Вы здесь

Игорь Золотусский: «Свет просвещения — это смирение и любовь»


Критик и писатель о цен­нос­тях в жизни и литературе.

Он любит жизнь и любит литературу. Нет, мож­но ска­зать иначе: любит жизнь, от­ра­жен­ную в литературе. Он любит живую литературу, ко­то­рая говорит с че­ло­ве­ком о времени, прост­ран­стве и смыс­ле жизни. Та­кое впечатление ос­та­лось от встречи с Игорем Золотусским, гос­тем организованной в Минске «Пра­вос­лав­ной гостиной» при хра­ме в честь Всех Свя­тых. Известный литературовед, автор прог­рам­мы «Прощай, ХХ век!» российского те­ле­ка­на­ла «Куль­ту­ра» рас­су­ждал о мес­те литературы в сов­ре­мен­ном мире, о том, что сде­ла­ло великими таких писателей, как Николай Го­голь, Алек­сандр Солженицин, Василь Бы­ков, Алесь Адамович... Многих из тех, чье твор­чест­во вы­па­ло на ХХ век, он знал лично, посвятил от­дель­ные прог­рам­мы в рам­ках телевизионного цикла. Для не­го это по­пыт­ка ог­ля­нуть­ся в прош­лое, что­бы вычленить в ве­ке минувшем те явления и идеи, ко­то­рые возвеличивали че­ло­ве­ка, приводили его к ду­хов­но­му очищению. Именно по­то­му, что они были, у ХХ ве­ка нуж­но просить прощения — мно­гое в нем хо­те­лось бы вы­черк­нуть, но он вписал свои страницы в историю воспитания че­ло­ве­чест­ва, в том числе че­рез литературу. «Прощай» — сло­во мно­гоз­нач­ное, оно звучит, ког­да с чем-то хо­тят рас­стать­ся, но так­же призывает к прощению.

]10-2

 

 Первый гость «Православной гостиной» Всесвятского храма в Минске – Игорь ЗОЛОТУССКИЙ (слева)

 

Читайте ещё:

 

Хачкар — символ веры, памяти, патриотизма

В мире и с миром

Друзей по голосу находят

Дмитрий Богославский: «Вопросы задаю в космос»

 

Спасение

Для са­мо­го Игоря Зо­ло­тус­ско­го прощение начиналось со спасения. Пра­вда, тог­да все, что происходило вок­руг, мог­ло вы­зы­вать лишь ужас. Маленький ре­бе­нок из хо­ро­шей семьи (отец был разведчиком) по­па­да­ет в дет­дом — родители были репрессированы еще до вой­ны. Но то, что происходило с ним, сы­ном «вра­гов на­ро­да», то­же бы­ло по­хо­же на ка­кое-то чудовищное наказание. Дет­дом, по его сло­вам, ока­зал­ся тем же свое­об­раз­ным ла­ге­рем, толь­ко без ко­лю­чей проволоки, где были свои жесткие порядки. Кро­ме то­го, такие, как он, домашние дети терпели еще и обиды и жес­то­кость со сто­ро­ны других детдомовских воспитанников.

— ...Но нас ведь там кормили. Мы пережили вой­ну, ког­да вок­руг бы­ла раз­ру­ха и го­лод — нам помогли прос­тые люди. Как это ни па­ра­док­саль­но, но дет­дом мне дал воз­мож­ность выжить, стать сильным, — вспоминал Игорь Петрович. — Я сей­час ду­маю, что тот период в мо­ей жизни был не слу­чай­ным: че­ло­век в жизни учится прощать. Я, как шекспировский Гам­лет, до­лго жил чув­ством мести: за родителей и за се­бя. Но про­шел свой путь прощения — а это ведь и есть путь к миру и Бо­гу в ду­ше.

Для не­го дет­дом стал отп­рав­ной точ­кой на пути к ве­ре, ко­то­рая избавляет серд­це от страс­тей и обид, по­сле че­го все происходящее в жизни видится це­поч­кой не­слу­чай­ных событий. Сей­час, с вы­со­ты прожитых лет (84 го­да) и по­лу­чен­но­го ду­хов­но­го опы­та, он рас­су­жда­ет о «пу­тях Господних», о су­дьбе, ко­то­рая, воз­мож­но, бы­ла пре­доп­ре­де­ле­на: дет­дом рас­по­ла­гал­ся в Даниловом мо­нас­ты­ре. На его территории до 1931 го­да находилась могила Николая Го­го­ля. С твор­чест­вом это­го писателя удивительным об­ра­зом ока­за­лась свя­за­на су­дьба Зо­ло­тус­ско­го-литературоведа.

