Декан истфака МГУ Сергей КАРПОВ — о философии наградного дела, Первой мировой и фальсификации событий Великой Отечественной войны
Презентация книги выдающегося российского историка-медиевиста и византиста Сергея Карпова «Наградные системы мира» состоялась в Национальной библиотеке Беларуси. Декан исторического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова прибыл в Минск, чтобы поздравить своих коллег с 80-летием истфака БГУ.
18-9
Читайте ещё:
На защите исторической правды
|
Книгу «Наградные системы мира» автор более 460 научных работ, в том числе переведенных на многие языки мира, получил из типографии в день отъезда к нам. Так случилось, что белорусы первыми ознакомились с уникальным трудом профессора, академика Российской академии наук. И первыми узнали впечатления самого автора о книге. Кроме того, известный ученый побеседовал с корреспондентом «Союза Евразия», с удовольствием порассуждав и о тех вопросах, которые одинаково волнуют как россиян, так и белорусов, и других жителей постсоветского пространства.
О наградах и традициях
— Сергей Павлович, как получилось, что специалиста по средним векам заинтересовала фалеристика?
— Как в университетской системе иногда бывает, мне пришлось читать курс по вспомогательным историческим дисциплинам. И читать те вещи, которые, в общем-то, недостаточно известны. И начал я как раз со своих медиевистических вещей — крестовых походов, зарождения рыцарских орденов, европейской системы наград. Курс, посвященный наградным системам, стал мне очень интересен. Ездил по разным музеям, начиная от Эрмитажа и заканчивая Веной. Следил за наградными системами и за тем, какие ошибки делаются в современной системе наград, в том числе в России: что учреждается, как, какие традиции нарушаются при учреждении наград. Все это меня привело к идее, что нужно написать книгу о философии наград — вообще о философии наградного дела.
— Книга уже вышла в свет. В чем ее отличие от других подобных изданий?
— Здесь представлена вся картина наградных систем мира: начиная от возникновения вплоть до изготовления. Определение фальшивок, наградных документов — абсолютно вся история наград. «Наградные системы мира» мы задумали как большую серию целого ряда изданий. Эта книга ее открывает. Дальше будет подготовлена книга по наградам коммунистической Югославии, потому что это одна из самых интересных страниц истории, которая мало изучена. Потом мы расскажем о наградах Албании, после, я надеюсь, о наградах Беларуси: церковных, государственных, современных. В этой книге я немного затронул эту тему: просто обозначил линию, по которой развивалось белорусское наградное дело. Оно избрало одну их трех традиций, связанную с советской системой. Это достойная линия, она связана с сохранением традиций.
— Работая над книгой, вы пришли к выводу: наградные системы каких стран наиболее интересны и обоснованны?
— Я бы не сказал, какие наиболее или наименее. Просто есть классическая традиция, а есть отход от этой традиции. Классических традиций две. Одна — награды, которые «родом» из средневековья, из монашеских орденов. Другая — ордена, которые произошли от государевых наград. Продуманную, логическую систему наград представила в значительной степени Англия, Австро-Венгрия и самую совершенную — Российская империя. Именно система наград Российской империи абсолютно логичная, самая красивая. По эстетике также хороша австро-венгерская. Но российская линия отошла от линии европейской, канонической. Поэтому сложно говорить о том, что лучше. Можно говорить, какие существуют традиции, и придерживаться их. Я выступаю против эклектики — когда в одной традиции соединяются разные.
О научных предпочтениях и итальянцах
— Всегда интересно: как что зарождается. Сергей Павлович, как человек приходит в науку?
— С самого начала, как только окончил Московский университет, аспирантуру, я был учеником очень интересных людей. Когда пришел на кафедру, сначала хотел заниматься англо-французскими отношениями. Специалист по истории Византии Зинаида Удальцова, одна из наших крупных «византийских дам», как мы ее называли, мне сказала: «Это достаточно изучено и от нас далеко. Давайте займемся теми византийскими вещами, которые для нашей истории очень важны». И я ответил, что буду исследовать только то, что не изучено; то, что жевано, делать не буду. Выбрал Трапезундскую империю, зная источники, которые существуют по этой теме. Но они были рассеянны по огромному языковому полю: греческие, итальянские, грузинские, славянские, французские... Первая работа, которой стала моя кандидатская диссертация, была посвящена связи Трапезундской империи с западноевропейскими государствами. В эпоху оттепели, в счастливое время, я выиграл конкурс итальянского правительства: гранд, как мы бы сейчас сказали. И когда я ехал в Италию, у меня спросили: «Вы там петь собираетесь учиться?» «Да нет, пожалуй, музыку сочинять», — ответил я.
— Не раз ваша «музыка» звучала и в направлении экономической истории Причерноморья. Что же на протяжении достаточно долгого времени удерживало ваш интерес?
— Зарождение банковского дела, кредита, очень сложные отношения, которые итальянцы создавали в Причерноморье. Я определил, что в средние века был единый рынок, который связывал Черное море с Пиренеями. Что интересно: Запад очень зависел от системы снабжения Черного моря. Италия часто нуждалась не только в зерне, но и в рыбе. Вот и привозили оттуда солонину (соленую рыбу) и икру. Тогда Азовское море буквально кишело осетрами. И эта торговля была очень профицитна, чрезвычайно выгодна: итальянцы любили рыбу. Но впервые в ХІV веке в Италию была привезена икра, о чем даже упомянули знаменитые Петрарка, Боккаччо и многие другие. Вот что писали итальянцы: «Ах, эти грубые, развращенные греки, они едят яйца рыб. Фи!». Такой была реакция на икру. Пройдет 20 лет — и икра станет любимым лакомством всех итальянских дворов.
