Вы здесь

Евразийские дилеммы Душанбе


По­ка кипит ра­бо­та над «пер­вой оче­редью» расширения еще толь­ко формирующегося Евразийского экономического со­ю­за — присоединением к не­му Армении и Кыр­гыз­ста­на — в Таджикистане рез­ко активизируется обсуждение перспектив евразийской интеграции стра­ны

16-15

16-15

 

Читайте ещё:

 

Козидавлат КОИМДОДОВ, посол Таджикистана в Беларуси: «Друзья должны знать друг друга»

 

Ду­шан­бе с са­мо­го на­ча­ла про­цес­са создания Та­мо­жен­но­го со­ю­за Беларуси, Ка­зах­ста­на и России внимательно следил за хо­дом формирования и развития но­во­го интеграционного образования в регионе. Од­на­ко до 2014 го­да интерес влас­тей Таджикистана к дан­но­му про­цес­су имел су­гу­бо «осведомительный», информационный ха­рак­тер. Ситуация рез­ко по­ме­ня­лась в сен­тяб­ре — ок­тяб­ре, по­сле то­го как, во‑пер­вых, бы­ло принято окон­ча­тель­ное решение о ликвидации Ев­рА­зЭС, а во‑вто­рых, воп­рос о присоединении Кыр­гыз­ста­на к ЕА­ЭС пе­ре­шел в фа­зу практической реализации.

Пер­вое из этих событий оставило Ду­шан­бе без площадки для углуб­лен­но­го обсуждения воп­ро­сов экономического взаимодействия. Функционирующее Сод­ру­жест­во Независимых Го­су­дарств с соз­дан­ной в его рам­ках зо­ной сво­бод­ной торговли яв­но не мо­жет заменить площадку Ев­рА­зЭС. А для то­го, что­бы всерь­ез об­суж­дать что-либо на площадке ЕА­ЭС, необходимо быть чле­ном дан­но­го интеграционного образования.

Что же ка­са­ет­ся евразийской интеграции Кыр­гыз­ской Республики, то ее движение в ЕА­ЭС изначально за­яв­ля­лось властями Таджикистана как пример и об­ра­зец, за ко­то­рым они на­ме­ре­ны пристально следить. По­сле то­го, как Бишкеку были обес­пе­че­ны серь­ез­ные преференции при вступлении в Евразийский экономический со­юз, в Ду­шан­бе решили, что дан­ный пример яв­ля­ет­ся позитивным. Кро­ме то­го, вступление в ЕА­ЭС Кыр­гыз­ста­на и невступление Таджикистана оз­на­ча­ло бы формирование по­лно­цен­ной та­мо­жен­ной границы ЕА­ЭС на 500‑километровом кыр­гыз­ско-таджикском пограничье. Та­кое развитие событий мо­жет рез­ко ухудшить социально-экономическую и общественно-политическую об­ста­нов­ку в обеих стра­нах.

И вот 10 ок­тяб­ря на по­след­нем заседании Меж­гос­со­ве­та Ев­рА­зЭС в Минске президент Эмомали Рах­мон сде­лал историческое заявление о необходимости изучения экономической ба­зы и пра­во­вых до­ку­мен­тов Евразийского экономического со­ю­за «с целью воз­мож­но­го даль­ней­ше­го вхождения в это но­вое интеграционное объединение». Это ста­ло пер­вым официальным заявлением гла­вы го­су­дар­ства, в ко­то­ром вы­ра­жа­лась заинтересованность Таджикистана во вступлении в Евразийский экономический со­юз.

С тех пор дан­ная заинтересованность бы­ла под­тверж­де­на на нескольких уров­нях, а со сто­ро­ны Российской Федерации то­же последовали соответствующие заявления о заинтересованности в присоединении Таджикистана к ЕА­ЭС. За­мет­но активизировалось экс­перт­ное обсуждение воп­ро­сов евразийской интеграции стра­ны. Импульс этой ра­бо­те придала но­вая аналитическая струк­ту­ра в Таджикистане — Цент­раль­но-Азиатский экс­перт­ный клуб «Евразийское развитие». Активно ра­бо­та­ют Центр стратегических исследований при президенте стра­ны, Академия на­ук Таджикистана, другие аналитические струк­ту­ры. Одним сло­вом, «про­цесс по­шел».

