Он любит жизнь и любит литературу. Нет, можно сказать иначе: любит жизнь, отраженную в литературе. Он любит живую литературу, которая говорит с человеком о времени, пространстве и смысле жизни. Такое впечатление осталось от встречи с Игорем Золотусским, гостем организованной в Минске «Православной гостиной» при храме в честь Всех Святых. Известный литературовед, автор программы «Прощай, ХХ век!» российского телеканала «Культура» рассуждал о месте литературы в современном мире, о том, что сделало великими таких писателей, как Николай Гоголь, Александр Солженицин, Василь Быков, Алесь Адамович... Многих из тех, чье творчество выпало на ХХ век, он знал лично, посвятил отдельные программы в рамках телевизионного цикла. Для него это попытка оглянуться в прошлое, чтобы вычленить в веке минувшем те явления и идеи, которые возвеличивали человека, приводили его к духовному очищению. Именно потому, что они были, у ХХ века нужно просить прощения — многое в нем хотелось бы вычеркнуть, но он вписал свои страницы в историю воспитания человечества, в том числе через литературу. «Прощай» — слово многозначное, оно звучит, когда с чем-то хотят расстаться, но также призывает к прощению.
Первый гость «Православной гостиной» Всесвятского храма в Минске – Игорь ЗОЛОТУССКИЙ (слева)
Читайте ещё:
Хачкар — символ веры, памяти, патриотизмаВ мире и с миромДрузей по голосу находятДмитрий Богославский: «Вопросы задаю в космос»
|
Спасение
Для самого Игоря Золотусского прощение начиналось со спасения. Правда, тогда все, что происходило вокруг, могло вызывать лишь ужас. Маленький ребенок из хорошей семьи (отец был разведчиком) попадает в детдом — родители были репрессированы еще до войны. Но то, что происходило с ним, сыном «врагов народа», тоже было похоже на какое-то чудовищное наказание. Детдом, по его словам, оказался тем же своеобразным лагерем, только без колючей проволоки, где были свои жесткие порядки. Кроме того, такие, как он, домашние дети терпели еще и обиды и жестокость со стороны других детдомовских воспитанников.
— ...Но нас ведь там кормили. Мы пережили войну, когда вокруг была разруха и голод — нам помогли простые люди. Как это ни парадоксально, но детдом мне дал возможность выжить, стать сильным, — вспоминал Игорь Петрович. — Я сейчас думаю, что тот период в моей жизни был не случайным: человек в жизни учится прощать. Я, как шекспировский Гамлет, долго жил чувством мести: за родителей и за себя. Но прошел свой путь прощения — а это ведь и есть путь к миру и Богу в душе.
Для него детдом стал отправной точкой на пути к вере, которая избавляет сердце от страстей и обид, после чего все происходящее в жизни видится цепочкой неслучайных событий. Сейчас, с высоты прожитых лет (84 года) и полученного духовного опыта, он рассуждает о «путях Господних», о судьбе, которая, возможно, была предопределена: детдом располагался в Даниловом монастыре. На его территории до 1931 года находилась могила Николая Гоголя. С творчеством этого писателя удивительным образом оказалась связана судьба Золотусского-литературоведа.
Прозрение
После окончания Казанского университета он успел поработать школьным учителем, журналистом, прежде чем заявил о себе как о литературном критике. Этот талант отметил в нем Корней Чуковский на Всемирном семинаре молодых критиков — столько страсти было в статье «Рапира Гамлета» (которого автор по-человечески понимал, ему ничего не пришлось из себя выжимать искусственно). Правда слова всегда ощутима. Даже тогда, в советском прошлом, которое сегодня окрашено в цвета правильного социалистического реализма (или потому?) все были особенно чувствительны к правде творчества и праву творца быть собой.
Эта чувствительность проявлялась по-разному по отношению к современникам и к классикам литературы. Последние — признанные, с ними приходится считаться, как-то объяснять странности в их биографии. Вот, например, Гоголь со своим вторым томом «Мертвых душ» — видимо, что-то случилось с человеком, не иначе как душевная болезнь...
Ничего подобного не было, уверен автор книги «Гоголь» из серии «Жизнь замечательных людей» Игорь Золотусский. Эта книга вышла в свет в конце 1970-х и стала серьезным исследованием для автора, в котором он попытался объяснить суть так называемого «мистицизма Гоголя». Гоголь был глубоко верующий человек. Для него всем в мире ведает Бог. Человек, познавший Божественную Благодать, именно через нее будет мерить все свои поступки, в том числе и созданные произведения. Гоголь был требователен к себе, и то, что не соответствовало его высоким духовным требованиям, что было несовершенно, не приближало к Богу, он не мог принять сам. Уничтожение второго тома «Мертвых душ» — это приношение писателя на алтарь веры, которая была для него сутью жизни и творчества.
