Вы здесь

Забытые лица великой войны


Совсем немного времени прошло с тех пор, как мы с замиранием сердца смотрели картину «Брестская крепость», которая стала одной из культовых для отечественного кинематографа. Реальные события, подвиги настоящих героев, зрелищные сцены боев — едва ли найдутся те, кто остался равнодушным к этому фильму. Однако совсем скоро, в феврале будущего года, на экраны выйдет новая картина от создателей «Брестской крепости» — фильм «Батальон», снятый о событиях Первой мировой войны. Гости минского международного кинофестиваля «Лістапад» смогли первыми увидеть отрывок из новой картины, а также пообщаться с его создателями. Фильм, как и его полюбившийся зрителям предшественник, снят Телерадиовещательной организацией Союзного государства (ТРО Союза).

18-16

18-16

 

В ленте повествуется о начале 1917 года, событиях после февральской революции. Тогда солдаты уже не хотели сражаться на фронтах Первой мировой войны — они считали ее проигранной. Мужчины мечтали о том, как будет делиться земля после совершившейся революции. Солдаты не понимали, зачем воевать с противником, который уже и сам не хочет воевать. По территории Беларуси, с севера на юг, уже 800 дней проходила линия фронта. Бойцам хотелось уйти домой, но враг по-прежнему стоял на их земле...

Читайте ещё:

 

Дмитрий Богославский: «Вопросы задаю в космос»

Диалоги через кино

Минск готовится к большому кино

Сотрудничество в формате искусства

 

 

Для того, чтобы поднять боевой дух армии, вдохновить солдат на новые сражения, в марте 1917 года военный министр Временного правительства Александр Керенский создал несколько «батальонов смерти», служить в которых стали женщины разных сословий. Они прошли курс молодого бойца, приняли присягу (а это значит, получили погоны) и пришли воевать.

Когда смотришь эту картину, в который раз понимаешь, что у войны не женское лицо. Женщины странно смотрятся в военной форме. В руках они держат оружие, но так хотелось бы вместо этого видеть их качающими детские колыбели. В длинных серых шинелях, с заплаканными глазами, среди грязных окопов они пытаются справиться с тем, что выпало на их хрупкие плечи. Они сражаются за Родину так, как сражались бы за своего родного ребенка.

Одно из их оружий — молитва. То и дело рефреном в фильме можно услышать такие слова: «Господи, Боже Всесильный, всех уповающих на милость Твою не оставляй, но защищай их». Это и вселяет надежду, и еще больше подчеркивает нелепость происходящего, когда матери, жены, дочери должны воевать. Это противоречит самой жизни.

Особенно трогает один из кульминационных моментов картины, когда женщины, поняв, что они с двух сторон окружены врагом, начинают прощаться друг с другом...

«Батальоны смерти» сражались на территории белорусской Сморгони. Поэтому несколько раз съемочная группа проводила съемки именно здесь.

Вместе с режиссером картины Игорем Угольниковым работал креативный продюсер фильма «Батальон» (как и «Брестской крепости») Евгений Айзикович. Он рассказал гостям «Лістапада», как родилась идея картины:

— С Игорем Угольниковым я делаю уже третий или четвертый фильм. Кстати, «Брестская крепость» возникла с детской мечты, с книги, подаренной Игорю его отцом, — «Брестской крепости» Сергея Смирнова. Постепенно эта детская мечта трансформировалась, развивалась, была поддержана другими людьми и наконец-то выросла в фильм. Я также видел, с чего начинался «Батальон». После «Брестской крепости», очень сложного и выматывающего фильма, Игорь Станиславович сказал, что никогда больше не будет снимать фильмы о войне, но если найдутся силы, лет через десять снимет военную комедию... Однако наступило 100-летие с дня начала Первой мировой, мы отсматривали много хроники. И Игорь увидел стоящих девочек, о которых совсем ничего не было известно, — эти кадры заинтересовали нас своей живостью, мы даже стали выяснять, как складывались судьбы героинь. Среди них была княжна, которая поступила в батальон вопреки велению своего отца. Сначала она была разведчицей в частях, а потом вступила в батальон. И погибла она в Москве во время боев уже с большевиками. Игоря зацепили кадры, где девочка начала маршировать. Он сказал, что это очень трогательный, невероятный материал для фильма. Это те люди, которые пожертвовали своей красотой и своим женским обаянием. Постепенно из этого начал вырисовываться сценарий, находились все новые и новые кадры. Я думаю, что фильм, который получился, на всех, сидящих в зале — и мужчин и женщин — произведет такое впечатление, что, выходя, они будут еле сдерживать слезы.

