Вы здесь

Общее не значит наше?


До­го­вор о ЕА­ЭС про­возг­ла­ша­ет либерализацию автомобильных пе­ре­во­зок, но Россия решила защитить свой ры­нок.

Во многих вопросах создание Евразийского экономического союза сталкивалось с жестким противостоянием интересов стран-партнеров. Глобальный компромисс был, естественно, достигнут. Вот только по определенным позициям национальные правительства продолжают выставлять препятствия к выравниванию условий для бизнеса. Одной из таких неприятностей остается ситуация в сфере международных автомобильных перевозок. В частности, белорусские транспортные компании беспокоит Федеральный закон № 362, принятый в России в ноябре прошлого года и очень скоро вступающий в силу. Суть закона в ужесточении контроля за перевозками и перевозчиками (особенно иностранными). Получается, с чем боролись, на то и напоролись?

10-22

 

 Без решительных действий белорусские перевозчики мо­гут лишиться свое­го бизнеса.

 

Читайте ещё:

 

Селу нужен лидер

Трансгенный источник иммунитета

В единой системе инноваций

В ЕАЭС — закупки по одним принципам

Рынок, который построим мы

Что это было?

Избавиться от существующих барьеров

«Не критикуют только мертвецов»

Кто выжил, тот и сильный?

Только добросовестная конкуренция

Белорусский рынок глазами россиян

Связь без роуминга

 

Договорились

С 1 ян­ва­ря вступил в силу До­го­вор о Евразийском экономическом со­ю­зе, в раз­ра­бот­ке ко­то­ро­го участ­во­ва­ло Министерство транс­пор­та и коммуникаций Беларуси. «На протяжении 2014 го­да про­ве­де­на значительная ра­бо­та по созданию условий для максимально рационального и эффективного использования имеющегося транс­порт­но­го потенциала но­во­го интеграционного объединения», — заявил во вре­мя итоговой коллегии ве­дом­ства министр транс­пор­та и коммуникаций Анатолий Сивак.

Действительно, в рам­ках подписанного до­го­во­ра уда­лось достичь оп­ре­де­лен­ной степени либерализации условий выполнения меж­ду­на­род­ных автомобильных пе­ре­во­зок на территории Та­мо­жен­но­го со­ю­за. В частности, положения до­го­во­ра предусматривают, что меж­ду­на­род­ные автомобильные перевозки гру­зов, вы­по­лня­е­мые перевозчиками, зарегистрированными на территории од­но­го из го­су­дарств-чле­нов, осуществляются на безразрешительной ос­но­ве:

1) меж­ду го­су­дар­ством-чле­ном, на территории ко­то­ро­го перевозчики зарегистрированы, и другим го­су­дар­ством-чле­ном (двусторонние перевозки);

2) транзитом че­рез территории других го­су­дарств-чле­нов (транзитные перевозки);

3) меж­ду другими государствами-членами (перевозки в/из третьих стран внутри Та­мо­жен­но­го со­ю­за).

Не опять, а сно­ва

Помимо про­че­го, до­го­вор предусматривает, что го­су­дар­ства-чле­ны к 1 июля ны­неш­не­го го­да принимают прог­рам­му по­этап­ной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории од­но­го из го­су­дарств-чле­нов, автомобильных пе­ре­во­зок гру­зов меж­ду пунктами, расположенными на территории дру­го­го го­су­дар­ства-чле­на, на период с 2016 по 2025 го­ды с определением степени и условий этой либерализации. Это относится к так на­зы­ва­е­мым ка­бо­таж­ным пе­ре­воз­кам (на территории од­ной стра­ны осуществляет внут­рен­нюю пе­ре­воз­ку гру­зов транс­порт­ная компания из дру­го­го го­су­дар­ства).

«Од­на­ко есть еще проб­лем­ные воп­ро­сы в интеграции, — за­яв­ля­ет пред­се­да­тель Ассоциации меж­ду­на­род­ных автомобильных перевозчиков (БА­МАП) Николай Бо­ро­вой. — Я имею в виду Фе­де­раль­ный за­кон № 362, ко­то­рый усиливает контр­оль за ра­бо­той автомобильного транс­пор­та в це­лом и в том числе, ко­неч­но, го­су­дарств-парт­не­ров. Очень бы хо­те­лось, что­бы мы не возобновляли появление транс­порт­но­го контр­оля меж­ду Российской Федерацией и Республикой Бе­ла­русь. Че­ты­ре го­да на­зад мы это ликвидировали, а сей­час все возвращается на круги своя».

Конкуренция так конкуренция

По­че­му же дан­ный за­кон так беспокоит перевозчиков? Все прос­то — его действие приведет к снижению объема пе­ре­во­зок на территории России иностранными компаниями, а значит, и сократит их прибыль. Позиция белорусских перевозчиков по­ня­тна: «Раз уж мы в од­ном экономическом прост­ран­стве, да­вай­те дей­ство­вать по принципу нор­маль­ной конкуренции». А на де­ле по­лу­ча­ет­ся, что как стремилась Россия защитить свой бизнес, так она про­дол­жа­ет это де­лать, по сути ста­вя своих и чужих в не­рав­ные условия. Но мы ведь вро­де как не чужие...

