Недавнее заявление председателя Государственного комитета по стандартизации Виктора Назаренко о том, что автомобили старше 2007 года выпуска, ввозимые в Беларусь физическими лицами, с 1 апреля должны будут соответствовать экологическому классу 4 и выше, вызвало большой резонанс в СМИ. Но, как выяснилось, проблема не является проблемой в принципе. По словам заместителя генерального директора Автомобильной ассоциации «БАА» Александра Сидоревича, смотреть нужно глубже, и в первую очередь на круговорот автомобилей внутри рынка ЕАЭС.
7-19
Ближе к сути
«На самом деле речь идет об автомобилях, ввозимых из-за пределов Евразийского союза. На автомобили, которые привозятся в Беларусь из ЕАЭС, норма не распространяется», — отмечает Александр Сидоревич.
Он пояснил, что технический регламент ЕАЭС, который введен с 1 января 2015 года, содержал исключения для физических лиц. А именно, на автомобили, которые обращались физическими лицами в Беларуси, требовались свидетельства о безопасности конструкции. В интересах автовладельцев, в правительстве решили отменить влияние этого регламента на физических лиц. Для этого был сделан переходный период до 1 июля 2016 года. А это означает, что Беларусь для себя ослабила норму в отношении физических лиц. И теперь получалось, что они могли ввозить любые, в том числе непроверенные автомобили.
Тем не менее чтобы не делать «автомобильную свалку» из белорусского рынка, третье изменение, о котором объявили недавно (ТР ТС 018\2011), обязывает автомобили 2007 года выпуска соответствовать 4-ому экологическому стандарту. Оно было опубликовано еще 1 марта.
«Данная мера не давит на права граждан. Беларусь присоединилась к обязательствам выполнять технический регламент ЕАЭС. Порог 2007 года распространяется на автомобили, которые ввозятся не из ЕАЭС на территорию Беларуси. Таких автомобилей немного. Вот, к примеру, за автомобиль 2005 года выпуска с объемом двигателя 2 литра нужно уплатить таможенную пошлину около 8 тысяч долларов. Это невыгодно», — пояснил заместитель генерального директора.
7-27
Что делают соседи?
По словам Александра Сидоревича, в России выдача свидетельства о нормах безопасности конструкции автомобилей распространяется, в том числе, и на всех физических лиц. Правительство Казахстана тоже делает исключение для своих граждан. Там руководствуются национальным законодательством, где все делают для того, чтобы не было ажиотажа из-за требований. В отличие от Беларуси, у Казахстана инфраструктура по получению соответствий развита слабее.
«Не думаю, что будут ущемляться интересы какого-либо гражданина. Сегодня вопрос контроля остался без ответа. Неизвестно, какой орган конкретно будет выдавать разрешения. Однако оснований для паники на рынке нет. В любом случае речь идет об узком сегменте импорта из-за рубежа, вне ЕАЭС», — пояснил заместитель генерального директора автомобильной ассоциации «БАА».
Зрить в корень
Для Белорусской автомобильной ассоциации сегодня более актуален вопрос появления машин из России, которые не будут контролироваться белорусскими органами.
«Автомобиль, ввезенный из России, уже введен в обращение и не является согласно техническому регламенту и кодексу установившейся практики, объектом технического регулирования. В условиях действия регламентов ЕАЭС мы не можем защитить белорусский рынок от старых авто, которые идут к нам», — рассказал Александр Сидоревич.
Он также пояснил, почему допускают ввоз автомобилей именно 2007 года.
«Этот год выбран неслучайно. Именно в 2007 году все автомобили создавались по стандарту «Евро-4». Но есть, например, и исключения в Германии, где с 2005 года уже были автомобили 4 экологического класса. И как доказать, что он соответствует всем требованиям при ввозе в Беларусь — остается пока вопросом».
Илья КРЫЖЕВИЧ.
Прогуляться по болоту, посетить необитаемый остров.
Постарались найти ответы вместе с майором милиции Павлом Гомоном.
Первый заместитель председателя Могилевского облисполкома — о семье, любви к Родине и родительских уроках.