О двух мировых войнах и их взаимосвязи
— В Беларуси события Первой мировой войны (впрочем, как и сама та война) долго являлись забытыми. Относительно недавно эта тема возродилась в литературе, в искусстве, в общественно-политической жизни. Отличается ли ситуация у наших российских соседей?
— С удовольствием отвечу на ваш вопрос, потому что я был одним из участников всего процесса возрождения интереса к Первой мировой войне. У нас существует Российское историческое общество, которое возглавляет Сергей Нарышкин, председатель Государственной Думы. Он проявляет огромный интерес к истории и, собственно говоря, явился тем мотором, вокруг которого объединились научные институты, университеты, другие учебные заведения. И когда мы обсуждали этот вопрос несколько лет назад, то вот первое, что мы сказали: «Нужно возродить историю оболганной войны». Не надо говорить, что она забытая. Ее изучали и в советское, и в постсоветское время. Но это было от случая к случаю. В основном, издавались документы, дневники, энциклопедические произведения. В науке это жило, не было забыто, в отличие от общественного сознания.
— Вы согласны, что неосвоенные уроки Первой мировой войны привели к развязыванию Второй мировой?
— Это однозначно: все истоки конфликтов XX века — в Первой мировой войне. Я абсолютно убежден, что без нее не было бы Октябрьской революции в том варианте, в котором она произошла, как и такого колоссального разрыва традиций. Не было бы и Второй мировой войны, которая возникла прежде всего из-за пересмотра решений Великой войны. И еще: фактически Россия была остановлена в одном шаге от победы. В 1916 году она имела выдающиеся успехи на многих фронтах. Тот удар, который был нанесен по тылу, возник от страшной усталости военного контингента. В этой обстановке все взорвалось, и этот взрыв был губителен для России. Еще нужно понимать, какими жертвами доставалась победа и какие факты героизма не отмечены до сих пор. Ведь в ходе Первой мировой войны были такие же героические события и подвиги, как и во Второй. То, что случилось впоследствии, стало огромной трагедией не только России, но и всей Европы, которая заплатила за это огромную цену.
— Все чаще наблюдаются попытки фальсификации событий Второй мировой войны. Каким образом историки, как первые борцы с псевдофактами и лжесобытиями, справляются с этим?
— Нам уже надоело бороться, и мы не хотим этого делать. Нужно не бороться, а прежде всего создавать достоверные базы данных. Например, у нас на историческом факультете есть портал, куда мы помещаем только проверенную информацию. В следующем году у нас пройдет международная конференция, посвященная Великой Отечественной войне, что выдвинет нас вперед перед фальсификаторами. Еще по Второй мировой войне мы планируем издать большое энциклопедическое издание. Но его мы будем готовить не к этому юбилею, а к следующему. Потому что для того, чтобы его подготовить, нужно время, новые исторические исследования, новые материалы. Многие вещи просто должны созреть: когда в истории что-то делается скоропалительно, как правило, это делается плохо.
Об историческом образовании и белорусском вопросе
— Не раз приходилось с горечью узнавать о том, что в учреждениях образования Российской Федерации закрываются исторические факультеты...
— Я категорически выступаю против этого и делаю все возможное, чтобы впредь подобного не допустить. Хоть в этом вопросе есть и один объективный фактор — демография, которая привела к уменьшению количества абитуриентов. Причем есть очень много филиалов, которые не обеспечивают тот уровень образования, который должен быть. Это факт. Но, вместе с тем, есть неоправданное закрытие набора на исторические специальности во многих наших вузах. Это не только Новгород, Псков, но и Нижний Новгород, другие города. Мы очень многое делаем, чтобы этого не было. Потому что если мы сокращаем наборы на исторические специальности, образование станет обескровленным и учителей не будут готовить по-настоящему. Но еще страшнее другое: очень легко сократить научную школу, но весьма трудно ее создать. Вы, белорусы, молодцы: в вашем университете сохранились классические кафедры. Во многих российских вузах они сливаются, что очень плохо. Это сложный вопрос, но я решительно за сохранение полноты исторического образования.
— Что российских исследователей интересует в истории Беларуси?
— Вся история Беларуси. Мы были первыми в России, кто создал кафедру истории ближнего зарубежья. И наша задача состоит как раз в том, чтобы изучать наших друзей, партнеров и бывшие республики Советского Союза. Первый ключ к этому — изучение языка, потому что без него нельзя понять культуру народа. Но должен вам открыть секрет. Для вас — приятный. Из всех направлений, которыми мы занимаемся, Беларуси у нас отдается приоритет: это как раз та страна, которой мы интересуемся больше всего. Не только потому, что мы считаем вас частью нашего общего братства, Союзного государства. Для нас история Беларуси очень важна потому, что без нее мы просто не понимаем многие вещи в нашей истории. Поэтому нужно, чтобы мы лучше знали Беларусь, а вы — страницы нашей историографии. Эта связь должна быть крепкой и продолжительной.
Вероника КАНЮТА.
Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.