Украинским политикам необходимо, наконец, задуматься о национальных интересах.
Очередное обострение ситуации в Украине еще раз вынуждает задуматься о том, насколько политическим лидерам безразличны интересы рядовых граждан, от имени и по поручению которых якобы обязаны действовать властьпридержащие.
К сожалению, «минские договоренности», которые с такой радостью были встречены жителями Донецкой и Луганской областей, солдатами на передовой и их близкими по всей стране, воспринимались лишь как временное отступление как в близких к официальному Киеву кругах, так и среди руководства сепаратистов, а также международными патронами воюющих сторон в Москве и Вашингтоне.
Читайте ещё:
Мир после Украины«Это хорошая боль, это сильная боль»После миланских переговоровЗаинтересованность в миреГодовщина перезагрузкиНормандский формат на минской площадке
|
Конечно, действительного мира на фронте никогда и не наступало, однако после встреч в Минске стабилизировалась граница противостояния, пошел процесс обмена пленными, заметно снизилась интенсивность боевых действий. В восточные регионы Украины даже начали возвращаться беженцы.
Естественно, что ситуация «ни мира, ни войны» не могла продолжаться неопределенно долго и нуждалась в качественном изменении в сторону негативного или, наоборот, позитивного прогноза. Слухи о том, что вооруженные силы Украины планируют предпринять очередное наступление на позиции ополченцев, активно циркулировали в экспертных кругах еще с осени прошлого года. Одновременно в российской националистической среде минские договоренности трактовались не иначе, как «предательство». Противоборствующие стороны готовились взять реванш и, несмотря на все теоретические выкладки о нецелесообразности ведения военных действий в зимнее время, новой «русской весны» в Киеве решили не дожидаться.
Хрупкое равновесие в Украине было обречено по многим причинам. Во-первых, полный провал как официального Киева, так и руководства самопровозглашенных республик в деле государственного строительства и организации жизни людей. Во-вторых, стремление руководства Российской Федерации добиться геополитической победы в Украине и вынудить США к переговорам, а в-третьих, аналогичное желание «ястребов» в Вашингтоне нанести полное поражение России и принудить последнюю к капитуляции перед Западом. Получается, что десятки миллионов украинцев в очередной раз стали заложниками неуемных амбиций собственных лидеров и геополитического противоборства глобальных акторов.
Битва за малоперспективный в оперативно-тактическом плане донецкий аэропорт была лишь символической предтечей начала широкомасштабных боевых действий по всей линии фронта. Вооруженные силы Украины в этой ситуации начали первыми, однако инициатива вскоре вновь оказалась в руках сепаратистов. Сбив наступательный порыв ВСУ, ополченцы перешли в контрнаступление и в настоящий момент угрожают Мариуполю, а ряд частей украинской армии вновь под угрозой окружения.
Боевой успех сепаратистов зиждется на том, что их подразделениями контролируется часть российско-украинской государственной границы, откуда при молчаливом согласии или даже поддержке государственных властей поступают пополнения добровольцев, имеющих опыт боевых действий в локальных конфликтах, а также составы с военной техникой и амуницией.
Фактически украинская гражданская война развивается по т.н. «испанскому сценарию», когда на стороне генерала Франко воевали кадровые испанские и немецкие части, а республиканцам помогали многочисленные советские «добровольцы». При этом очевидно, что технические возможности сторон практически равны, а качественно подразделения ополченцев значительно превосходят ВС Украины и, даже с учетом преимущества украинской армии в части мобилизационного ресурса, без восстановления пограничного контроля украинско-российской государственной границы дальнейшие боевые действия для Киева абсолютно бесперспективны.
Также очевидно, что наступательный потенциал сепаратистов явно недостаточен для окончательного и бесповоротного разгрома ВСУ, что может быть осуществлено лишь с полномасштабным вторжением в Украину контингентов российской регулярной армии. Такой поворот событий вряд ли возможен, исходя из нынешнего состояния российской экономики, которую эксперты характеризуют не иначе как «падающую».
Таким образом, столь популярная у горячих голов в Украине по обе стороны баррикад «война до победного конца» просто превращается в бессмысленную бойню по перемалыванию населения без всяких шансов на окончательный успех в краткосрочной перспективе.
Это значит, что украинским политикам, в первую очередь в Киеве, необходимо, наконец, обрести пресловутую субъектность и задуматься о национальных интересах. Необходимо в одностороннем порядке прекратить активные боевые действия и перейти к обороне, основное внимание уделяя при этом организации мирной жизни в контролируемой части Украины.
Возможные успехи украинских властей в государственном строительстве будут гораздо лучшей рекламой для населения Донбасса, чем пули и артиллерийские снаряды ВСУ. Одновременно лишенные возможности спекулировать вокруг «бандеровской угрозы» руководители сепаратистов также будут вынуждены искать варианты для налаживания мирной жизни, а значит, неизбежно столкнутся с необходимостью ведения переговоров о своем статусе в системе украинского государства, так как РФ по объективным причинам вряд ли сможет принять на себя ответственность за этот разрушенный регион.
Конечно, остаются еще геополитические амбиции глобальных игроков, для которых территория Украины лишь арена для противоборства, своеобразное поле для экспериментов по конфигурации нового мирового порядка, однако это противоречие национальных интересов и интересов мировых держав и есть тест на государственность для украинцев. Пока, к сожалению, этот экзамен оказывается украинскому обществу явно не по силам....
Александр ШПАКОВСКИЙ.
Хорошо там, где молодежь есть!
Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.
Спросили у экспертов.