Прозрение

По­сле окончания Ка­зан­ско­го университета он ус­пел по­ра­бо­тать школь­ным учителем, журналистом, преж­де чем заявил о се­бе как о литературном критике. Этот та­лант отметил в нем Кор­ней Чуковский на Всемирном семинаре мо­ло­дых критиков — столь­ко страсти бы­ло в статье «Рапира Гам­ле­та» (ко­то­ро­го автор по-человечески понимал, ему ничего не пришлось из се­бя выжимать искусственно). Пра­вда сло­ва всег­да ощутима. Да­же тог­да, в со­вет­ском прош­лом, ко­то­рое се­год­ня ок­ра­ше­но в цве­та правильного социалистического реализма (или по­то­му?) все были осо­бен­но чувствительны к пра­вде твор­чест­ва и пра­ву твор­ца быть со­бой.

Эта чувствительность про­яв­ля­лась по-раз­но­му по отношению к современникам и к классикам литературы. Последние — признанные, с ними приходится считаться, как-то объяснять странности в их биографии. Вот, например, Го­голь со своим вто­рым то­мом «Мерт­вых душ» — видимо, что-то случилось с че­ло­ве­ком, не иначе как ду­шев­ная бо­лезнь...

Ничего под­об­но­го не бы­ло, уве­рен автор книги «Го­голь» из серии «Жизнь за­ме­ча­тель­ных лю­дей» Игорь Золотусский. Эта книга вы­шла в свет в кон­це 1970-х и ста­ла серь­ез­ным исследованием для авто­ра, в ко­то­ром он по­пы­тал­ся объяснить суть так на­зы­ва­е­мо­го «мистицизма Го­го­ля». Го­голь был глу­бо­ко верующий че­ло­век. Для не­го всем в мире ве­да­ет Бог. Че­ло­век, познавший Бо­жест­вен­ную Бла­го­дать, именно че­рез нее бу­дет мерить все свои поступки, в том числе и соз­дан­ные произведения. Го­голь был тре­бо­ва­те­лен к се­бе, и то, что не со­от­вет­ство­ва­ло его высоким ду­хов­ным требованиям, что бы­ло не­со­вер­шен­но, не приближало к Бо­гу, он не мог принять сам. Уничтожение вто­ро­го то­ма «Мерт­вых душ» — это приношение писателя на ал­тарь ве­ры, ко­то­рая бы­ла для не­го су­тью жизни и твор­чест­ва.

«Оправдание Го­го­ля» — так на­зы­ва­ет­ся десятисерийный до­ку­мен­таль­ный фильм, под­го­тов­лен­ный Игорем Золотусским к 200-летию писателя. Оправдание — это ско­рее объяснение, что сам Го­голь всю жизнь искал оправдания у Бо­га. Что­бы это по­нять, съемочная груп­па по­бы­ва­ла практически во всех мес­тах, свя­зан­ных с именем великого писателя. В том числе и в Иерусалиме, ку­да тот ездил молиться. Он над­еял­ся, что там произойдет его встре­ча с Бо­гом, что он ста­нет чище и луч­ше, проверит подлинность сво­ей ве­ры. Но, на­хо­дясь у Гро­ба Гос­под­ня, участ­вуя в Литургии, он не по­чув­ство­вал то­го, что ожидал, его серд­це ос­та­ва­лось чер­ствым, это его поразило.

— Снимая фильм, мы шли бук­валь­но «по сле­ду» Го­го­ля, — вспоминает Игорь Петрович. — Этот след привел ме­ня к Гро­бу Гос­под­ню. Там вне­зап­но на­хлы­ну­ло чув­ство неимоверного счастья, я испытал то, че­го, воз­мож­но, так жаж­дал писатель.

Случилось так (слу­чай­но ли?), что он изучал Го­го­ля, но луч­ше по­нял са­мо­го се­бя. И литературу, ко­то­рую Го­голь считал сту­пень­кой к ве­ре.

Служение

И тог­да литература служит лю­дям. Она говорит с ними о че­ло­ве­чес­ком в че­ло­ве­ке — о той ду­ше, ко­то­рую носит в се­бе каж­дый, ко­то­рую спа­са­ет или уничтожает своими поступками — честными или бесчестными. Именно о та­кой литературе и ее лучших представителях ХХ ве­ка за­хо­тел поговорить Золотусский: они вели борь­бу с со­бой, пы­та­ясь не под­да­вать­ся лжи; против кле­ве­ты, ко­то­рую на них обрушивали. В ряд великих писателей литературовед поставил Константина Симонова, Алек­санд­ра Солженицина, Василя Бы­ко­ва...