«Эта ситуация не мо­жет улучшить ведение бизнеса в ЕА­ЭС, — говорит Николай Бо­ро­вой. — На 10% мы увеличили объем пе­ре­во­зок, при этом нам уда­лось получить толь­ко к кон­цу го­да рен­та­бель­ность 0,6%. К боль­шо­му сожалению, два последних го­да мы не мо­жем об­нов­лять подвижной сос­тав. Чест­ное сло­во, если не бу­дет принято решение, свя­зан­ное с под­держ­кой наших перевозчиков, а мы эти предложения предс­тав­ля­ем (они ка­са­ют­ся, например, утилизационного сбо­ра, ко­то­рый увеличил наши за­тра­ты на приобретение подвижного сос­та­ва на 7%), то нам бу­дет очень тя­же­ло. У нас на 20% выросли до­хо­ды, а на 17% рас­хо­ды. А если мы не бу­дем об­нов­лять парк, то бу­дет и мень­ше пе­ре­во­зок».

Не­смот­ря ни на что

Что же та­кое меж­ду­на­род­ный автомобильный транс­порт Беларуси? Это 15 ты­сяч боль­шег­руз­ных автомобилей, свы­ше 3 ты­сяч ма­лых и микропредприятий, ко­то­рые ра­бо­та­ют в этой области. И да­же не­смот­ря на неблагоприятную внеш­нюю конъюнктуру и не­прос­тую ситуацию на рын­ке транс­порт­ных услуг, получившую развитие в про­шед­шем го­ду, по прогнозируемым дан­ным, за 2014 год общий объем пе­ре­во­зок отечественными перевозчиками увеличится на 10% и составит око­ло 11,7 млн до­лла­ров. «Стоит ска­зать, что 84% этих гру­зов пе­ре­ве­зе­ны в двух­сто­рон­нем сообщении, обслуживая экс­порт­но-импортные предприятия. А это на­ша глав­ная за­да­ча. При этом 51% пе­ре­во­зок в двух­сто­рон­нем сообщении приходится на транспортировку гру­зов меж­ду Бе­ла­русью и Россией. В прош­лом го­ду мы на 2,4% снизили использование разрешений и увеличили объем пе­ре­во­зок на безразрешительной ос­но­ве. Это не слу­чай­но. Это ре­зуль­тат боль­шой ра­бо­ты, ко­то­рая бы­ла про­ве­де­на бизнесом», — делится итогами Николай Бо­ро­вой.

Кстати, отличительная чер­та 2014 го­да — значительное увеличение участия белорусских транспортников в пе­ре­воз­ках экс­порт­ной продукции. «Так­же мы стремимся сократить порожние пробеги. Коэффициент использования про­бе­га увеличился и сос­тав­ля­ет 0,78, то есть каж­дые 78 км из 100 мы про­ез­жа­ем с гру­зом. Но еще есть к че­му стремиться — идеала по­ка не достигли».

При дефиците пе­ре­во­зок из стран Ев­ро­со­ю­за белорусские транс­порт­ные компании выбрали путь создания дочерних предприятий на территории Ка­зах­ста­на и России. В течение толь­ко по­след­не­го го­да бы­ло соз­да­но не­сколь­ко хороших транс­порт­ных компаний в стра­нах-парт­не­рах. «В 2014 го­ду мы выполнили бо­лее 3 ты­сяч пе­ре­во­зок по та­кой схе­ме (груз до­став­ля­ют из За­пад­ной Ев­ро­пы в Бе­ла­русь, а по­том да­лее в Россию и Ка­зах­стан), — говорит Николай Бо­ро­вой. — А так­же мы использовали возможности, пре­дус­мот­рен­ные Ука­зом гла­вы го­су­дар­ства № 358, ко­то­рый да­ет воз­мож­ность та­мо­жен­но­го оформления экс­порт­ных и импортных гру­зов на наших терминалах, по­сле че­го идет до­став­ка на разрешительной ос­но­ве в стра­ны ЕА­ЭС».

***

Прислушаются ли к мнению белорусских транс­порт­ных компаний в стра­нах-парт­не­рах по ЕА­ЭС, бу­дет зависеть от жесткости официальной позиции бел­орус­ско­го правительства. Она, в принципе, сформирована. Во вся­ком слу­чае, по сло­вам заместителя премь­ер-министра Беларуси Анатолия Калинина, те­ма пост­оян­но контролируется: «Что ка­са­ет­ся проб­лем по интеграции, то они есть — не­ко­то­рые ущемления наших интересов, бо­язнь наших перевозчиков. По­это­му нам нуж­но про­яв­лять настойчивость в рам­ках До­го­во­ра о ЕА­ЭС. Мы мно­го говорим о ка­бо­таж­ных пе­ре­воз­ках, но от­ве­та по­ка не услышали. Мы ве­дем сей­час пе­ре­го­во­ры и консультации в рам­ках трех стран. Над­еем­ся, что най­дем соглашение, ко­то­рое не бу­дет пре­пят­ство­вать ка­бо­таж­ным пе­ре­воз­кам в рам­ках Единого экономического прост­ран­ства. Но это про­цесс, необходимо вре­мя».

Владислав КУЛЕЦКИЙ.

Выбор редакции

Жилищный «квадрат» в собственность

Жилищный «квадрат» в собственность

В последние годы количество очередников существенно уменьшается

Общество

Как греться, чтобы не загореться?

Как греться, чтобы не загореться?

Вместе с МЧС разбираемся в нюансах печного отопления.

Регионы

Чем привлечь людей к деревне?

Чем привлечь людей к деревне?

Место для трудолюбивых и смелых.