Какие же проб­ле­мы сто­ят пе­ред Ду­шан­бе при рассмотрении воз­мож­нос­тей евразийской интеграции?

Они во мно­гом схожи с проблемами Кыр­гыз­ста­на. Преж­де все­го, это деформированная струк­ту­ра экономики. Стра­на за го­ды независимости по­те­ря­ла почти всю свою про­мыш­лен­ность, пе­реш­ла на сервисно-спекулятивную и миграционную мо­дель экономического рос­та. По­это­му присоединение к ЕА­ЭС мо­жет привести к серь­ез­но­му снижению сбо­ров та­мо­жен­ных пошлин и соз­дать проб­ле­мы с на­по­лня­е­мостью бюд­же­та. А компенсировать дан­ное снижение по­ка не­чем, пос­коль­ку го­то­вых производительных струк­тур, спо­соб­ных вос­поль­зо­вать­ся благоприятными условиями включения в единый боль­шой ры­нок
ЕА­ЭС, в стра­не край­не ма­ло.

Со­от­вет­ствен­но, вста­ет воп­рос о формировании для Таджикистана не­ко­е­го ана­ло­га Кыр­гыз­ско-Российского фон­да развития для придания динамики ре­аль­но­му сек­то­ру экономики республики. Го­то­вы ли бу­дут парт­не­ры Ду­шан­бе по интеграции профинансировать дан­ный шаг, по­ка ос­та­ет­ся не­яс­ным, осо­бен­но учитывая сложности в экономике и неясности в политике как России, так и других стран региона.

Есть и мно­жест­во других воп­ро­сов. Таджикистану нуж­но решить свои вод­ные и пограничные противоречия с Узбекистаном, урегулировать ситуацию на неделимитированной кыр­гыз­ско-таджикской границе, существенно пре­об­ра­зо­вать соб­ствен­ную нормативную ба­зу, обеспечить эффективный та­мо­жен­ный контр­оль и учет на внешних та­мо­жен­ных границах — с Афганистаном и Китаем. И если таджикско-аф­ган­ское парт­не­рство, вклю­чая развитие приграничной торговли, впол­не совместимо с евразийской интеграцией, то ситуация с большим вос­точ­ным парт­не­ром выглядит сов­сем по-дру­го­му.

Китай рассматривает Таджикистан, как и всю Цент­раль­ную Азию, в ка­чест­ве источника ре­сур­сов, транзитной территории и рын­ка сбы­та сво­ей продукции. Дан­ное видение оформ­ле­но в фор­ма­те про­ек­та экономического по­яса Шел­ко­во­го пути, ко­то­рый Пекин выдвинул в 2013 го­ду. И хо­тя до настоящего времени китайские парт­не­ры избегали каких-либо обостряющих заявлений о совместимости их геостратегического про­ек­та с евразийской интеграцией, яв­ля­ет­ся очевидным, что два про­ек­та на­пря­мую противоречат друг дру­гу. Дан­ное противоречие мо­жет стать близким к конфликту, если Пекин решится на создание зо­ны сво­бод­ной торговли со странами Цент­раль­ной Азии, что рассматривается как впол­не реалистичный сценарий.

Таджикистану в этих условиях придется де­лать слож­ный вы­бор: с од­ной сто­ро­ны — китайские инвестиции в инфраструктуру и добывающие отрасли и мощное экономико-политическое давление Пекина, с дру­гой сто­ро­ны — возможности развития ре­аль­но­го сек­то­ра, улучшения положения таджикских мигрантов в России и политическое давление Моск­вы.

В Кыр­гыз­ста­не этот вы­бор мо­жет быть чре­ват не толь­ко упущенной вы­го­дой, но и дестабилизацией общественно-политической обстановки.

Юрий Царик.

Выбор редакции

Общество

Затонувшие в сетях. Как оторвать детей от гаджетов

Затонувшие в сетях. Как оторвать детей от гаджетов

В Беларуси за последние 10-12 лет как общая, так и первичная детская заболеваемость остаются примерно на одном уровне.

Здароўе

Антивирусный «коктейль». Какие прививки следует сделать осенью?

Антивирусный «коктейль». Какие прививки следует сделать осенью?

Все, что важно знать перед сезоном вирусных инфекций, рассказали специалисты.