Вы здесь

ДЕЛА И РУКИ ЗОЛОТЫЕ...


Армения — единственная страна в мире, в которой официально отмечается Национальный день ювелира. Его празднуют в последнее воскресенье октября. И хотя похожий праздник есть (в некоторых странах 31 января отмечается как Международный день ювелира с 2008 года), в Армении акцент сделан именно на национальных умельцах и на государственном уровне.

24-14

И это не случайно. Армения издревле славилась своими золотых и серебряных дел мастерами: армянскому ювелирному наследию 5000 лет. В Государственном историческом музее Армении можно увидеть экспозицию, которая свидетельствует о том, что страна являлась одним из передовых центров ювелирного искусства цивилизации древней Передней Азии.

Армянские мастера, помимо чисто материального, приписывали драгоценным металлам и камням сверхъестественную силу, усматривая в них символы неба, богов, высших духовных ценностей. Исторический музей хранит роскошную коллекцию золотых изделий с ІІІ тысячелетия до н.э. и до наших дней: миниатюрные скульптуры, предметы культа и ритуальные предметы, символы власти, оружие, украшения, золотое шитье, печати. Большинство из них — уникальные находки, результат раскопок исторических памятников Армении. Произведения искусства армянских ювелиров можно увидеть не только в музеях Армении, но и известных музеях мира — например, нью-йоркском «Метрополитен».

Ювелирное искусство Армении отличается самобытностью и непревзойденным мастерством: геммы, искусная резьба на золоте и серебре, уникальное литье, чеканка, шлифовка камней, инкрустация отразились в удивительных предметах украшения, культа и быта. О серьезном отношении армян к ювелирному искусству говорит и тот факт, что едва ли не со времен изобретения армянского алфавита для сохранности и украшения рукописей изготавливались переплеты из золота и серебра.

Нельзя не упомянуть и более поздние уникальные произведения армянских ювелиров советского периода. Правда, их показывают не каждому — только самым высокопоставленным и важным гостям. Это золотой армянский алфавит и золотой крест, что хранятся в резиденции Католикоса всех армян, в Первопрестольном Эчмиадзине, в специальных сейфах. В 1976 году Верховный Патриарх и Католикос всех армян Вазген І захотел увековечить деяние создателя армянской письменности Месропа Маштоца. Искусные мастера тайно работали над этими шедеврами, а эскиз каждой буквы утверждал Вазген І. На 36 букв армянского алфавита ушло 23 кг пожертвованного золота высшей пробы и сотни бриллиантов.

Каждая буква имеет свою неповторимую форму и орнамент. Некоторые сделаны в виде птиц: буквы «В» и «П» похожи на орла, буква «Ц» — на павлина, а на букву «Ш» ушло 7 золотых монет императора Наполеона. Обрамлены буквы драгоценностями эфиопского королевского двора. На крест ушло 20 кг золота и 200 драгоценных камней: алмазы, изумруды, бриллианты и крупный рубин. Все это пожертвовали французские армяне: в рамках туристической поездки в Советскую Армению они на себе провозили золотые украшения, из которых потом был сделан крест.

Вообще, следует отметить, что у армян особое отношение к золоту и серебру, истоки которого уходят вглубь веков. Многие традиции имеют вполне логичное научное объяснение: обычай дарить грудничку серебряную ложку для кормления объясняется полезными свойствами серебра, равно как и использование серебряной посуды в обиходе.

А вот обычай одаривать золотом своих близких и вообще иметь много золота специалисты объясняют и жизненной необходимостью: на протяжении веков армянский народ, переживший не одну резню, бросал свои дома и все нажитое, спасаясь от истребления. Единственное, что можно было унести с собой и на себе, — это золото, которое спасло жизнь не одному армянину. За золото можно было купить еду, спрятаться от преследования, выкупить жизнь родных и близких... Так что наличие в обиходе армянского населения серебряных и позолоченных поясов, золотых пряжек, пуговиц, головных и прочих украшений, серебряной посуды имело не только практическое, но зачастую и судьбоносное значение.

24-13

Зо­ло­той армянский алфавит и зо­ло­той крест, изготовленные по за­ка­зу Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Ваз­ге­на І.

 

Удивительная, самобытная техника работы над золотыми и серебряными украшениями армянских ювелиров оттачивалась на протяжении многих веков, поражая воображение царей и королей по всему миру. Прекрасные изделия, выходящие из «золотых» рук армянских ювелиров, становились воистину предметом гордости для своих владельцев. Кольца, браслеты, кулоны и сережки украшали сильных мира сего, а сами авторы драгоценностей становились приближенными ко дворам королей, наиболее уважаемыми гражданами.

Мастер Тацик, например, армянин по происхождению, работающий по древней ювелирной технологии дедов и прадедов, был одним из наиболее уважаемых граждан Львова XV века. Причем славу ему принесло умение работать над украшением драгоценными камнями оружия, которым щеголяли городские богачи. Из дошедших до наших дней работ Тацика специалисты выделяют саблю, на украшение которой потребовался 451 драгоценный камень.