Даже по трейлеру, увиденному на «Лістападзе» понятно, что фильм не из легких. Как и не может быть простым восприятие этой далекой, не совсем известной нам войны. Открывая ее забытые страницы, мы сами становимся другими.

В главных ролях картины Мария Аронова, Мария Кожевникова, Янина Малинчик (Беларусь), Ирина Рахманова, Марат Башаров и другие. Евгений Айзикович рассказал, как подбирали героинь:

— В фильме принимают участие многие выдающиеся актрисы российского кино. Но одна актриса белорусская — Янина Малинчик из брестского театра. На роль девушки, которая в фильме колоритно сжимает кочергу, мы искали мощную красавицу. На эту роль пробовались несколько девушек из МХАТа. Но вот пришла Янина Малинчик и сыграла так, что больше вопросов, кто исполнит эту роль, не оставалось. Я думаю, что в феврале, когда фильм выйдет на экраны, мы получим новую звезду мирового класса. Которая, к тому же, готова на все (лезть в холодную воду, нести на себе 60 килограммов оружия) и потрясающе играет.

Фильм «Батальон» о тех женщинах, которые воевали наравне с мужчинами. Некоторые из них погибли. Других предали забвению. Память о некоторых из них восстановлена в этой картине.

Новый художественный фильм — не единственный продукт Телерадиовещательной организации Союзного государства, посвященный событиям Первой мировой войны. Еще один их яркий проект — киноальманах «WW1» («Первая мировая война»). Игорь Угольников рассказал об этой грандиозной задумке и проблемах в ее реализации:

— В этом альманахе разные новеллы будут представлять кинематографисты стран-участниц Первой мировой войны. Сложный проект, мы его делаем уже два года. Не все так просто, в том числе в связи с современной ситуацией, поэтому у нас возникли новые проблемы. Но это не значит, что проект не выйдет. Мы его выпустим, чуть позже «Батальона». В этом фильме свои новеллы представили Турция, Сербия, Германия, Франция, Канада, Англия, Россия и Америка. Эти страны были по разные стороны фронта. Но это не значит, что они не должны говорить об этой войне.

Зрителям «Лістапада» представили одну из новелл, немецкую, по-своему трагично повествующую о тех далеких событиях. Часто на войне не бывает однозначно положительных или отрицательных героев. Ведь даже у злодеев есть семьи, которые ждут их домой. В новелле повествуется о немце Готлибе, который непосредственно причастен к созданию газового оружия. В то время как солдаты армии противника корчатся от предсмертного удушья, отравленные газом, он пишет письмо своей жене:

«Дорогая Софи! Война — это ад. Последние месяцы мы провели в окопах, ожидая смерти. Многие уже умерли. У нас нет сил похоронить их, как положено. Нас все время окружают болезни и смерть. Нам нужна надежда, чтобы выжить. Одна искра надежды наконец достигла нас — газ. Действует ужасно, бесчеловечно. Британцы страдают, и я тому виной. Что я за человек такой стал?.. Я молюсь, чтобы Бог вынес мне приговор по числу тех жизней, что я спас, а не тех, что я погубил. Скажи детям, как сильно я их люблю. Твой любящий муж Готлиб».

Контраст войны и мира (о котором лишь мечтают бойцы) подчеркивается в развязке новеллы. Два солдата из враждующих армий встречаются лицом к лицу. Первая их мысль — убить друг друга. Но воинский долг сменяется жаждой милосердия. Они не стреляют. Солдаты становятся почти приятелями, стоя у окровавленной, но еще живой собаки. Они вместе принимают решение завершить ее мучения. Дружеское пожатие рук, во время которого выяснится, что один из этих двоих — Готлиб... Он все же умирает от пули в спину, выпущенной новым приятелем-противником, который не смог простить ему создание смертоносного оружия...

На ТРО Союза создали также документальный продукт — цикл «Энциклопедия Первой мировой». Зрителям «Лістапада» представили документальный фильм «Черная рука». Мир узнал о «Черной руке» в 1914 году, когда эта сербская организация осуществила покушение на эрцгерцога Франца-Фердинанда, что привело к началу Великой войны. В фильме раскрываются сенсационные подробности причастности «Черной руки» и к перевороту, произошедшему весной 1941 года в Югославии. Он позволил Сталину оттянуть начало войны на целый месяц. Главной фигурой международной интриги стал советский военный разведчик Мустафа Голубич, чье имя было связано и с «Черной рукой», и с ликвидацией Льва Троцкого, за что он получил звание Героя Советского Союза.

Фильмография картин о Первой мировой войне серьезно пополнилась, благодаря работе Телерадиовещательной организации Союзного государства. Главная интрига будущего года — будет ли «Батальон» иметь такой же успех, который имела первая картина его создателей — «Брестская крепость»?..

Варвара ГОМАН.

 

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.