Во многих вопросах создание Евразийского экономического союза сталкивалось с жестким противостоянием интересов стран-партнеров. Глобальный компромисс был, естественно, достигнут. Вот только по определенным позициям национальные правительства продолжают выставлять препятствия к выравниванию условий для бизнеса. Одной из таких неприятностей остается ситуация в сфере международных автомобильных перевозок. В частности, белорусские транспортные компании беспокоит Федеральный закон № 362, принятый в России в ноябре прошлого года и очень скоро вступающий в силу. Суть закона в ужесточении контроля за перевозками и перевозчиками (особенно иностранными). Получается, с чем боролись, на то и напоролись?
Без решительных действий белорусские перевозчики могут лишиться своего бизнеса.
Договорились
С 1 января вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, в разработке которого участвовало Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси. «На протяжении 2014 года проведена значительная работа по созданию условий для максимально рационального и эффективного использования имеющегося транспортного потенциала нового интеграционного объединения», — заявил во время итоговой коллегии ведомства министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак.
Действительно, в рамках подписанного договора удалось достичь определенной степени либерализации условий выполнения международных автомобильных перевозок на территории Таможенного союза. В частности, положения договора предусматривают, что международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, осуществляются на безразрешительной основе:
1) между государством-членом, на территории которого перевозчики зарегистрированы, и другим государством-членом (двусторонние перевозки);
2) транзитом через территории других государств-членов (транзитные перевозки);
3) между другими государствами-членами (перевозки в/из третьих стран внутри Таможенного союза).
Не опять, а снова
Помимо прочего, договор предусматривает, что государства-члены к 1 июля нынешнего года принимают программу поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена, на период с 2016 по 2025 годы с определением степени и условий этой либерализации. Это относится к так называемым каботажным перевозкам (на территории одной страны осуществляет внутреннюю перевозку грузов транспортная компания из другого государства).
«Однако есть еще проблемные вопросы в интеграции, — заявляет председатель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) Николай Боровой. — Я имею в виду Федеральный закон № 362, который усиливает контроль за работой автомобильного транспорта в целом и в том числе, конечно, государств-партнеров. Очень бы хотелось, чтобы мы не возобновляли появление транспортного контроля между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Четыре года назад мы это ликвидировали, а сейчас все возвращается на круги своя».
Конкуренция так конкуренция
Почему же данный закон так беспокоит перевозчиков? Все просто — его действие приведет к снижению объема перевозок на территории России иностранными компаниями, а значит, и сократит их прибыль. Позиция белорусских перевозчиков понятна: «Раз уж мы в одном экономическом пространстве, давайте действовать по принципу нормальной конкуренции». А на деле получается, что как стремилась Россия защитить свой бизнес, так она продолжает это делать, по сути ставя своих и чужих в неравные условия. Но мы ведь вроде как не чужие...
«Эта ситуация не может улучшить ведение бизнеса в ЕАЭС, — говорит Николай Боровой. — На 10% мы увеличили объем перевозок, при этом нам удалось получить только к концу года рентабельность 0,6%. К большому сожалению, два последних года мы не можем обновлять подвижной состав. Честное слово, если не будет принято решение, связанное с поддержкой наших перевозчиков, а мы эти предложения представляем (они касаются, например, утилизационного сбора, который увеличил наши затраты на приобретение подвижного состава на 7%), то нам будет очень тяжело. У нас на 20% выросли доходы, а на 17% расходы. А если мы не будем обновлять парк, то будет и меньше перевозок».
Несмотря ни на что
Что же такое международный автомобильный транспорт Беларуси? Это 15 тысяч большегрузных автомобилей, свыше 3 тысяч малых и микропредприятий, которые работают в этой области. И даже несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру и непростую ситуацию на рынке транспортных услуг, получившую развитие в прошедшем году, по прогнозируемым данным, за 2014 год общий объем перевозок отечественными перевозчиками увеличится на 10% и составит около 11,7 млн долларов. «Стоит сказать, что 84% этих грузов перевезены в двухстороннем сообщении, обслуживая экспортно-импортные предприятия. А это наша главная задача. При этом 51% перевозок в двухстороннем сообщении приходится на транспортировку грузов между Беларусью и Россией. В прошлом году мы на 2,4% снизили использование разрешений и увеличили объем перевозок на безразрешительной основе. Это не случайно. Это результат большой работы, которая была проведена бизнесом», — делится итогами Николай Боровой.
Кстати, отличительная черта 2014 года — значительное увеличение участия белорусских транспортников в перевозках экспортной продукции. «Также мы стремимся сократить порожние пробеги. Коэффициент использования пробега увеличился и составляет 0,78, то есть каждые 78 км из 100 мы проезжаем с грузом. Но еще есть к чему стремиться — идеала пока не достигли».
При дефиците перевозок из стран Евросоюза белорусские транспортные компании выбрали путь создания дочерних предприятий на территории Казахстана и России. В течение только последнего года было создано несколько хороших транспортных компаний в странах-партнерах. «В 2014 году мы выполнили более 3 тысяч перевозок по такой схеме (груз доставляют из Западной Европы в Беларусь, а потом далее в Россию и Казахстан), — говорит Николай Боровой. — А также мы использовали возможности, предусмотренные Указом главы государства № 358, который дает возможность таможенного оформления экспортных и импортных грузов на наших терминалах, после чего идет доставка на разрешительной основе в страны ЕАЭС».
***
Прислушаются ли к мнению белорусских транспортных компаний в странах-партнерах по ЕАЭС, будет зависеть от жесткости официальной позиции белорусского правительства. Она, в принципе, сформирована. Во всяком случае, по словам заместителя премьер-министра Беларуси Анатолия Калинина, тема постоянно контролируется: «Что касается проблем по интеграции, то они есть — некоторые ущемления наших интересов, боязнь наших перевозчиков. Поэтому нам нужно проявлять настойчивость в рамках Договора о ЕАЭС. Мы много говорим о каботажных перевозках, но ответа пока не услышали. Мы ведем сейчас переговоры и консультации в рамках трех стран. Надеемся, что найдем соглашение, которое не будет препятствовать каботажным перевозкам в рамках Единого экономического пространства. Но это процесс, необходимо время».
Владислав КУЛЕЦКИЙ.
В последние годы количество очередников существенно уменьшается
Пенсии рабочим — без ограничений, дополнительная поддержка — семьям.