Не меньшей славой в своем деле пользовался и другой армянин, ювелир Бедрос Захаревич, который долгие годы был придворным ювелиром знаменитого польского короля Яна Собеского Третьего. Работы с техникой украшения оружия при помощи глубокой золотой инкрустации так поразили тогда Европу, что польскому королю за мастера предлагали целые города... Кстати, Ян Собеский ни разу соблазну не поддался.

В XVІІІ — XІX веках центром армянского ювелирного искусства были Тбилиси и Стамбул, а во времена СССР Армения стала центром ювелирной промышленности. Огромной популярностью в Советском Союзе и за рубежом пользовались изделия, изготавливаемые местным ювелирным заводом. Так называемая «пахлава», фирменная разработка армянских ювелиров, оригинальная насечка на кольцах, цепочках и кулонах, имела огромный успех у потребителей.

Нынешние известные ювелиры-армяне пользуются как технологией, сохранившейся с древних времен, так и самыми современными дизайнерскими разработками. И популярность изделий современных ювелиров из Армении с каждым годом все выше и в Америке, и в европейских странах. Более того, изделия армянских мастеров постоянно находятся в центре повышенного внимания, завоевывая премии и награды на самых известных международных выставках.

Сегодня во всем мире известны имена таких армянских ювелиров, как Нур (Арман Давтян), Роберт Тадевосян, Саркис Саакян и другие. Произведения Нура носят такие звезды, как Майя Плисецкая, Эл Джероу, Шер и даже бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт и многие другие. Что интересно, Нуру нельзя ничего заказывать: автор сам решает, какое украшение он сделает для клиента... Он долго общается с заказчиком и сам выносит «вердикт»...

А вот британский бизнесмен армянского происхождения Роберт Тадевосян в 1990 году основал компанию «Tateossіan London», которая занимается дизайном и производством высококачественных ювелирных украшений. Компания также известна своими запонками, в том числе и их дизайном для таких известных брендов, как «Zegna», «Canalі», «Cornelіanі». В 2011 году Роберт открыл в Ереване бутик своей фирмы.

Армянский ювелир Саркис Саакян создает пасхальные яйца в стиле Фаберже. Его работы давно стали украшением частных коллекций многих известных людей, в том числе президентов многих стран, а также знаменитого французского шансонье армянского происхождения Шарля Азнавура.

В Армении работает и Ереванский Ювелирный Завод-1 «ГНОМОН», основанный в 1950 году. Он является крупнейшим производителем ювелирных изделий в регионе и предлагает практически весь ассортимент ювелирных изделий из разных проб и цвета золота: это цепи и браслеты (ручного и автоматного плетения), кольца, серьги, кулоны, подвески, броши, колье и другие ювелирные изделия со вставками из натуральных драгоценных, полудрагоценных и синтетических камней. Ассортимент изделий насчитывает порядка 10 000 видов и постоянно обновляется. Завод также производит мужские и женские часы марки «Гномон» с механизмами швейцарских фирм «ETA», «RONDA», японской фирмы «CІTІZEN», российской фирмы «Полет» со вставками из бриллиантов и без вставок. Товарный знак «Гномон» зарегистрирован в Швейцарии, Германии и России. Здесь также изготовляют медали (государственные награды, памятные и юбилейные медали) и т.д. Оборудование завода постоянно обновляется и закупается у известных фирм Италии, Швейцарии, Германии. На заводе есть также участок огранки бриллиантов и аффинажное производство.

Среднестатистический потребитель сегодня в Армении может приобрести изделия из золота и серебра ничуть не худшего качества и за вполне приемлемую цену. Золотые рынки Еревана предлагают самый широкий ассортимент украшений местных мастеров-частников, которые не только отдают дань традициям, но и создают прекрасные аналоги самых известных ювелирных брендов. Любой желающий может взять глянцевый журнал, показать понравившееся украшение мастеру, и он сделает точно такое же! А если прогуляться на местный «Вернисаж», то здесь рекой течет «серебро»: украшения самых причудливых и оригинальных форм, филигранная огранка камней, инкрустация эмалью... Глаза разбегаются, а туристов даже в будний день не перечесть.

В ближайшем будущем специалисты предсказывают бурное развитие и рост ювелирной индустрии Армении. Более того, президент Всемирной ассоциации армянских ювелиров Гагик Манукян уверен, что в планах на будущее — занять 10-ю часть российского ювелирного рынка: это более чем четыре миллиарда долларов в год. Из них почти три миллиарда — это импорт. 10-я часть импорта — 290 миллионов долларов. На эту долю рассчитывают армянские ювелиры, равно как и на рост объемов оборотов в ближайшие два — три года, в первую очередь со странами — членами ЕАЭС. Тем более что продукция армянских мастеров востребована на потребительском рынке. А пока ювелиры Армении продолжают работать, приспосабливаются к новым экономическим условиям и собираются в следующем году впервые принимать у себя Конгресс Всемирной ювелирной конфедерации (CІBJO).

Ирина Аброян, г. Ереван.

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на эту неделю

Восточный гороскоп на эту неделю

ВЕСЫ. Вам необходимо вооружиться фантазией и творчески реализовать свои замыслы по поводу летнего отдыха.