Вы здесь

Общее решение одной проблемы


Как предпринимателям конкурировать на рынке ЕАЭС

Трудовая деятельность предпринимателей в Беларуси имеет вид синусоидного графика. Несмотря на многие часы диалогов с властью, всегда остаются камни преткновения и нерешенные вопросы, которые потом выливаются в потерю прибыли для всех сторон. В итоге вмешиваться приходится Президенту. «Бизнес должен работать в равных условиях», — твердо сказал глава государства в ходе недавней встречи с предпринимателями. Подробнее о ней и о деятельности предпринимателей на рынке ЕАЭС рассказал председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин в эксклюзивном интервью для «СЕ».

24-31

 

Успеть за 9 месяцев

Как отметил Владимир Карягин, встреча с Президентом Александром Лукашенко по Указу №222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» тщательно готовилась.

— Республиканская конфедерация предпринимательства провела много встреч с предпринимателями и руководителями министерств, постоянно отслеживая изменения в этом вопросе. Мы сторонники развития цивилизационных форм бизнеса. В ходе реализации экономических программ рынок развивается неравномерно. Не все предприниматели успевают адаптироваться. Изменения в законодательстве проходят на фоне различных потрясений экономического характера в СНГ и Европе. Безусловно, это все сказывается на предпринимательской деятельности. В связи с резким падением спроса на промышленные товары индивидуальные предприниматели — плательщики единого налога — не смогли в полной мере реализовать остатки товаров в сроки, установленные указом № 222. Предпринимались такие меры для реализации товарных остатков, как предоставление скидок на 30-50%, реализация в рассрочку, различные акции. Однако вопрос не решился. И сейчас предприниматели столкнулись с высокими налогами. Но мы по-прежнему сторонники защиты потребителя, торговли качественным товаром. В свою очередь для импортеров и производителей продукции также есть проблема сертификации. В Беларуси сегодня существует сертификация не на все виды товаров. В большинстве своем попросту негде провести эту работу. Власть, выслушав все точки зрения, пошла на уступки предпринимателям. Она связана обязательствами в межгосударственных органах ЕАЭС. В силу вступают требования регулирования на уровне 4 стран. Безусловно, все это время отсрочки необходимо использовать, чтобы наладить цепочки товаров, чтобы предприниматель смог ими воспользоваться. Ну и, конечно, у предпринимателей появилось время, чтобы дораспродать свой товар. Есть вопрос по книгам и обуви, которые годами могут не реализовываться, и в этом случае необходимо подумать о поиске гибких решений в виде исключения. Хотя стоит сказать, что Президент Беларуси не первый раз уже прислушался к мнению бизнеса и сейчас у нас есть коридор до 1 января 2016 года.

Придется много работать

Владимир Карягин подчеркнул важность изучения ситуации вокруг условий деятельности предпринимателей в России, где для них создан ряд преференций.

— Там не говорят о продаже несертифицированного товара. Там просто не будет проверок предпринимателей. В годовом послании в декабре 2014 года Владимир Путин объявил об антикризисных мерах поддержки малого бизнеса, которые состоят из 7 пунктов, в том числе на 4 года отсутствие проверок для малой розничной торговли. Также введен мораторий на рост налогов. В Беларуси Александр Лукашенко пошел бизнесу навстречу. Вопрос решен комплексно. Но, подчеркиваю, придется много работать. Индивидуальным предпринимателям нужно подстраиваться под этот процесс. В том числе создавать новые предприятия и осваивать новые виды деятельности, преобразовываться. В это время особенно нужна поддержка государства в налаживании вместе с предпринимателями мелкооптовых баз.

Следует учесть, что большинство предпринимателей, работающих в торговле, а это около 60%, — женщины в возрасте 40-50 лет, у которых есть дети. Многие из них имеют неполные семьи. Им сложно адаптироваться и необходима помощь в переобучении. В Германии, например, созданы специальные курсы, где за деньги правительства обучают предпринимателя, который меняет свою профессию. В Беларуси пока такого нет. Мы, бизнес-ассоциации, готовы этим заниматься и быть партнерами государства в поддержке начинающих предпринимателей и тех, кто меняет профиль своей деятельности.

Повысить белорусский экспорт в 1,5 — 3 раза?

По словам Владимира Карягина, белорусским предприятиям достаточно нелегко на рынках ЕАЭС. Как известно, подписан тысячестраничный договор о создании Евразийского экономического союза. Проходят заседания, где обсуждается, как устранить барьеры при выходе компаний на новые рынки на равных условиях. Но вместе с тем, присутствует и ряд сложностей в регулировании этих процессов.

— Сейчас получена возможность работать в Российской Федерации. С начала этого года мы имеем право представить свою продукцию даже в правительственных закупках России. На эти цели сегодня работает Белорусская универсальная товарная биржа, Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен. Мы также дополнительно сейчас создали Тендерный центр при РКП, потому что в России есть 6000 тендерных площадок, о которых многие даже не знают. И наша задача сегодня помочь предприятиям выйти на них. Наш Тендерный центр позволяет видеть, по каким ценам продавался тот или иной продукт, всех игроков рынка. Благодаря этому создается возможность увереннее работать в условиях ЕАЭС. Но, чтобы выйти на тендеры России, их банковские организации должны лучше знать наши предприятия для обеспечения финансовых ресурсов или предоставления гарантий. В данный момент есть потенциальная возможность повысить белорусский экспорт в ЕАЭС в 1,5 — 3 раза даже при сужающихся рынках. В Беларуси много отраслей, где комплектующие для производства нашей продукции являются инвестиционным импортом. Производственная цепочка в этом случае становится дороже. Ввиду этого правительству необходимо поддерживать конкурентоспособность предприятий и прислушиваться к производителям.

Риск демпинга есть

— В Беларуси эффективного антимонопольного агентства нет. Вернее, у нас присутствует антимонопольный орган — Министерство экономики, но нет того, что есть в России, — Федеральной антимонопольной службы. Там работают 5000 сотрудников, которые изучают ситуацию на конкретных товарных рынках, следят за выполнением правил добросовестной конкуренции и деятельностью монополистов. В Беларусь сегодня может прийти любая крупная зарубежная структура и быстро «задавить» достаточно большое количество предприятий, которые мгновенно станут неконкурентоспособными. Белорусский предприниматель меньше защищен от демпинга на территории Евразийского экономического союза. Также предприниматели сегодня недостаточно активно вовлечены в обсуждение технических регламентов, надеясь на то, что за них все сделают. В таком случае наши интересы могут быть просто проигнорированы и не учтены. В Казахстане и России создана экономика государственно-частного партнерства, где основную роль играет крупный частный капитал, который имеет национальный интерес в продвижении своего производства на рынках товаров и услуг и увеличении прибыли за счет этого. В рамках ЕАЭС подготовлен модельный закон по конкуренции, но должны существовать национальные антимонопольные органы. Предприниматель должен быть более осведомлен, лучше знать общий рынок. На уровне ЕАЭС разрабатываются технические нормы и правила с участием делового сообщества.

Илья КРЫЖЕВИЧ.

Выбор редакции

Калейдоскоп

Гороскоп на следующую неделю

Гороскоп на следующую неделю

ОВЕН. Во вторник события будут развиваться благоприятно для вас, неожиданно могут возникнуть новые перспективы для карьеры.

В мире

Се Сяоюн: «Китайско-белорусское сотрудничество пойдет по ускоренному пути развития»

Се Сяоюн: «Китайско-белорусское сотрудничество пойдет по ускоренному пути развития»

Президент Беларуси Александр Лукашенко и Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин договорились об историческом подъеме сотрудничества на новый уровень.