Вы здесь

Нормандский формат на минской площадке


За­втра в Минске планируется встре­ча в так на­зы­ва­е­мом «нор­манд­ском фор­ма­те» для то­го, что­бы обсудить пути разрешения украинского кризиса. Этот фор­мат получил свое название по­сле пе­ре­го­во­ров меж­ду российским президентом Владимиром Путиным и его украинским кол­ле­гой Петром Порошенко, про­ве­ден­ных при посредничестве канц­ле­ра ФРГ Ан­ге­лы Мер­кель и фран­цуз­ско­го президента Фран­суа Ол­лан­да в Нормандии в рам­ках празднования 70-лет­не­го юбилея высадки со­юз­ных войск во вре­мя Вто­рой мировой вой­ны.

10-18

10-18

 

Читайте ещё:

 

«Это хорошая боль, это сильная боль»

Заинтересованность в мире

Тест на государственность

Годовщина перезагрузки

 

Мировые СМИ успели окрестить эту встре­чу последним шан­сом для выработки мирного решения конфликта на вос­то­ке Украины, по­сле ко­то­ро­го о­ста­нет­ся толь­ко лишь во­ен­ная опция. Ве­ро­ят­но, к та­кой оцен­ке развития ситуации обоз­ре­ва­те­лей подтолкнули слухи о яко­бы готовящихся со сто­ро­ны Вашингтона пост­авках оборонительного вооружения украинским влас­тям для нужд антитеррористической операции. Именно этим обс­то­я­тель­ством за­пад­ные СМИ объяснили столь вне­зап­ные визиты Фран­суа Ол­лан­да и Ан­ге­лы Мер­кель сна­ча­ла в Киев, а по­том в Моск­ву, да­бы избежать под­об­но­го сценария развития ситуации. В Германии и Франции, а так­же в ря­де других европейских го­су­дарств он рассматривается как не способствующий де-
эскалации конфликта на вос­то­ке Украины, а на­обо­рот, еще боль­ше усугубляющий кризис, ко­то­рый потенциально мо­жет перерасти в по­лно­масш­таб­ную вой­ну меж­ду Россией и НА­ТО. Хо­тя в боль­шей степени эта апокалипсическая риторика как европейских, так и российских политических элит призвана скрыть ре­аль­ную уста­лость от за­тя­нув­ше­го­ся конфликта и вы­зван­ной им геополитической напряженности меж­ду За­па­дом и Россией.

Изначально пе­ре­го­во­ры в нор­манд­ском фор­ма­те планировались на 15 ян­ва­ря в Аста­не (это ста­ло воз­мож­но по­сле дипломатических усилий Президента Ка­зах­ста­на Нур­сул­та­на На­за­рба­е­ва). Од­на­ко из-за на­чав­шей­ся но­вой эскалации конфликта на вос­то­ке Украины, а так­же отсутствия компромисса меж­ду участниками нор­манд­ской четверки по не­ко­то­рым положениям пе­ре­го­вор­ной повестки дня встре­ча в Аста­не так и не сос­то­я­лась.

Тем не ме­нее подготовительная ра­бо­та к астанинскому саммиту бы­ла про­ве­де­на на очень серь­ез­ном уров­не, и именно ее ре­зуль­та­ты, в том числе, ля­гут в ос­но­ву планируемых пе­ре­го­во­ров в нор­манд­ском фор­ма­те в Минске. 5 ян­ва­ря в преддверии не­сос­то­яв­ше­го­ся саммита в Аста­не прош­ла подготовительная встре­ча в Берлине на уров­не политдиректоров МИДов Франции, Германии, Украины и России. Во вре­мя этой встречи раз­ра­ба­ты­вал­ся про­ект до­рож­ной кар­ты выполнения минского про­то­ко­ла и ме­мо­ран­ду­ма, ко­то­рый мог бы быть предс­тав­лен на утверждение участников саммита в нор­манд­ском фор­ма­те в Аста­не. Не­смот­ря на то, что про­ект до­рож­ной кар­ты был раз­ра­бо­тан, ос­тал­ся ряд воп­ро­сов, по ко­то­рым не уда­лось найти приемлемого для всех сто­рон компромисса.

Су­дя по все­му, именно нахождению компромисса по не­ко­то­рым положениям до­рож­ной кар­ты имплементации минских соглашений были посвящены пе­ре­го­во­ры 5 фев­ра­ля Фран­суа Ол­лан­да и Ан­ге­лы Мер­кель с Пет­ром По­ро­шен­ко в Киеве. На следующий день французский и немецкий лидеры прибыли в Моск­ву для аналогичных пе­ре­го­во­ров с Владимиром Путиным, во вре­мя ко­то­рых обсуждались но­вые предложения украинской сто­ро­ны по урегулированию ситуации на вос­то­ке Украины. Тот факт, что их бы­ло ре­ше­но продолжить уже в по­лном нор­манд­ском фор­ма­те 8 фев­ра­ля по­сред­ством видеоконференции, говорит, что сто­ро­ны согласились пойти на взаимные компромиссы.

