Вы здесь

Александр Михайлов: «Эксперименты помогают театру искать новые пути»


Заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство» — о том, чего не хватает театрам разных стран и что делать, чтобы молодежь приходила на спектакли

Александра Михайлова можно считать космополитом. Родился в Сибири, школу закончил в Могилеве, в США преподавал театральное искусство и даже поставил там свой спектакль. Сейчас он художественный руководитель театра «Свободное пространство» и известный в России режиссер. С тех пор, когда он мальчишкой бегал по могилевским улицам, прошло несколько десятилетий. Но здешний театр навсегда остался в памяти вторым домом. В свое время его отец работал директором театра, а мама сыграла на могилевской сцене десятки ролей. Потом семья уехала в Харьков, и Могилев на годы остался в прошлом. И неизвестно еще, вернулся ли бы когда-нибудь Александр Михайлов в город своего отрочества, если бы не молодежный театральный форум «М.@rt.контакт». За 10 лет его существования худрук вместе со своим театром побывал здесь несколько раз. И дважды коллектив возвращался домой с гран-при этого фестиваля. В Могилеве орловский театр любят и ждут. И билеты на спектакль «Украденное счастье», который проходил в рамках нынешнего юбилейного форума «М.@rt.контакт», разобрали еще в начале января. Мы же воспользовались возможностью поговорить с художественным руководителем театра о жизни, современных тенденциях и общих проблемах. И, конечно же, вспоминали детство.

7-16

7-16

 

Было время, когда гастроли длились месяцами

— Всегда приятно побывать в городе, где прошли твои школьные годы, — Александр Михайлов сохранил в душе много теплых воспоминаний о Могилеве. — Город небольшой, я его в детстве весь вдоль и поперек облазил. Театр вообще был для меня частью жизни. А еще ходил в спортивную школу, занимался баскетболом, немного фехтованием. Стадион «Спартак» был виден из окон нашей квартиры. Он очень сильно изменился. Помню, как мы зимой ходили туда прямо на коньках, надевали их дома и цокали через дорогу. Хорошее время было. А потом родители ушли на пенсию, и мы все уехали в Харьков.

— А как в Беларуси-то оказались?

— Вообще наша семья много путешествовала. До войны родители окончили институт в Харькове и по распределению работали в Армении. Потом отец ушел на фронт, а когда вернулся, они с мамой еще немного пожили в Ереване и поехали покорять Сибирь. Там кочевали по разным городам. Я, кстати, родился в Бийске. Оттуда жизнь забросила нас в Сызрань Куйбышевской области, а потом в Могилев. В здешнем театре тогда работала целая группа хороших артистов — Бульчик, Кашина, Рудаков... Много ставилось советской драматургии, шел «военный» спектакль про Могилев. На него всегда раскупались билеты. Интересно же посмотреть, что в родном городе происходило. В те годы театр много ездил на гастроли, причем длились они порой по два месяца. В Пскове бывали, в Новгороде... Артисты работали напряженно, играли спектакль в театре, а потом еще на сцене какого-нибудь дома культуры. Сейчас такого уже нет.

— С Беларусью связи какие-то сохранились?

— Моя родная сестра живет в Минске. К театру, правда, она не имеет никакого отношения. Инженер по образованию, кандидат технических наук. Училась в Москве, а работать приехала в Минск, в научно-исследовательский институт.

Таланты надо искать и выращивать

— Сейчас периферийные театры очень страдают от недостатка профессионалов. Жизнь бьет ключом только в столицах. Орловский театр «Свободное пространство» скорее исключение, чем норма.

— В этот театр я пришел работать в 1987 году, когда он переживал не лучшие времена. Сначала приглашали артистов, а в 90-е годы стали сами готовить кадры в нашем институте искусств. В 1996 году сделали первый набор, в 2000-м — второй, и пошло-поехало. Никто особенно не хочет оставаться в глубинке, но никто не стремится и из Москвы приезжать. Поэтому на наших учеников вся надежда. Сегодня практически все областные театры сами для себя готовят смену.

Режиссеров, кстати, тоже выращиваем. А еще приглашаем — как молодых, чтобы они имели возможность реализовать свои проекты, так и уже опытных. Так сложилось, что мы работаем в основном с питерской школой: к нам приезжали Геннадий Тростянецкий, Владимир Ветрогонов.

— А вы часто получаете приглашения со стороны, чтобы что-то поставить?

— Бывает, но сейчас больше времени приходится уделять театру и студентам. Последний спектакль ставил в Харькове. До этого работал в Самаре, Новосибирске, Ростове-на-Дону. По программе «Фулбрайт» ездил в Америку, делился опытом. Целый семестр работал там в институте. Поставил у них спектакль «На всякого мудреца довольно простоты».