«Оправдание Гоголя» — так называется десятисерийный документальный фильм, подготовленный Игорем Золотусским к 200-летию писателя. Оправдание — это скорее объяснение, что сам Гоголь всю жизнь искал оправдания у Бога. Чтобы это понять, съемочная группа побывала практически во всех местах, связанных с именем великого писателя. В том числе и в Иерусалиме, куда тот ездил молиться. Он надеялся, что там произойдет его встреча с Богом, что он станет чище и лучше, проверит подлинность своей веры. Но, находясь у Гроба Господня, участвуя в Литургии, он не почувствовал того, что ожидал, его сердце оставалось черствым, это его поразило.
— Снимая фильм, мы шли буквально «по следу» Гоголя, — вспоминает Игорь Петрович. — Этот след привел меня к Гробу Господню. Там внезапно нахлынуло чувство неимоверного счастья, я испытал то, чего, возможно, так жаждал писатель.
Случилось так (случайно ли?), что он изучал Гоголя, но лучше понял самого себя. И литературу, которую Гоголь считал ступенькой к вере.
Служение
И тогда литература служит людям. Она говорит с ними о человеческом в человеке — о той душе, которую носит в себе каждый, которую спасает или уничтожает своими поступками — честными или бесчестными. Именно о такой литературе и ее лучших представителях ХХ века захотел поговорить Золотусский: они вели борьбу с собой, пытаясь не поддаваться лжи; против клеветы, которую на них обрушивали. В ряд великих писателей литературовед поставил Константина Симонова, Александра Солженицина, Василя Быкова...
Фильм, посвященный Быкову (российского телеканала «Культура») называется «Знак войны». Этим знаком отмечено рождение писателя. Он был совсем молодым пареньком, когда его приговорили к расстрелу на войне, заподозрив в нем немецкого шпиона. Пожалел пожилой солдат, который шепнул: «Беги, я выстрелю в воздух...». Затем тяжелое ранение и — имя в списке погибших, по ошибке.
— «Убитое» поколение — называл Василь Быков поколение, прошедшее через Великую Отечественную войну. Но Быков писал о войне и не о войне — он писал о человеке. Можно ли оправдать войной предательство и попрание совести? — рассуждает автор фильма.
Золотусский уже был известным критиком (поработал, в частности, в «Литературной газете»). Быков — известным писателем, которому, впрочем, это совсем не помогало жить спокойно. Даже на отдыхе в Ялте в Доме творчества он находился под бдительным контролем органов. И в мирное время он жил словно на передовой. «Новый мир» под руководством Твардовского, где он печатался, превратился в «литературную Брестскую крепость». Его печатали, его читали. Его правде о войне верили читатели. Поэтому были попытки подорвать репутацию честного и неудобного Быкова. С ним случилась беда (именно так он об этом говорил): его имя появилось в числе подписей под статьей в «Правде», осуждающей Солженицина (это был ловкий, хорошо продуманный ход). Он глубоко переживал. Но с воодушевлением воспринял ломку старой системы. Об этом периоде жизни Василя Быкова, видимо, в России известно меньше, если судить по фильму, где писателя называют эмигрантом. Но на самом деле он всегда оставался гражданином Республики Беларусь.
— Он был лучше меня... — подытожил автор фильма на встрече. — Он был скромный человек. Но это был писатель, которого сохранила судьба, который пришел неслучайно: он был связан со своей родной землей и через ее очень драматичную историю поставил вопросы, важные для всего мира: как сохранить человека.
И в продолжении темы литературовед Золотусский добавил:
— Я был знаком со многими белорусскими писателями, они вызывали у меня уважение. Это были настоящие дети своей земли: Янка Брыль — настоящий богатырь в жизни и в литературе. С Алесем Адамовичем мы много ездили вместе. Я знаю, как он переживал чернобыльскую трагедию, писал письмо Горбачеву с просьбой помочь его народу. Это были мощные личности, которые понимали истинное призвание литературы — служить людям.
Любви к человеку, милосердию, по мнению Игоря Золотусского, учила великая литература. Свет просвещения — это смирение и любовь. Есть ли это в литературе современной? — задается вопросом он. Являясь одним из членов жюри премии «Ясная Поляна», прочитывает много представленных произведений, отмечает все более заметную тенденцию нигилизма, отрицания, неверия в человека. Вот почему «Прости, ХХ век!» Когда люди просят прощения, они понимают, что нужно меняться. Ведь правда?
Лариса ТИМОШИК.
Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.