Завтра в Минске планируется встреча в так называемом «нормандском формате» для того, чтобы обсудить пути разрешения украинского кризиса. Этот формат получил свое название после переговоров между российским президентом Владимиром Путиным и его украинским коллегой Петром Порошенко, проведенных при посредничестве канцлера ФРГ Ангелы Меркель и французского президента Франсуа Олланда в Нормандии в рамках празднования 70-летнего юбилея высадки союзных войск во время Второй мировой войны.
10-18
Читайте ещё:
«Это хорошая боль, это сильная боль»Заинтересованность в миреТест на государственностьГодовщина перезагрузки
|
Мировые СМИ успели окрестить эту встречу последним шансом для выработки мирного решения конфликта на востоке Украины, после которого останется только лишь военная опция. Вероятно, к такой оценке развития ситуации обозревателей подтолкнули слухи о якобы готовящихся со стороны Вашингтона поставках оборонительного вооружения украинским властям для нужд антитеррористической операции. Именно этим обстоятельством западные СМИ объяснили столь внезапные визиты Франсуа Олланда и Ангелы Меркель сначала в Киев, а потом в Москву, дабы избежать подобного сценария развития ситуации. В Германии и Франции, а также в ряде других европейских государств он рассматривается как не способствующий де-
эскалации конфликта на востоке Украины, а наоборот, еще больше усугубляющий кризис, который потенциально может перерасти в полномасштабную войну между Россией и НАТО. Хотя в большей степени эта апокалипсическая риторика как европейских, так и российских политических элит призвана скрыть реальную усталость от затянувшегося конфликта и вызванной им геополитической напряженности между Западом и Россией.
Изначально переговоры в нормандском формате планировались на 15 января в Астане (это стало возможно после дипломатических усилий Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева). Однако из-за начавшейся новой эскалации конфликта на востоке Украины, а также отсутствия компромисса между участниками нормандской четверки по некоторым положениям переговорной повестки дня встреча в Астане так и не состоялась.
Тем не менее подготовительная работа к астанинскому саммиту была проведена на очень серьезном уровне, и именно ее результаты, в том числе, лягут в основу планируемых переговоров в нормандском формате в Минске. 5 января в преддверии несостоявшегося саммита в Астане прошла подготовительная встреча в Берлине на уровне политдиректоров МИДов Франции, Германии, Украины и России. Во время этой встречи разрабатывался проект дорожной карты выполнения минского протокола и меморандума, который мог бы быть представлен на утверждение участников саммита в нормандском формате в Астане. Несмотря на то, что проект дорожной карты был разработан, остался ряд вопросов, по которым не удалось найти приемлемого для всех сторон компромисса.
Судя по всему, именно нахождению компромисса по некоторым положениям дорожной карты имплементации минских соглашений были посвящены переговоры 5 февраля Франсуа Олланда и Ангелы Меркель с Петром Порошенко в Киеве. На следующий день французский и немецкий лидеры прибыли в Москву для аналогичных переговоров с Владимиром Путиным, во время которых обсуждались новые предложения украинской стороны по урегулированию ситуации на востоке Украины. Тот факт, что их было решено продолжить уже в полном нормандском формате 8 февраля посредством видеоконференции, говорит, что стороны согласились пойти на взаимные компромиссы.
Новые детали переговорной повестки дня встречи нормандской четверки в Минске 11 февраля пока неизвестны, но однозначно можно сказать, что они будут основываться на минских соглашениях — протоколе от 5 сентября и меморандуме от 19 сентября 2014 года, а также подготовленной дорожной карты их имплементации. Также известно, что в преддверии переговоров в Минске должна состояться встреча контактной группы ОБСЕ — Украина — Россия, во время которой будут обсуждаться гуманитарные вопросы, установление режима тишины, обмен пленными и другое. Вместе с тем остаются некоторые вопросы для взаимного согласования. Именно от успеха данного процесса будет зависеть судьба нормандского саммита в Минске.
В последнее время минские соглашения практически полностью перестали выполнятся всеми сторонами, участвующими в конфликте на востоке Украины, что послужило основанием для актуализации дискуссий о необходимости поиска нового переговорного формата по украинскому кризису и, возможно, заключения новых соглашений. Однако в конечном итоге оказалось, что минский формат и соглашения остаются безальтернативными. Тем более что ранее мировому сообществу был представлен план «Бойсто» российско-американской группы экспертов, состоящей из бывших высокопоставленных персон. Большинство пунктов этого плана в том или ином виде содержатся в минских соглашениях.
Можно предположить, что по результатам переговоров в дополнение к имеющемуся протоколу и меморандуму будет подписана дорожная карта, детализирующая выполнение некоторых первоочередных положений минских соглашений с соответствующими политическими гарантиями глав государств нормандской четверки. Западные СМИ назвали данную переговорную повестку дня как «Минск плюс», некоторые детали которой стали известны по результатам выступления официальных лиц Германии и Франции во время Мюнхенской конференции по безопасности, проходившей 6 — 8 февраля.
Прежде всего, речь пойдет о механизмах немедленного прекращения огня на востоке Украины. Для этого предлагается создать демилитаризованную зону глубиной в 50—70 км (в минском меморандуме предлагалось создать зону безопасности глубиной 30 км). Таким образом, линия разграничения украинских вооруженных сил и боевых формирований ДНР и ЛНР будет пересмотрена. Пока не ясно, кто и как будет обеспечивать мониторинг и верификацию режима неприменения оружия. Минским протоколом эта функция возлагалась на ОБСЕ, но ряд СМИ уже успел сообщить о том, что рассматривается вариант ввода миротворческого контингента под эгидой ООН или ОБСЕ. Планирование, согласование и развертывание такой миротворческой миссии — обычно длительный процесс. Тем более что к нему неоднозначно относится украинская сторона, о чем заявил Петр Порошенко во время Мюнхенской конференции по безопасности. Поэтому наиболее реальная перспектива на сегодняшний день — увеличение количества мониторинговых групп ОБСЕ. В свою очередь, их увеличение позволит решить еще одну важную проблему — установление полного и эффективного контроля над российско-украинской границей на участке протяженностью 450 км, где ДНР и ЛНР соприкасаются с российской территорией. До сих пор мониторинговые группы ОБСЕ вели наблюдение за неконтролируемым украинскими властями участком границы только в двух точках. Наконец, судя по всему, будут обсуждаться вопросы, связанные с усилением автономного статуса некоторых районов Луганской и Донецкой областей, находящихся под контролем ДНР и ЛНР. При этом речи о федерализации Украины не идет.
Насколько успешным окажется нормандский формат в разрешении конфликта на востоке Украины покажут конкретные договоренности и их реальное выполнение. Пока же остается надежда на то, что высокий политический уровень участников переговорного процесса и возлагаемая на них ответственность за принятые решения выступят дополнительными гарантиями нормализации ситуации.
Арсений Сивицкий.
Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.
Внедряются инновационные технологии в практику работы детских садов.
Рассказываем, почему туда стоит сходить.