтересованы в ЕА­ЭС?

— Од­ноз­нач­но заинтересован. Создание единого рын­ка услуг, то­ва­ров, финансов, ра­бо­чей силы — че­ты­рех сво­бод в рам­ках прост­ран­ства, ко­то­рое на­се­ля­ют 170 млн че­ло­век, — это очень существенная сила.

Китай яр­ко продемонстрировал, что глав­ный ре­сурс — это люди. Не природные ископаемые, не нефть, не газ. Хо­ро­шо, ког­да это все есть, но люди — важ­нее. Не имея значительных природных ре­сур­сов, Китай становится пер­вой экономикой мира.

В лю­бой стра­не, в лю­бой экономике са­мое цен­ное — это че­ло­век. Он до­лжен сто­ять во гла­ве угла. Люди де­ла­ют бизнес. Ры­ба са­ма не ловится и не пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся. Нефть са­ма по се­бе не про­да­ет­ся. Лес сам по се­бе не вывозится. Газ сам по се­бе не до­бы­ва­ет­ся. Используя человеческий потенциал, та­лан­ты каж­до­го в отдельности и всех вмес­те, на­до де­лать то­вар с максимальной до­бав­лен­ной стоимостью и максимально до­ро­го его про­да­вать.

— Мо­жет, и воп­рос с изъятиями лег­че ре­шать, объединившись?

— Не за­бы­вай­те, что мы уже столетие живем под од­ной кры­шей, в од­ном до­ме. В обыч­ной семье трения и конфликты меж­ду ее членами неизбежны. Каж­дый тя­нет оде­я­ло на се­бя — и это нор­маль­ное явление, к ко­то­ро­му на­до спо­кой­но относиться. Как бы мы друг дру­га ни критиковали, все рав­но ос­та­ем­ся братскими народами: и бел­ору­сы, и казахи, и русские, и ар­мя­не...

Да, стра­ны — участники интеграции спо­рят, не всег­да до­воль­ны друг дру­гом, но они решили вмес­те вы­сту­пать на мировых рын­ках и вмес­те противостоять внешним угро­зам.

— Для ваших за­пад­ных парт­не­ров по бизнесу создание ЕА­ЭС так­же интересно?

— Каж­дый шаг по укрупнению рын­ка за­пад­ные парт­неры по бизнесу воспринимают с вос­тор­гом, так как это увеличивает их перспективы.

— Вы сказали, что казахи и бел­ору­сы вам одинаково близки. А есть что-то общее в менталитете этих на­ро­дов?

— На мен­таль­ность ка­за­хов очень повлияла степь. Степь настраивает че­ло­ве­ка на обдумывание ситуации. Степь боль­шая, и, по­ка ка­зах по ней едет, он мно­го о чем ду­ма­ет и по­не­во­ле становится философом. Ка­за­хам не свой­ствен­но принятие скоропалительных решений. Бел­ору­сы в этом пла­не очень на нас похожи.

Хо­тя лично для ме­ня Ка­зах­стан — это преж­де все­го го­ры. Я вы­рос в го­ро­де Ал­ма­ты, ко­то­рый ок­ру­жен горами со снежными вершинами. В Беларуси мне не хва­та­ет гор. Степи так­же не хва­та­ет. Ког­да я ездил в Ка­зах­ста­не с друзьями на ры­бал­ку, мы выезжали из Ал­ма­ты в сто­ро­ну Кап­ча­гай­ско­го водохранилища и попадали в степь, ко­то­рая местами переходит в пус­ты­ню. Пе­ред нашим взо­ром отк­ры­ва­лась картина не­пе­ре­да­ва­е­мой кра­со­ты — осо­бен­но вес­ной, ког­да рас­цве­та­ют маки.

Но в Беларуси природа ничуть не ху­же. Я люб­лю от­ды­хать на По­лесье, в Туровщине, на Припяти. Там мое серд­це по-настоящему на­слаж­да­ет­ся.

— Обязанности по­чет­но­го кон­су­ла — боль­шая на­груз­ка для бизнесмена?

— На­груз­ка не ма­лень­кая, но в то же вре­мя эта де­я­тель­ность очень по­лез­ная для бизнеса, так как да­ет мно­го информации. Участ­вую в ра­бо­те межправительственных комиссий, пе­ре­го­во­рах, приеме правительственных делегаций из Ка­зах­ста­на, час­то бы­ваю с визитами в Аста­не, и мне как бизнесмену всег­да это интересно. Отношения меж­ду Ка­зах­ста­ном и Бе­ла­русью развиваются очень стремительно. Год на­зад са­мо­лет «Минск — Аста­на» ле­тал два ра­за в не­де­лю, сей­час ле­та­ет каж­дый день, и на­по­лня­е­мость са­ло­на 100% в оба кон­ца. Так что перспективы в отношениях меж­ду странами, в том числе де­ло­вых, хорошие. На­до прос­то ра­бо­тать и понимать, что быст­ро все же­ла­е­мое мы не получим. Советский Со­юз развалили быст­ро, а восстановить экономические и политические связи ока­за­лось тя­же­ло. Хо­ро­шо еще, что ду­хов­ные связи не успели окон­ча­тель­но разрушиться.

— Вы про­дол­жа­е­те заниматься му­зы­кой?

— Бук­валь­но 7 но­яб­ря закончил записывать вто­рой аль­бом. Он на­зы­ва­ет­ся «Опус 12». Это так­же инструментальная му­зы­ка, симфо-рок. В отличие от предыдущего аль­бо­ма, я его сде­лал сам, без Оле­га Спицына. Вся му­зы­ка автор­ская. Со мной играют мо­ло­дые ре­бя­та из Грод­но, очень талантливые. Записали мы его на студии Национального кон­церт­но­го ор­кест­ра под управлением Михаила Финберга. На мой взгляд, получился очень хороший материал.

Я за­тро­нул и белорусские, и казахские исторические те­мы. Есть произведение, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся «Витовт»; есть бал­ла­да «До­ро­га до­мой», «Бе­лы бу­сел». И есть произведения, ко­то­рые я на­звал «Чингисхан», «Сар­мат»...

— С годами осознание своих кор­ней бо­лее глу­бо­кое?

— С годами свои корни начинаешь боль­ше ценить. Те­перь я понимаю, что, действительно, люди тво­рят историю.

Оль­га МЕД­ВЕ­ДЕ­ВА.

Выбор редакции

Общество

Главный директор Дирекции телеканала «Беларусь 5» рассказал «Звяздзе», чем живет «спортивный холдинг»

Главный директор Дирекции телеканала «Беларусь 5» рассказал «Звяздзе», чем живет «спортивный холдинг»

«Главная задача „Беларусь 5“ — показывать белорусскому зрителю белорусский спорт».

Жилье

В столице любят однушки. А Брест, Гомель и Гродно отдают предпочтение двухкомнатному жилью

В столице любят однушки. А Брест, Гомель и Гродно отдают предпочтение двухкомнатному жилью

Лето 2023-го установило рекорд за последние десять лет по активности рынка недвижимости.