Почему-то вспомнилось вдруг о социальном дарвинизме. Если забыли, напоминаю, что это теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за существование, выявленные Чарльзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе. Начиная с конца ХІX века и по сей день эта же теория с большим удовольствием применяется для описания отношений в условиях капиталистической экономики. Вроде бы все правильно — на рынке выживает самый приспособленный. Вот только у человека есть такое гаденькое, пакостное свойство — все извращать. Та же участь постигла и экономические отношения. Естественная конкуренция превратилась в соревнование «кто хитрее», а монополии стали прикрываться некими благими целями. Удастся ли перебороть эту тенденцию в Евразийском экономическом союзе?
Читайте ещё:
«Не критикуют только мертвецов»Только добросовестная конкуренцияОбщее не значит наше?Белорусский рынок глазами россиянСвязь без роуминга
|
Контролера выбрали
Если проследить за выступлениями глав государств — членов ЕАЭС, то основу их риторики составляет идея последовательной политики создания равноправного союза, без изъятий и ограничений свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. И все это провозглашено Договором о ЕАЭС. Но ограничений и исключений еще пока что много. Один из самых обсуждаемых вопросов — равные условия для предприятий на всей территории союза, иными словами, честная конкуренция без вмешательства извне и хитрых уловок изнутри.
И как обычно принято у людей, поскольку в обществе наблюдается какая-то хроническая аллергия на саморегуляцию своего поведения, чтобы добиться выполнения этих равных условий, потребовался внешний надзор. С 1 января 2015 года Евразийская экономическая комиссия была наделена функциями контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках Единого экономического пространства. Таким образом, антимонопольная сфера стала первым направлением в ЕАЭС, где создано наднациональное управление. Теперь ЕЭК во взаимодействии с уполномоченными антимонопольными органами государств — членов союза проводит анализ рынков, выявляет признаки нарушений правил конкуренции, рассматривает обращения хозяйствующих субъектов. Кстати, Нурлан Алдабергенов, член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии, подчеркивал, что наднациональный антимонопольный орган будет тесно взаимодействовать с Судом ЕАЭС в Минске.
Кроме того, министр обратил внимание на то, что имплементация (т. е. фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне) модельного закона «О конкуренции» будет завершена в странах ЕАЭС к концу 2015 года. Нурлан Алдабергенов отметил, что в процессе согласования данного закона к нему были предложены различные дополнения, которые также будут представлены к концу года на утверждение глав государств. В целом в антимонопольное законодательство имплементировано в Беларуси около 60% норм модельного закона, в Казахстане — до 80%, в России — свыше 90%. Армения присоединилась к ЕАЭС в этом году. Проводится соответствующая работа по присоединению Кыргызстана. В этих странах гармонизация с общими правилами только еще предстоит.
А как будем исполнять?
Важно помнить, что Евразийский экономический союз — это союз суверенных стран. Главным содержанием нового интеграционного образования станет экономическое сотрудничество. В настоящее время практически в полноценном режиме работает единая таможенная территория, где осуществляется свободное движение товаров. Общий рынок товаров регулируется согласованными трехсторонними актами антимонопольного законодательства, общими правилами госзакупок. Формируется общее транспортное и энергетическое пространство.
«Создание ЕАЭС будет иметь огромный экономический эффект для входящих в него государств, в первую очередь за счет снятия всех торговых ограничений, — считает заместитель директора Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Александр Курильчик. — Вполне понятным является появление в ЕАЭС единых норм технического регулирования, а также обязательств государств‑членов о проведении согласованной политики в ключевых отраслях экономики — энергетике, промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте».
Однако появились ли какие-то существенные изменения в регулировании вопросов конкуренции на трансграничных рынках с созданием ЕАЭС? Александр Курильчик объясняет: «В связи со вступлением в силу Договора о ЕАЭС Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года прекратило свое действие. В договоре сохранены все действующие нормы этого соглашения, а также введен ряд новаций. В частности, расширен перечень субъектов, подпадающих под антимонопольный контроль ЕЭК (физические лица и некоммерческие организации государств‑членов, не являющиеся хозяйствующими субъектами). Комиссия наделена правом направления в уполномоченные органы государств‑членов мотивированного представления о проведении процессуальных действий. Введены штрафы за несвоевременное представление в комиссию предусмотренных договором сведений, а также за представление заведомо недостоверных сведений. При этом за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках размеры штрафов могут быть увеличены». Кстати, ежегодно комиссия будет готовить и представлять в Высший евразийский экономический совет отчет о состоянии конкуренции на трансграничных рынках и мерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренции на них.
Кроме того, в Договоре о ЕАЭС в соответствии с международной практикой установлены запреты на антиконкурентные соглашения (соглашения между игроками, которые представляют наибольшую угрозу конкуренции). В частности, запрещены (без каких-либо исключений) соглашения, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); сокращению или прекращению производства товаров; отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками).
Кто прав, а кто виноват?
Еще год назад в Беларуси существовала проблема неконтролируемого вывоза продовольствия в Россию в связи с тем, что продукты здесь были значительно дешевле. За последнее время экономическая ситуация в обеих странах изменилась. Санкции Евросоюза против России и российское эмбарго на поставки из стран ЕС, падение российского рубля — все это отразилось и на Беларуси.
Во второй половине 2014 года Евразийская экономическая комиссия провела мониторинг цен на отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров на приграничных территориях Беларуси и России, который показал, что российские продовольственные товары в розничной торговле Беларуси представлены в весьма ограниченном объеме. «Это в основном растительное масло, гречневая крупа, рис, рыба мороженая, макароны, мука, — перечисляет Алеся Абраменко, заместитель начальника отдела Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК. — Что касается розничных цен, то на такие продукты, как молоко, подсолнечное масло, сахар-песок, рис, мясо куриное, хек замороженный, яйцо куриное, макароны, мука пшеничная, они практически одинаковы в Беларуси и в России. В то же время сливочное масло, творог, рис, гречневая крупа в Беларуси дешевле. А в России ниже цены на тушеную говядину, пищевую соль, мороженую рыбу».
Эта ситуация показывает, насколько сложно отрегулировать общую конкурентную среду для всех стран-участниц объединения. По сути, Беларусь, защищая родных производителей, старается больше продавать своих товаров, чем российских. Но при этом как-то не получается справедливая конкуренция. В свою очередь Россия тоже частенько устраивает белорусским производителям встряску под предлогом проверки качества или других причин, старается не пустить конкурента на свой рынок. Не говоря уже о Казахстане. Товары из этой страны в белорусских магазинах — редкость. И вдобавок ко всему — на одни и те же товары у четырех стран абсолютно разные цены. Хотя последнее, скорее, хорошо — значит, на рынке будет выигрывать тот, кто предложит наиболее конкурентную цену. Только здесь как раз и кроется самая большая проблема — стремления каждой страны дать некие преимущества именно своим предприятиям снивелируют все плюсы экономического союза. Если аналогичный продукт произведен в более благоприятных условиях, его конкурент не имеет шансов на победу в борьбе. И это касается не только товаров, но и услуг. Сейчас много вопросов по завышенным ценам, например, авиаперевозок. И получается, что все хотят как лучше, а получается… как было. Но так ведь нельзя.
Потому что выходит так: не «выживает наиболее приспособленный, сильный», а «кто выжил, тот и сильный».
Владислав КУЛЕЦКИЙ.
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.
«Выборы мы проводим для своей страны и для своего народа».