Но­вые детали пе­ре­го­вор­ной повестки дня встречи нор­манд­ской четверки в Минске 11 фев­ра­ля по­ка неизвестны, но од­ноз­нач­но мож­но ска­зать, что они бу­дут ос­но­вы­вать­ся на минских соглашениях — про­то­ко­ле от 5 сен­тяб­ря и ме­мо­ран­ду­ме от 19 сен­тяб­ря 2014 го­да, а так­же под­го­тов­лен­ной до­рож­ной кар­ты их имплементации. Так­же известно, что в преддверии пе­ре­го­во­ров в Минске должна состояться встре­ча кон­такт­ной груп­пы ОБ­СЕ — Украина — Россия, во вре­мя ко­то­рой бу­дут об­суж­дать­ся гуманитарные воп­ро­сы, установление режима тишины, об­мен пленными и дру­гое. Вмес­те с тем ос­та­ют­ся не­ко­то­рые воп­ро­сы для взаимного согласования. Именно от ус­пе­ха дан­но­го про­цес­са бу­дет зависеть су­дьба нор­манд­ско­го саммита в Минске.

В по­след­нее вре­мя минские соглашения практически по­лностью перестали вы­по­лнят­ся всеми сторонами, участвующими в конфликте на вос­то­ке Украины, что послужило основанием для актуализации дискуссий о необходимости поиска но­во­го пе­ре­го­вор­но­го фор­ма­та по украинскому кризису и, воз­мож­но, заключения но­вых соглашений. Од­на­ко в ко­неч­ном итоге ока­за­лось, что минский фор­мат и соглашения ос­та­ют­ся безальтернативными. Тем бо­лее что ра­нее мировому сообществу был предс­тав­лен план «Бой­сто» российско-американской груп­пы экс­пер­тов, состоящей из бывших вы­со­ко­пос­тав­лен­ных пер­сон. Большинство пунк­тов это­го пла­на в том или ином виде со­дер­жат­ся в минских соглашениях.

Мож­но предположить, что по ре­зуль­та­там пе­ре­го­во­ров в дополнение к имеющемуся про­то­ко­лу и ме­мо­ран­ду­му бу­дет подписана до­рож­ная кар­та, детализирующая выполнение не­ко­то­рых пер­во­о­че­ред­ных положений минских соглашений с соответствующими политическими гарантиями глав го­су­дарств нор­манд­ской четверки. За­пад­ные СМИ назвали дан­ную пе­ре­го­вор­ную по­вест­ку дня как «Минск плюс», не­ко­то­рые детали ко­то­рой стали известны по ре­зуль­та­там выступления официальных лиц Германии и Франции во вре­мя Мюн­хен­ской конференции по безопасности, проходившей 6 — 8 фев­ра­ля.

Преж­де все­го, речь пой­дет о механизмах не­мед­лен­но­го прекращения ог­ня на вос­то­ке Украины. Для это­го пред­ла­га­ет­ся соз­дать демилитаризованную зо­ну глубиной в 50—70 км (в минском ме­мо­ран­ду­ме пред­ла­га­лось соз­дать зо­ну безопасности глубиной 30 км). Таким об­ра­зом, линия разграничения украинских во­о­ру­жен­ных сил и бо­е­вых формирований ДНР и ЛНР бу­дет пе­рес­мот­ре­на. По­ка не яс­но, кто и как бу­дет обеспечивать мониторинг и верификацию режима неприменения оружия. Минским про­то­ко­лом эта функция воз­ла­га­лась на ОБ­СЕ, но ряд СМИ уже ус­пел сообщить о том, что рассматривается вариант вво­да миротворческого контингента под эгидой ООН или ОБ­СЕ. Планирование, согласование и развертывание та­кой миротворческой миссии — обыч­но длительный про­цесс. Тем бо­лее что к не­му не­од­ноз­нач­но относится украинская сто­ро­на, о чем заявил Петр По­ро­шен­ко во вре­мя Мюн­хен­ской конференции по безопасности. По­это­му наиболее ре­аль­ная перспектива на сегодняшний день — увеличение количества мониторинговых групп ОБ­СЕ. В свою оче­редь, их увеличение позволит решить еще од­ну важ­ную проб­ле­му — установление по­лно­го и эффективного контр­оля над российско-украинской границей на участ­ке про­тя­жен­ностью 450 км, где ДНР и ЛНР соприкасаются с российской территорией. До сих пор мониторинговые груп­пы ОБ­СЕ вели наблюдение за неконтролируемым украинскими властями участ­ком границы толь­ко в двух точ­ках. На­ко­нец, су­дя по все­му, бу­дут об­суж­дать­ся воп­ро­сы, свя­зан­ные с усилением авто­ном­но­го ста­ту­са не­ко­то­рых рай­о­нов Лу­ган­ской и До­не­цкой об­лас­тей, находящихся под контр­олем ДНР и ЛНР. При этом речи о федерализации Украины не идет.

На­сколь­ко ус­пеш­ным ока­жет­ся нормандский фор­мат в разрешении конфликта на вос­то­ке Украины по­ка­жут конк­рет­ные договоренности и их ре­аль­ное выполнение. По­ка же ос­та­ет­ся над­еж­да на то, что высокий политический уро­вень участников пе­ре­го­вор­но­го про­цес­са и воз­ла­га­е­мая на них от­вет­ствен­ность за принятые решения вы­сту­пят дополнительными гарантиями нормализации ситуации.

Арсений Сивицкий.

Выбор редакции

Культура

Минск 1941. Как это было

Минск 1941. Как это было

Небо почернело от самолетов.

Культура

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и  «после»

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и «после»

Они еще не знали, что впереди — долгие три года жизни под оккупацией.

Общество

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Социальное дистанцирование и наполняемость до 50 человек — таковы требования к аудиториям ЦТ.