— От чего зависит успех спектакля: от режиссера или все-таки актера? Ваш спектакль «Оскар и Розовая дама», который взял гран-при на первом «М.@rt.контакте» в Могилеве, просто перевернул всю душу. Елена Крайняя в роли Оскара была неподражаема.

— Конечно, надо, чтобы актер соответствовал образу. Если бы не было в нашей труппе такой талантливой актрисы, как Елена Крайняя, я не стал бы ставить этот спектакль. Материал очень трогательный. Так получилось, что наша постановка появилась немного раньше, чем в Питере с Алисой Фрейндлих. Просто переводчица пьесы Ирина Горина не сказала, что отдала ее еще и в БДТ.

Новое на сцене полезно, но в меру

— Могилевский театральный форум «М.@rt.контакт» нацелен на то, чтобы привлечь в театр молодежь. И, как показывает практика, интерес вызывают скорее не классические, а экспериментальные постановки. Как говорят критики, это помогает развиваться не только местным театрам, но и вообще белорусскому искусству. А вы что-то берете из этого для себя?

— Конечно, мы смотрим друг друга, что-то берем на заметку. Главная задача фестиваля — это контакты, обогащение взаимное. Дружим странами, городами.

— А насколько лично вам интересен экспериментаторский театр?

— Сам по себе он скучноватый. Он интересен только специалистам. И публика смотрит его с трудом. Он нужен для того, чтобы театр не застывал, искал какие-то новые формы. Должны быть интересные пьесы и хорошие артисты. В этом смысле я больше люблю английский театр. Почти всегда это хорошие артисты, очень внятная изобретательная режиссура. Не вымученная, а скорее неожиданная, смелая и почти всегда убедительная. Не надо ломать голову, зачем это, для чего? Иногда эксперименты заканчиваются насилием над драматургией. Если это длинно, скучно, мне это не нравится.

— А как относитесь к нецензурщине на сцене, вообще чернухе? Считаете ли вы, что все средства хороши, чтобы завлечь молодежь в театр?

— Публика тоже порой бывает консервативна. Некоторые люди могут очень нервно реагировать: «Ах, это так грубо!» На самом деле никакого такого прямого воздействия театра на жизнь нет. И думать, что подростки что-то такое увидят в театре и возьмут на вооружение, не стоит. У художника, конечно, должна быть личная ответственность, но внешне его не стоит ограничивать. Есть такие понятия, как магистральное движение и «развитие цивилизации». Молодежь сейчас в сложном положении, потому что в основном все, что они смотрят по телевизору, — это плохой вкус, грубая развлекательная программа. И когда им в театре предлагают что-то посерьезнее, чем средний уровень, им тяжело.

Одно время в драматургии действительно было много чернухи и мата. Но отражать жизнь в формах самой жизни никому особенно не нравится. К тому же тех, кого отражают, сроду в театр не ходили, а люди, которые любят театр, не желают такое смотреть. Сейчас появляется совершенно другая драматургия, связанная с интенсивными духовными поисками, там есть мечта, фантазия, мистика.

Нам всем не хватает контактов

— Чего, на ваш взгляд, не хватает российскому и белорусскому театрам?

— Российскому, в первую очередь, не хватает контактов с мировым театром. Мы достаточно обособлены. Очень редко на наши фестивали приезжают зарубежные театры. А это единственная возможность увидеть, в каких формах они работают.

— А культурные связи с соседями по евразийскому пространству поддерживаете?

— Как-то с коллегой из Казахстана встретился на фестивале в Израиле. И случилось это впервые за много-много лет. Финансовые сложности не позволяют им приглашать нас на гастроли. Если наши едут туда что-то ставить, то в основном по программе поддержки русскоязычных театров за границей. Фестивали очень редко оплачивают дорогу. Есть фестиваль моно-спектаклей в Ереване, но это тоже далеко и дорого. Даже поездка в Крым в прошлом году обошлась нам в копеечку.

— В последнее время стало очень сложно уследить за новыми театральными тенденциями. Кто, на ваш взгляд, сегодня находится на пике популярности?

— Сегодня есть группа режиссеров, разных по подходам и принципам, почти у всех можно найти как замечательные работы, так и неудачные. И это нормально. Из старшего поколения можно выделить Каму Гинкас, Генриетту Яновскую. Очень хорошие спектакли идут в вахтанговском театре. В Воронеже работает замечательный режиссер Владимир Петров, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска». Интересные вещи происходят за Уральским хребтом, у них там своя тусовка, мы туда, увы, не доезжаем. Талантливый питерский режиссер Роман Феодори возглавляет Красноярский ТЮЗ. Появилась такая хорошая форма, как трансляция фестивальных спектаклей онлайн. В прошлом году, например, очень замечательный был фестиваль Коляда-place. Так что театр, назло всем трудностям, живет и развивается.

Нелли ЗИГУЛЯ. Фото автора.

 

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.