Фильм, посвященный Бы­ко­ву (российского те­ле­ка­на­ла «Куль­ту­ра») на­зы­ва­ет­ся «Знак вой­ны». Этим зна­ком от­ме­че­но рождение писателя. Он был сов­сем мо­ло­дым па­рень­ком, ког­да его приговорили к рас­стре­лу на вой­не, заподозрив в нем не­мец­ко­го шпиона. По­жа­лел пожилой сол­дат, ко­то­рый шеп­нул: «Беги, я вы­стре­лю в воз­дух...». За­тем тя­же­лое ранение и — имя в списке погибших, по ошибке.

— «Убитое» поколение — на­зы­вал Василь Бы­ков поколение, про­шед­шее че­рез Великую Оте­чест­вен­ную вой­ну. Но Бы­ков писал о вой­не и не о вой­не — он писал о че­ло­ве­ке. Мож­но ли оп­рав­дать вой­ной пре­да­тель­ство и попрание совести? — рас­су­жда­ет автор фильма.

Золотусский уже был известным критиком (по­ра­бо­тал, в частности, в «Литературной га­зе­те»). Бы­ков — известным писателем, ко­то­ро­му, впро­чем, это сов­сем не по­мо­га­ло жить спо­кой­но. Да­же на от­ды­хе в Ял­те в До­ме твор­чест­ва он находился под бдительным контр­олем ор­га­нов. И в мирное вре­мя он жил слов­но на пе­ре­до­вой. «Но­вый мир» под ру­ко­вод­ством Твар­дов­ско­го, где он пе­ча­тал­ся, превратился в «литературную Брест­скую кре­пость». Его печатали, его читали. Его пра­вде о вой­не верили читатели. По­это­му были попытки под­ор­вать репутацию чест­но­го и не­удоб­но­го Бы­ко­ва. С ним случилась бе­да (именно так он об этом говорил): его имя появилось в числе подписей под стать­ей в «Пра­вде», осуждающей Солженицина (это был ловкий, хо­ро­шо про­ду­ман­ный ход). Он глу­бо­ко переживал. Но с воодушевлением воспринял лом­ку ста­рой системы. Об этом периоде жизни Василя Бы­ко­ва, видимо, в России известно мень­ше, если судить по фильму, где писателя на­зы­ва­ют эмигрантом. Но на са­мом де­ле он всег­да ос­та­вал­ся гражданином Республики Бе­ла­русь.

— Он был луч­ше ме­ня... — подытожил автор фильма на встре­че. — Он был скром­ный че­ло­век. Но это был писатель, ко­то­ро­го сохранила су­дьба, ко­то­рый пришел не­слу­чай­но: он был свя­зан со сво­ей род­ной зем­лей и че­рез ее очень драматичную историю поставил воп­ро­сы, важ­ные для все­го мира: как сохранить че­ло­ве­ка.

И в продолжении те­мы литературовед Золотусский добавил:

— Я был зна­ком со многими белорусскими писателями, они вызывали у ме­ня уважение. Это были настоящие дети сво­ей земли: Ян­ка Брыль — настоящий бо­га­тырь в жизни и в литературе. С Але­сем Адамовичем мы мно­го ездили вмес­те. Я знаю, как он переживал чер­но­быль­скую трагедию, писал письмо Гор­ба­че­ву с прось­бой по­мочь его на­ро­ду. Это были мощные личности, ко­то­рые понимали истинное призвание литературы — служить лю­дям.

Любви к че­ло­ве­ку, милосердию, по мнению Игоря Зо­ло­тус­ско­го, учила великая литература. Свет просвещения — это смирение и лю­бовь. Есть ли это в литературе сов­ре­мен­ной? — за­да­ет­ся воп­ро­сом он. Яв­ля­ясь одним из чле­нов жюри премии «Яс­ная По­ля­на», прочитывает мно­го предс­тав­лен­ных произведений, от­ме­ча­ет все бо­лее за­мет­ную тенденцию нигилизма, отрицания, неверия в че­ло­ве­ка. Вот по­че­му «Прости, ХХ век!» Ког­да люди про­сят прощения, они понимают, что нуж­но ме­нять­ся. Ведь пра­вда?

Лариса ТИМОШИК.

Выбор редакции

Сельское хозяйство

Технологии против погодных аномалий

Технологии против погодных аномалий

Ученый — о предстоящей посевной компании.

Общество

Голосование: удобно и без эксцессов

Голосование: удобно и без эксцессов

Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.

Общество

Красоту создаем для себя

Красоту создаем для себя

Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.